1200 90

Олег Ефремов устроил драку из-за Хрущева. Как проходили съемки картины «Здравствуй и прощай»

Почему на главную роль требовалась актриса без яркого макияжа, как знаменитый Шурик сыграл председателя колхоза. Эти и другие интересные подробности о том как снималась знаменитая картина — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

maxresdefault 1

О чем лента

Мать троих детей, птичницу Шуру, бросает беспутный супруг Митька, он бежит из села в город. Когда в деревню приезжает новый участковый милиционер — холостой, высокий, статный Григорий Буров, между ним и Шурой возникают взаимные чувства. Тем временем муж Шуры Митька возвращается и пытается помешать счастью жены, с которой давно не живет.

Едва не ушел из кино

viktor merezhko

Виктор Мережко

Сценарист Виктор Мережко долго шел к успеху. Сначала освоил профессию полиграфиста-технолога, работал по специальности. В 1964-м в 27 лет поступил на сценарный факультет ВГИКа.

Но после его окончания в 1968-м карьера не складывалась. Сценарии Виктора, затрагивающие нравственные проблемы, социальные конфликты, годами пылились на полках в редакторских отделах киностудий. За четыре года после вуза по его произведениям сняли всего две короткометражные ленты. Он успел жениться, но в семье намечался разлад. Денег на оплату съемной комнаты и даже на питание не хватало. Виктор намеревался вернуться к прежней профессии и забыть о творчестве. Но неожиданно ему позвонили из города на Неве: на «Ленфильме» на его сценарий «Здравствуй и прощай» обратил внимание постановщик Виталий Мельников, успевший прославиться картинами «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева». Каждый его фильм становился событием.

Простая и трогательная история привлекла постановщика своей самобытностью и подлинностью. Дело в том, что Мережко родился на хуторе в Ростовской области, знал реалии сельской жизни и быта. Так что его дебютная полнометражная лента отчасти автобиографична. Это позже он собирал материал для своих знаменитых сценариев «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова».

Еще одним дебютантом на съемках стал оператор-постановщик Юрий Векслер, сын знаменитого белорусского кинохудожника Абрама Векслера. Юрий все детство провел на съемочных площадках и даже работал над картинами Мельникова в качестве ассистента оператора. Но в «Здравствуй и прощай» сам встал за камеру впервые.

b

Необычное амплуа Шурика

На главную роль Шуры Ярмолюк пробовались многие актрисы. На кастинге побывала даже известная тогда Людмила Максакова. Но все исполнительницы — талантливые, умные и красивые — приходили на беседу с постановщиком с очень ярким макияжем. А в этой картине требовался не столичный лоск, а исконно русская красота. Такую Мельников разглядел в Людмиле Зайцевой. Девушка была родом из Краснодарского края. Из глубинки, как и Мережко, очень бойкая. Три раза поступала в школу-студию при МХАТе. Окончила Щукинское училище, подрабатывая в Москве штукатуром и уборщицей. Познакомившись с Людмилой, режиссер прекратил пробы и утвердил ее. До этого она снималась в кино один раз в эпизоде и была ошарашена тем, что ее взяли на главную роль, даже едва не попала под автобус возле «Ленфильма».

Сыграть буфетчицу Надежду попросили Наталью Гундареву. Она была известна только как театральная актриса, а в кино до этого снялась всего два раза в незаметных ролях. После фильма Мельникова режиссеры рьяно взялись эксплуатировать ее образ типичной романтичной кустодиевской женщины с пышными формами. На роль гулящего и трусоватого кавалера Наталья порекомендовала коллегу по Театру имени Маяковского Виктора Павлова.

Несмотря на занятость, сыграть участкового Григория Бурого согласился Олег Ефремов. Он не отправился в экспедицию на весь съемочный период, а приезжал только в те дни, когда были намечены его сцены.

Роль Митьки, непутевого мужа Шуры, досталась Михаилу Кононову. Он и раньше принимал участие в лентах режиссера.

