Олег Ефремов устроил драку из-за Хрущева. Как проходили съемки картины «Здравствуй и прощай»
Почему на главную роль требовалась актриса без яркого макияжа, как знаменитый Шурик сыграл председателя колхоза. Эти и другие интересные подробности о том как снималась знаменитая картина — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем лента
Мать троих детей, птичницу Шуру, бросает беспутный супруг Митька, он бежит из села в город. Когда в деревню приезжает новый участковый милиционер — холостой, высокий, статный Григорий Буров, между ним и Шурой возникают взаимные чувства. Тем временем муж Шуры Митька возвращается и пытается помешать счастью жены, с которой давно не живет.
Едва не ушел из кино
Сценарист Виктор Мережко долго шел к успеху. Сначала освоил профессию полиграфиста-технолога, работал по специальности. В 1964-м в 27 лет поступил на сценарный факультет ВГИКа.
Но после его окончания в 1968-м карьера не складывалась. Сценарии Виктора, затрагивающие нравственные проблемы, социальные конфликты, годами пылились на полках в редакторских отделах киностудий. За четыре года после вуза по его произведениям сняли всего две короткометражные ленты. Он успел жениться, но в семье намечался разлад. Денег на оплату съемной комнаты и даже на питание не хватало. Виктор намеревался вернуться к прежней профессии и забыть о творчестве. Но неожиданно ему позвонили из города на Неве: на «Ленфильме» на его сценарий «Здравствуй и прощай» обратил внимание постановщик Виталий Мельников, успевший прославиться картинами «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева». Каждый его фильм становился событием.
Простая и трогательная история привлекла постановщика своей самобытностью и подлинностью. Дело в том, что Мережко родился на хуторе в Ростовской области, знал реалии сельской жизни и быта. Так что его дебютная полнометражная лента отчасти автобиографична. Это позже он собирал материал для своих знаменитых сценариев «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова».
Еще одним дебютантом на съемках стал оператор-постановщик Юрий Векслер, сын знаменитого белорусского кинохудожника Абрама Векслера. Юрий все детство провел на съемочных площадках и даже работал над картинами Мельникова в качестве ассистента оператора. Но в «Здравствуй и прощай» сам встал за камеру впервые.
Необычное амплуа Шурика
На главную роль Шуры Ярмолюк пробовались многие актрисы. На кастинге побывала даже известная тогда Людмила Максакова. Но все исполнительницы — талантливые, умные и красивые — приходили на беседу с постановщиком с очень ярким макияжем. А в этой картине требовался не столичный лоск, а исконно русская красота. Такую Мельников разглядел в Людмиле Зайцевой. Девушка была родом из Краснодарского края. Из глубинки, как и Мережко, очень бойкая. Три раза поступала в школу-студию при МХАТе. Окончила Щукинское училище, подрабатывая в Москве штукатуром и уборщицей. Познакомившись с Людмилой, режиссер прекратил пробы и утвердил ее. До этого она снималась в кино один раз в эпизоде и была ошарашена тем, что ее взяли на главную роль, даже едва не попала под автобус возле «Ленфильма».
Сыграть буфетчицу Надежду попросили Наталью Гундареву. Она была известна только как театральная актриса, а в кино до этого снялась всего два раза в незаметных ролях. После фильма Мельникова режиссеры рьяно взялись эксплуатировать ее образ типичной романтичной кустодиевской женщины с пышными формами. На роль гулящего и трусоватого кавалера Наталья порекомендовала коллегу по Театру имени Маяковского Виктора Павлова.
Несмотря на занятость, сыграть участкового Григория Бурого согласился Олег Ефремов. Он не отправился в экспедицию на весь съемочный период, а приезжал только в те дни, когда были намечены его сцены.
Роль Митьки, непутевого мужа Шуры, досталась Михаилу Кононову. Он и раньше принимал участие в лентах режиссера.
В необычном для себя амплуа выступил Александр Демьяненко, став на экране председателем колхоза.
Обида на Хрущева
Фильм снимали на родине сценариста — в станицах Приморке и Синявское. Павильонов и декораций не использовали. Дом главной героини арендовали у местных жителей — с мебелью и утварью. Все селяне снимались в массовых сценах и эпизодах. Члены съемочной группы квартировали в хатах, поэтому киношники почти породнились с населением. Когда во время работы в Приморке начали играть свадьбу, съемки пришлось остановить на неделю! Вся массовка сидела за столами, да и кинематографисты не могли отказать станичникам. На веселье Олег Ефремов лестно высказался о хрущевской оттепели, после чего поссорился и даже подрался с кем-то из местных.
У селян с Никитой Сергеевичем были свои счеты, ведь именно при нем на 11 % увеличили налог на яблони в частных садах, навязали посев кукурузы.
Ефремов опекал молодых актрис Зайцеву и Гундареву, относился к ним с пиететом, хотя был звездой первой величины. Жители станиц вечно хотели с ним выпить. Актер и режиссер, склонный злоупотреблять эликсиром оптимизма, редко отказывался. По воспоминаниям Зайцевой, народный артист в подпитии сетовал на то, что женщины, проявлявшие к нему внимание, были ему не по сердцу, а те, в которых он влюблялся, не отвечали взаимностью.
Во время работы над картиной в Ростовской области установилась сильная жара. К 8:00 столбик термометра поднимался до 38 градусов! Поэтому работали с 5:30 до 12:00, а потом разбредались по хатам. Продолжали съемки после 17:00.
Художники по костюмам придумали для главной героини интересную градацию нарядов: вначале она в простеньком платье-халате, а позже, когда влюбляется в Бурова, преображается и ходит в выглаженной блузе, юбках, надевает яркие бусы. Поняв, что роман ничем не закончится, она появляется на экране вновь в платье-халате.
Картина объективно отражает жизнь в советском селе начала 1970-х годов. Часть городских жителей той поры тоже были выходцами из деревень, приехавшими в мегаполисы. Поэтому после премьеры в кинотеатры выстраивались очереди за билетами. Фильм показали и в местах съемок в станицах. Пришлось «крутить» ленту три дня подряд, так как клуб представлял из себя обычную небольшую избу. Устраивали по 10 сеансов в день с 7:00 и до позднего вечера. Ведь принимавшие участие в кинопроцессе селяне хотели на себя посмотреть и родственникам показать свои актерские достижения!
Еще материалы рубрики:
На съемках «Дворянского гнезда» у Андрея Кончаловского похитили фамильные драгоценности матери
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: как создавалась любимая советская комедия
Как снимали одну из первых шпионских саг Советского союза, фильм «Майор Вихрь»