От ведущего молодежного проекта «5х5» до главного редактора столичного радио
Главный редактор «Радио-Минск» Виталий Малиновский рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», как стал ведущим Первого музыкального канала и зачем белорусской столице необходим скейт-парк.
О телевидении
– Виталий, как произошло твое первое знакомство с телевидением и радио?
– Помню, мне было лет 16, по телевизору шла программа «5х5». Уверен, многие еще помнят этот подростковый проект Белтелерадиокомпании, в котором поднималось множество проблем молодежи. В эфире тоже работала молодежь, и создатели шоу постоянно проводили кастинги. Так вот, увидел по телевизору, что проходит отбор, и подумал: было бы круто попасть туда! Пошел, целый день простоял в очереди, меня поставили перед камерой, и я рассказал о себе. Тогда не прошел (смеется), а через месяц в этой же студии пробовался на программу «Пять чудес»… и снова мимо! Зато меня взяли сниматься в каком-то клипе. Со временем, ходя по таким кастингам, стал увереннее, и меня взяли-таки в «5х5». Вел рубрику «Музыкальная пятница» вместе с Катей Пытлевой. Признаюсь, было не очень комфортно работать с аудиторией, больше нравилось говорить в камеру. Однажды меня даже… выгнали из программы, но потом снова взяли. Потом программа «5х5» закрылась. Дмитрий Шепелев ушел на радио «Би-Эй», Денис Курьян с Катей Пытлевой – на «Мир». А мне еще не было 18 лет, и меня никуда не брали. Но тут наткнулся на радио «Столица» – классное белорусскоязычное радио (а я как раз оканчивал белорусскую гимназию № 4 в Кунцевщине).
– То есть, вместо того чтобы думать о поступлении, ты искал работу?
– На тот момент я уже сдал тесты и поступил в БНТУ на специальность «проектирование дорог и аэродромов». Так что об этом голова не болела. Так вот, на «Столице» познакомился с Виталием Кузнецовым, в то время программным директором станции, и он предложил попробовать сделать ночную музыкальную программу. Я подбирал песни, писал к ним подводки – работал по пятницам и очень хорошо зарабатывал. Позже стал вещать в эфире, конечно, на белорусском языке.
– И все же многие, думаю, тебя помнят как ведущего Первого музыкального канала, где ты вел программу «Пяцёрка лепшых»…
– Да, я снова увидел объявление в эфире: требуется ведущий, который разговаривает по-белорусски. Пришел в здание завода «Луч», где находился Первый музыкальный, и увидел… очередь длиной в три этажа. Среди них были интересные люди, но многие белорусского не знали вообще. Я «вышел» как раз за счет языка и стал вести программу. Благодаря этому хит-параду белорусских клипов мы провели премию «Телепортация» во Дворце Республики. Ну и пошло-поехало. В итоге вел ее три года. Для меня это было увлечением, очень нравилось говорить с аудиторией на родном языке.
Работал ведущим, а заодно делал новостные сюжеты для программы «120/80». За это время удалось пообщаться с группами The Cardigans, «УмаТурман», «Город 312». Со временем канал стал меняться и ведущие там оказались не нужны. Каждый пошел своим путем, но я себя на телевидении уже не видел. Поэтому продолжил работать на радио «Столица», а параллельно запускал первые эфиры станции «Пилот FM».
О радио
– А как в твоей жизни появилось «Радио-Минск»?
– Увидел вакансию креатора-копирайтера на сайте и просто пришел в гости. Вначале занимался рекламой, анонсами, создавал шапки программ. Но как-то одна из ведущих взяла меня в эфир, мы вместе провели игру, и я начал делать записные программы. Потом стал вести утренний эфир вместе с Любовью Шиёнок. Но сломал руку, пришлось полежать в больнице, пропустил много программ. А вот после выздоровления появлялся в эфире постоянно.
– Сегодня твоя работа на «Радио-Минск» изменилась. После ухода в творчество Максима Круковского ты стал главным редактором. Чего в тебе больше – ответственности или желания что-то поменять?
– Мы продолжаем генеральную линию Максима Алексеевича, при этом не забываем идти вперед. Кроме столичного формата новостей самый главный акцент, как и ранее, это музыка, ради которой можно часами слушать нашу волну. С начала года мы запустили три новых проекта. Любовь Шиёнок создала программу «Внутренний мир, или Трактаты Гиппократа» об организме человека и его составляющих. Второй продукт – «Ход конем» Александра Александровича Наивного о заблуждениях людей. А я делаю «Интересный расчет», где совмещены физика и фантазия с вопросом «А что было бы, если…».
– Получается, тебе удается совместить творческую работу с административной?
– Конечно, стало труднее (улыбается). Появилась ответственность, каждую программу, которую мне предлагают, надо продумать, а также делать людям замечания, а вокруг-то все друзья! Но команда у нас хорошая, мы друг друга понимаем. Наш звукорежиссер Сергей Киселев знает все о качестве звука. Технический директор Артем Волков в считанные секунды настраивает оборудование. Ну и наш главный герой – музыкальный редактор Александр Шокуров, который ежедневно слушает очень много музыки. Порой именно ему приходится отказывать белорусским музыкантам, которые хотят попасть к нам в эфир.
– Многие знакомые в восторге от «Радио-Минск» именно из-за уважительного отношения к слушателю. В XXI в. отказ от панибратства оправдывает себя?
– Мы работаем для людей, а наш слушатель, как мы его представляем, взрослый и культурный человек. Будешь с ним на ты – он может обидеться или не будет воспринимать информацию всерьез. И даже хорошая музыка не поможет.
– Не скучаешь по работе на телевидении?
– Мне очень близка работа в радиоэфире. Я не из тех людей, которые, раз попав в кадр, хотят быть в нем всю жизнь. Что касается популярности, которую приносит экран, она у меня была в 16–17 лет, как раз вовремя. Тогда было приятно, а сейчас понимаю: хорошо, что это прошло. Сегодня смотрю на многих белорусских артистов и порой улыбаюсь: они до сих пор во всем этом с радостью варятся. Да и вообще странно, когда восхищаются людьми медийными. Я вот восхищаюсь врачами, спасателями. Без их работы не было бы жизни, а без нашей вполне можно существовать.
О спорте
– Знаю, что ты увлекаешься скейтбордингом. Тебя еще можно увидеть на скейте в скверах и парках Минска?
– Катаюсь время от времени, но зимой больше на сноуборде. Что касается скейта, то в нашем городе, увы, очень немного мест, где можно покататься. Когда-то на Немиге было золотое время, выстроили там все скейт-фигуры. Но их почему-то убрали, разнесли по районам. А собираться всегда лучше в компании и в центре. Например, руководство Большого театра пошло навстречу активным спортсменам – поставили у себя маленькую рампу, чтобы не портили памятник и само здание. Очень хотелось бы, чтобы город обратил внимание на людей, которые любят такой активный спорт.