В необычном для себя амплуа выступил Александр Демьяненко, став на экране председателем колхоза.

scale 1200 10

Обида на Хрущева

Фильм снимали на родине сценариста — в станицах Приморке и Синявское.  Павильонов и декораций не использовали. Дом главной героини арендовали у местных жителей — с мебелью и утварью. Все селяне снимались в массовых сценах и эпизодах. Члены съемочной группы квартировали в хатах, поэтому киношники почти породнились с населением. Когда во время работы в Приморке начали играть свадьбу, съемки пришлось остановить на неделю! Вся массовка сидела за столами, да и кинематографисты не могли отказать станичникам. На веселье Олег Ефремов лестно высказался о хрущевской оттепели, после чего поссорился и даже подрался с кем-то из местных.

У селян с Никитой Сергеевичем были свои счеты, ведь именно при нем на 11 % увеличили налог на яблони в частных садах, навязали посев кукурузы.

Ефремов опекал молодых актрис Зайцеву и Гундареву, относился к ним с пиететом, хотя был звездой первой величины. Жители станиц вечно хотели с ним выпить. Актер и режиссер, склонный злоупотреблять эликсиром оптимизма, редко отказывался. По воспоминаниям Зайцевой, народный артист в подпитии сетовал на то, что женщины, проявлявшие к нему внимание, были ему не по сердцу, а те, в которых он влюблялся, не отвечали взаимностью.

Во время работы над картиной в Ростовской области установилась сильная жара. К 8:00 столбик термометра поднимался до 38 градусов! Поэтому работали с 5:30 до 12:00, а потом разбредались по хатам. Продолжали съемки после 17:00.

Художники по костюмам придумали для главной героини интересную градацию нарядов: вначале она в простеньком платье-халате, а позже, когда влюбляется в Бурова, преображается и ходит в выглаженной блузе, юбках, надевает яркие бусы. Поняв, что роман ничем не закончится, она появляется на экране вновь в платье-халате.

zdravstvuj.i.proschaj.avi.image5

Картина объективно отражает жизнь в советском селе начала 1970-х годов. Часть городских жителей той поры тоже были выходцами из деревень, приехавшими в мегаполисы. Поэтому после премьеры в кинотеатры выстраивались очереди за билетами. Фильм показали и в местах съемок в станицах. Пришлось «крутить» ленту три дня подряд, так как клуб представлял из себя обычную небольшую избу. Устраивали по 10 сеансов в день с 7:00 и до позднего вечера. Ведь принимавшие участие в кинопроцессе селяне хотели на себя посмотреть и родственникам показать свои актерские достижения!

Еще материалы рубрики:

На съемках «Дворянского гнезда» у Андрея Кончаловского похитили фамильные драгоценности матери

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: как создавалась любимая советская комедия

Мать старше дочери на четыре года. Как создавали фильм по бестселлеру Вениамина Каверина «Два капитана»

«Фокусник». Сильный и незаслуженно забытый фильм, в котором Гердт сыграл единственную в жизни главную роль

Как снимали одну из первых шпионских саг Советского союза, фильм «Майор Вихрь»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Как взошла в Мюнхене звезда Антонины Кошель, и почему Минск стал талисманом для советских гимнастов

Словосочетание «70-летний юбилей» в отношении олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Антонины Кошель звучит непривычно. На юбилее звезды советского спорта побывал корреспондент агентства «Минск-Новости». 

20 11 2024 sport antonina koshel miczevich 15

Не скрывающая своего возраста Антонина Владимировна выглядит стильно. Бодрая, подтянутая, обаятельная, с тонким чувством юмора, она была рада всем, кто пришел поздравить ее в этот знаменательный день.

