Перспективы работы белорусских предприятий в условиях санкций обсудили в агентстве «Минск-Новости»
Руководители и члены парламентских комиссий Палаты представителей и Совета Республики, заместитель председателя Мингорисполкома, а также директора нескольких минских предприятий собрались в агентстве «Минск-Новости», чтобы обменяться мнениями об итогах IX Форума регионов Беларуси и России, завершившегося накануне в Гродно. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Главной темой стало обсуждение роли межрегионального сотрудничества в углублении процессов интеграции в Союзном государстве. Разумеется, Минску как крупнейшему промышленному центру Беларуси предстоит сыграть в этом интеграционном процессе одну из важнейших ролей.
Потенциал и перспективы межрегионального сотрудничества в Союзном государстве, трудности и подводные камни на этом пути обсуждали заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Людмила Макарина-Кибак, член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Оксана Гайдук, председатель постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский, генеральный директор «Мотовелозавода», член Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Николай Ладутько и депутат Мингорсовета, генеральный директор завода автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» Виталий Якубов.
Модератором встречи выступил Андрей Кривошеев, генеральный директор агентства «Минск-Новости», председатель правления Белорусского союза журналистов:
— Российский рынок продолжает открывать для Беларуси новые ниши, освобождаемые западными компаниями из-за санкций. Предварительная сумма контрактов и соглашений, заключенных на Форуме регионов на поставку белорусских товаров в Россию, составила 2,5 млрд белорусских рублей, или около 1 млрд долларов. Какая часть этого пирога достанется Минску и его экономике? В каких производственных и инфраструктурных проектах по кооперации и импортозамещению примут участие столичные предприятия? Для минчан и их семей, кроме всего прочего, это еще и рабочие места, зарплаты, социальные гарантии. Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев поставил задачу максимально закрыть те ниши, которые освободились в России с уходом западных компаний, — поставками, промышленной кооперацией и другими формами сотрудничества. Тем более нам есть что предложить уже сегодня.
Вышли на стратегический уровень
Надежда Лазаревич:
— Самое главное и самое хорошее в нынешней ситуации то, что Россия готова финансировать «долгими» деньгами модернизацию наших предприятий. Например, КамАЗ подписал большую программу по импортозамещению с Минским подшипниковым заводом и Минским заводом шестерен. Раньше этот российский автогигант был простым потребителем их продукции. Российские бизнесмены и политики готовы вложиться также в модернизацию «Интеграла» и некоторых других белорусских предприятий, понимая их важность для собственной экономики.
Из столичной легкой промышленности очень востребована на российском рынке продукция «Модум» и «Белита-Витэкс». Если раньше эти предприятия даже не мечтали попасть в крупные российские торговые сети, то сегодня сетевики звонят сами и просят: дайте номенклатуру товаров! И важно то, что уже мы диктуем условия поставок. Однако расслабляться нельзя. Частники в Российской Федерации вполне способны за 2–3 года наладить выпуск аналогичной линейки косметической продукции. Поэтому нужно сделать все, чтобы российский потребитель полюбил нашу продукцию и привязался к ней.
Татьяна Рунец:
— В России большим спросом пользуются наши продукты питания — даже на Дальнем Востоке. Раньше из-за долгой логистики белорусские товары были мало востребованы в этом регионе.
Сейчас же наши сельхозпроизводители и переработчики открыли там свои торговые дома, продажи идут очень активно. Резервов для заключения контрактов много, в том числе и в легкой промышленности.
Зачем покупать чужое, когда есть свое
Андрей Кривошеев:
— С введением Западом санкций против Беларуси и России наши страны начали более внимательно изучать производственную продукцию друг друга. И неожиданно обнаружили: есть много своего, ничем не уступающего импортному! Причем в высокотехнологичных отраслях, где западные компании считаются законодателями моды. Сегодня на заседании Мингорисполкома говорили, например, что белорусы неожиданно для себя открыли искусственные суставы производства Санкт-Петербурга, которые по качеству не уступают немецким.
