Он создал цикл «Заповеди блаженств» и рассказал о трагедии Бухенвальда и Дахау. Каким был художник М. Савицкий
Ровно 100 лет назад, 18 февраля 1922 года, родился народный художник Беларуси и СССР, почетный гражданин города Минска, Герой Беларуси Михаил Андреевич Савицкий. О его судьбе и творчестве — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Спасала вера
Каждый, кто рисовал картины, писал литературные тексты, знает: если не пропустить через себя детали и обстоятельства сюжета создаваемого произведения, ничего талантливого не получится даже при наличии дара.
Когда думаешь о художнике Михаиле Савицком, смотришь на картины, диву даешься его самообладанию. Людей иногда спасает факт вытеснения из памяти травмирующих обстоятельств жизни, уводя их на второй план. Человек, прошедший ужасы Бухенвальда и Дахау, спустя 30 лет нашел в себе силы извлечь из закутков сознания страшные воспоминания и создать цикл «Цифры на сердце», пережив заново увиденные им смертоубийства тысяч ни в чем не повинных людей. Словно не статичные впечатления о жестокости фашистов в немецких концлагерях, а свои чувства, ощущения пережитого переносил он на холсты в течение пяти лет (1974–1979). Вряд ли в этот период он хорошо спал. Возможно, помогала вера, духовность.
Несмотря на претензии советской власти, в его работах даже в годы развитого социализма и повального атеизма присутствовали религиозные ноты. Достаточно вспомнить «Партизанскую мадонну» (1967). Правда, в этом полотне отсыл к христианству условен. А вот в картинах цикла о концлагерях есть прямые цитаты из истории христианства. Это холст «Проклятие» (1979), где мы видим распятие, картина «Поющие коммунисты» (1978) с явной Голгофой в центре композиции. И, разумеется, шедевр «Мадонна Биркенау» (1978), который видится чистейшей воды иконописью.
Не мог иначе
Периодически он искал отдушину в бытописании сельской жизни, за что его в постсоветские годы упрекали те же, кто в советские упрекал за тему религии. Но все эти застывшие во времени фрагменты сельского бытия написаны с любовью. Взять, допустим, холст 1953 года «Возвращение с работы». Разве в первое послевоенное десятилетие не становились отрадой такие зарисовки? Они несли спокойствие от того, что быт налаживался и жизнь шла своим чередом без потрясений. Или картина «Сказ о хлебе» (1980), где вечереет, садится солнце и немного усталые люди, собравшись поужинать за столом, размышляют. Тема хлеба для художника стала особенной. Своеобразный символ, как для блокадников. Работы «В поле» (1972), «Зерно» (1975), «Хлеб нового урожая» (1979) — его дань корням. Художник говорил: «Я пишу родные и знакомые мне лица. Почти всегда это белорусы, мои земляки. Я родился в крестьянской семье и знаю мировосприятие хлебороба и пахаря». Но это лишь штрихи творчества, занимавшие не самое большое место в палитре направлений и жанров, в которых творил мастер.
Словно надышавшись, набрав полные легкие воздуха на деревенских просторах, Савицкий вновь погружался в темы народных бед. И трагедии белорусов, словно ледяная лавина, проходили по его сердцу. Он опять рисовал войну, которая не отпускала его до конца жизни. Полотна «Партизаны. Блокада» (1966), «Витебские ворота» (1969), «Казнь» (1968), «Клятва» (1969), «Дети войны» (1972), «Убийство семьи партизана» (1972), «Мать партизана» (1972), «Плач о погибших героях» (1974). Их названия говорят сами за себя. Чего уж греха таить, были в СССР художники, которые работали исключительно с темой войны по конъюнктурным соображениям. Ведь для нее всегда был зеленый свет, особенно если произведения получались героико-патриотические. Михаил Андреевич был точно не из этой прозорливой когорты. Его тематика в контексте войны — беда. А это не всегда одобряли в высоких кабинетах. Говорили: хватит уже бередить раны, пишите холсты о победах, а свои реквиемы, выплеснутые на полотна, отложите в сторону. Но Савицкий не мог иначе.
Созвучно времени
Это продолжилось и после чернобыльской трагедии 1986 года. Появился цикл «Черная быль». Мастер считал, что чернобыльская трагедия должна быть отражена в искусстве. В серии работ главенствует противостояние света и тьмы. Библейские мотивы уже не вуалируются, началась перестройка. Но главное, как и в других, более ранних полотнах, в центре картин человеческие лица, глаза. В этот цикл входят полотна «Эвакуация», «Плач о земле», «Крест надежды», «Покинутые», «Доля», «Реквием», «Ностальгия», «Аллегория Чернобыля» и другие. В шедевре «Зрячий» за человеком с дозиметром замерли люди в белых одеждах. В «Чернобыльской мадонне» ангелы с черными крыльями держат на ладонях младенца, по словам художника, безгрешного, как Христос. В «Запретной зоне» мастер изобразил ангела скорби, души пострадавших детей. По утверждению автора, трагедию он отобразил через поэтические, аллегорические образы. Некоторые композиции он брал из древней православной живописи.
Снова о людях
В 1990-е всем казалось, что он окончательно придет к иконописи и росписи храмов. И когда художник начал работать над циклом «Заповеди блаженств», все решили, что это случилось. Оказалось, всё не так. Он брал древние сюжеты, которые были созвучны времени, а именно началу 1990-х. «У меня есть картина «Иов», — рассказывал Михаил Андреевич. — По библейскому сюжету Бог, желая до конца испытать веру человека, отнял у него всё, что было: богатство, семью… Затем, видя, что Иов продолжает верить, Бог вернул ему всё». Далее он комментировал, что, создавая картину об Иове, видел развал Советского Союза, обнуление всех накоплений у пожилых людей, которых сделали нищими. Измученный, полуодетый Иов в композиции сидит на земле и обращается к обступившим его людям. Михаил Савицкий продолжал писать о реальных, личных трагедиях, пытаясь соединить в них древность и современность.
В 2000-е художник неожиданно для себя вновь решил вернуться к теме концлагерей. Начал работать над полотном, тема которого — эксперименты над детьми в фашистских лагерях смерти. Он утверждал, что это страшнее, чем убийства младенцев Иродом. И чувствовал, что должен оставить это в людской памяти.
Картины мастера выставлены в самых известных музеях Беларуси и России: в Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Беларуси, минском музее истории Великой Отечественной войны. На территории Верхнего города (площадь Свободы, 15) размещается галерея Михаила Андреевича Савицкого.
Еще материалы рубрики:
Партизанская тактика Кирилла Мазурова. Чем запомнился этот руководитель республики
Трое своих детей и пятеро приемных. Каким был в жизни звезда советского кино Василий Меркурьев