Заместитель министра спорта и туризма Александр Барауля, передав Антонине Кошель поздравительный адрес от Главы государства, в котором отмечено ее честное служение гимнастике и спортивной отрасли в целом как тренера и руководителя, вручил ей Почетную грамоту министерства.

koshel 1972 god

Председатель Постоянной комиссии НОК Беларуси по делам спортсменов Дмитрий Довгаленок, от имени олимпийского комитета поздравляя Антонину Владимировну с красивой датой, заметил: его с виновницей торжества объединяет не только звание олимпийского чемпиона, но и то, что их родители из одной деревни в Смолевичском районе. Олимпийскую чемпионку в этот день поздравили почти все спортивные организации страны. Процедура заняла более получаса.

Трогательными и искренними были видеопоздравления от совсем юных гимнастов и гимнасток из всех детско-юношеских спортивных школ страны. И это символично. Ведь, чествуя спортивных героев советского прошлого, мы верим, что эстафету их побед продолжит новое поколение.

krajnyaya sleva

Не менее волнительным стал показ слайдов с фотохроникой Антонины Кошель: вот ее снимок с тренером Виктором Хомутовым, а вот кадр со встречи с президентом США Ричардом Никсоном, принимавшим советскую женскую сборную, победившую на мюнхенской Олимпиаде, во время ее спортивных гастролей в Америке. Черно-белые фотографии совсем юной гимнастки во время тренировок и соревнований никого не оставили равнодушным.

Прошло более полувека с тех пор, как в Мюнхене на пьедестал почета XX Олимпийских игр поднялась белоруска, уроженка Минской области Антонина Кошель. Это была золотая эпоха белорусской женской спортивной гимнастики.

medal

Игры-1972 были особенными. Весь предолимпийский сбор команда СССР по гимнастике впервые проводила в белорусской столице. На три месяца минский Дворец спорта стал местом тренировок лучших гимнастов страны. То, что советская сборная по гимнастике на Играх в Мюнхене наполовину состояла из белорусских атлетов как в мужском, так и в женском виде, стало возможным благодаря двум спортивным менеджерам: заместителю председателя Госкомспорта БССР Герману Бокуну, который также был личным тренером четырехкратной олимпийской чемпионки Елены Беловой, и государственному тренеру по спортивной гимнастике Александру Жихаревичу, одному из самых известных советских гимнастов 1960-х, оставившему спорт после серьезной травмы.

Игры в Мюнхене прошли под знаком советской женской спортивной гимнастики. С тех пор для гимнастов СССР Минск стал талисманом. Здесь проходили все последующие предолимпийские сборы.

Фото Сергея Мицевича и из архива Антонины Кошель

Президент — о главном успехе Беларуси: страна не отбросила свое наследие

Беларусь не отбросила свое наследие и в этом ее главный успех. Об этом заявил Глава государства Александр Лукашенко на встрече в формате «Открытый микрофон с Президентом» со студентами вузов гуманитарного профиля в МГЛУ 22 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

61043.1732264848.1dd21ed3ab

Белорусский лидер обратил внимание, что по его распоряжению строится Минский международный выставочный центр, который скоро откроется.

Это для вас, потому что я вижу по молодежи, что она не знает Беларусь. Некоторые заграницу лучше знают, чем Беларусь. Вот они придут туда и увидят, что мы делаем своими руками, — подчеркнул Президент.

Также он напомнил, что в столице приступают к возведению нового здания Национального исторического музея.

Мы хотим показать, что мы не Иваны, не помнящие родства своего. А мы вот оттуда: далеко-далеко, — отметил белорусский лидер.

По словам А. Лукашенко, успех Беларуси в одном — республика не отбросила свое наследие, сохранила опыт и достижения советской эпохи.

Мы совершенствовали, совершенствовали, совершенствовали и чего-то достигли. Если бы отбросили, у нас бы не было денег для того, чтобы создать что-то новое. На все надо бешеные деньги, откуда они сейчас? Лишние, резервные деньги. Газ, нефть, металлы и так далее — что у нас из этого есть? Ничего, кроме своих мозгов. А мы удержались. Мы развились благодаря тому, что не отбросили то, что предки до нас сделали, — заключил Глава государства.

Фото пресс-службы Главы государства