Опасное меню, или Что хирурги достают из детских желудков и пищеводов
Рыболовные крючки, щипчики для ногтей, магниты, английские булавки, гвозди — хирурги ежедневно достают из детских пищеводов и желудков массу несъедобных вещей.
Из года в год врачи предупреждают об опасности такого «меню». И из года в год практически ничего не меняется — как глотали, так и глотают. Почему даже копейка, которая теоретически без проблем выйдет естественным путем, может стать причиной летального исхода, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнавала у заведующего отделом детской хирургии РНПЦ детской хирургии Александра Свирского.
Ребенок тащит в рот батарейку не для того, чтобы впоследствии перепортить энное количество нервных клеток родителям и врачам. Ребенок познает мир. А насколько эта любознательность будет безопасной, зависит исключительно от родителей.
— Информация, которая поступает от вкусовых и тактильных рецепторов, хранится дольше всего, — подробно объясняет Александр Свирский. — Именно поэтому любому ребенку недостаточно осмотреть тот или иной предмет, но необходимо и попробовать на вкус.
Последние 10 лет в республике по тяжести повреждений в детском организме преобладают ожоги от средств бытовой химии, на втором месте пресловутые батарейки.
— Проглоченная ребенком батарейка — это всегда ожог, — уточняет хирург. — Степень повреждения зависит от размера и заряда — если совершенно новая, то уже через полтора-два часа вызовет тяжелейший электрохимический ожог.
Третье место держат магниты, на четвертом — монеты. До деноминации нумизматическую коллекцию столичных детских хирургов составляли монеты соседних государств — России, Украины, стран Евросоюза.
— На первые две недели вхождения в обиход новых денег, как мы и предполагали, пришелся пик — в сутки в приемное отделение РНПЦ детской хирургии поступало по 8-10 маленьких пациентов, опробовавших на зуб монеты, — рассказывает специалист. — Потом пошел спад — сейчас примерно1-2 обращения в сутки. На данный момент прогнозируем новый рост поедания монет — дети пошли в школу, первоклашки получили от родителей финансы на буфет, ждем.
И это «не накликали», как любят выражаться особо «эрудированные» особы и родители. Это та самая упрямая статистика. Несмотря на последнее место в списке тяжелых повреждений, проглоченная монета может стать причиной смерти ребенка.
— Многие родители излишне спокойно относятся к ситуации, мол, ну проглотило чадо монетку, врачи достанут, — с нескрываемой иронией отмечает Александр Свирский. — Но «достать» подразумевает две медицинские манипуляции, которые предстоит перенести ребенку. Во-первых, наркоз — а в уже упомянутый пик поедания монет 5-7 пациентам из 10 приходилось вводить анестезию для извлечения инородного тела. А во-вторых — непосредственно хирургическое вмешательство.
Хирурги, конечно, стараются минимизировать риски: применяют при возможности эндоскопию, а не полостную операцию. Но процедура от этого менее опасной быть не перестает.
— Пациент идет по экстренным показаниям, а не готовится к операции в течение определенного времени, — обстоятельно разъясняет А. Свирский. — А все экстренные операции несут значительную опасность для состояния ребенка. В том числе анафилактический шок — крайне тяжелая вещь, на которую организм может отреагировать летальным исходом. В такой ситуации счет идет в буквальном смысле на секунды. Сама эндоскопия может осложниться разрывом пищевода. Поэтому не стоит относиться к той же проглоченной копейке так снисходительно.
Правила поведения
Как грубо ни звучит, но проглоченные детьми батарейки, монеты, ножницы, гвозди — следствие родительской невнимательности и безответственности. За ребенком постоянно необходим глаз да глаз. Особенно с 2 до 5 лет — это, по оценкам хирургов, самая потенциально опасная возрастная группа в контексте проглатывания несъедобных инородных тел и агрессивных веществ.
— Родителям необходимо помнить о правилах, которые входят в создание так называемой безопасной зоны для ребенка, — рассказывает Александр Свирский. — Входя в помещение, необходимо принять такое положение, чтобы ваш взгляд находился на уровне взгляда ребенка. Внимательно осмотреть все в зоне досягаемости чада: незакрытая розетка, шкафчики с бытовой химией или лекарственными препаратами, легко бьющиеся предметы. Если все в порядке — можете выдохнуть.
Но расслабляться все равно не стоит. Специалисты уже давно предупреждают: если ваше шумное дитя внезапно утихомирилось, не спешите мысленно благодарить все внеземные инстанции и субстанции за минуту покоя. Вероятнее всего, у вас появился очередной весомый повод для беспокойства. Не поленитесь проверить, чем занят ваш ребенок. Возможно, вы успеете выхватить из цепких ручонок и зубов небезопасный предмет.
— Не стоит пренебрегать и возрастным цензом на игрушки, — дополняет хирург. — Производитель не просто так указывает ограничения. Не покупайте игрушки «на вырост».
Как определить, что ребенок «отобедал» несъедобным предметом?
— Инородные тела имеют клинические проявления в том случае, когда застревают в физиологических сужениях пищевода, — объясняет Александр Свирский. — Если проглоченный предмет застрял в физиологических сужениях пищевода, он обязательно вызовет неконтролируемое слюноотделение, ребенок будет отказываться принимать пищу. Если инородное тело попало в дыхательные пути — ребенок сразу закашляется. Но стоит помнить, что кашель не обязательно будет непрерывным.
На авось не рассчитываем
Некоторые родители, а также старшее поколение в лице бабушек-дедушек свято верят в помощь пищи. Доводилось слышать историю о том, как находчивая бабушка накормила внука, проглотившего осколок стекла, картофельным пюре, уповая на обволакивающие свойства субстанции. И осколок чудесным образом вышел естественным путем без печальных последствий. Каков процент вероятности подобного хеппи-энда?
— Все зависит не только от вида и размеров проглоченного предмета, но и от возраста ребенка и, соответственно, особенностей строения желудочно-кишечного тракта, — отвечает А. Свирский. — Предмет с острыми краями, неправильной формы может запросто выйти, но не естественным путем, а повредив стенку того же пищевода. Шарик небольшого размера или предмет, схожий по форме с пищевым комком, который проходит через пищевод, вполне может покинуть организм самостоятельно — в 80 % случаев. А в 20 % — застревает. К слову, совсем недавно оперировали пациента, который проглотил маленький шарик. Шарик, несмотря на «правильную» для пищевода форму, попал в аппендикс и вызвал воспаление.
Каждый родитель обязан быть хорошим шахматистом, который думает на несколько шагов вперед. И, соответственно, старается предусмотреть все, что может навредить любимому чаду. А навредить, как мы уже выяснили, может даже самый безобидный предмет, например, новая копейка.