Людмила Макарина-Кибак:
— И этот процесс взаимный. У БНТУ есть разработка спинальной системы для протезирования и восстановления позвоночника. Раньше Питер просто не хотел их брать. А сейчас они берут эти наши системы и очень рады.
По импортозамещению мы все время работали стратегически, на долгосрочную перспективу. Поэтому у нас сегодня есть сложное отечественное медицинское оборудование. Компания «Адани» производит в Беларуси рентгеновские аппараты и компьютерные томографы уже более пяти лет.
В нашей стране всегда было развито также производство диагностических экспресс-тестов. Они очень хорошо сработали при коронавирусе. И это тоже дельное предложение для поставок в Россию. Там очень доверяют и нашим лекарственным препаратам. За последние 10 лет в нашей стране разработана большая линейка новых лекарств. И сегодня отечественные препараты составляют более 50 % ассортимента в белорусских аптечных сетях. А в стационарах порой и все 100 %. Также мы выпускаем очень хорошие мази и перевязочный материал.
Николай Ладутько:
— Есть интересные разработки отечественных инженеров, но для запуска в серию не хватает оборотных средств. И рынок занят. Завод «Планар» 15 лет назад выпускал искусственный клапан для сердца, однако не смог пробиться на отечественный рынок, потому что медики покупали немецкие изделия. Поэтому в Союзном государстве нужно инвестировать в первую очередь в такие высокоинтеллектуальные разработки. А для этого стоит вспомнить Госплан. Чем дальше будет нарастать санкционное давление на наши экономики, тем большее значение будет играть долгосрочное планирование.
Надежда Лазаревич:
— Губернатор Санкт-Петербурга во время визита на минские предприятия как-то пожаловался: европейские компании отказались поставлять томографы, и непонятно, где их взять. Мы сразу предложили свои. Он сперва не поверил, что в Минске их производят. Тогда мы привезли его в СЭЗ под Минском и показали самое современное предприятие «Адани», где налажено производство высокотехнологичного медоборудования. «Вы молодцы, а мы ведь не знали, где взять», — сказали россияне.
Когда увидим белорусский электросамокат?
Николай Ладутько:
— Вместе с заводом «Оптрон» НАН Беларуси за счет Белорусского инновационного фонда мы выпустили образцы электросамоката, электровелосипеда, электромотоцикла и электромобиля. Но потом посчитали цены по рынку. Любое изделие нашей номенклатуры, чтобы конкурировать с китайской продукцией, должно выпускаться сериями от 1 млн единиц в год. А в Беларуси спрос на велосипеды 200 000 в год, в России — примерно 2,5 млн. Поэтому при кооперации мы сможем совместно выпускать 2–3 модели и они смогут конкурировать с китайскими.
Открывать ли двери настежь?
Ситуация после февраля 2022 года в экономических отношениях Беларуси и России изменилась кардинально. Россияне готовы сотрудничать по всем направлениям импортозамещения и открывают для нас свой рынок. Но как выстраивать кооперацию и сотрудничество с РФ в условиях санкций? Какие трудности и подводные камни подстерегают нас на этом пути? Ведь понятно, что, открывая белорусам свой рынок, россияне ожидают того же и от нас.
Николай Ладутько:
— Мы попросили министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова ввести утилизационный сбор на зарубежные мотоциклы и велосипеды. По сути, речь идет о заградительных пошлинах для импорта. Они есть во всех странах, где мы покупаем комплектующие. Если вы ввозите в Китай готовый велосипед, пошлина 100 %, в ЕС — 48 %. А для доступа такого импорта на внутренние рынки Беларуси и России никаких барьеров нет. И пока эта проблема решается очень медленно.
Вообще рентабельность велосипедной промышленности невысокая. В Китае — 6–7 %, в России примерно та же. Поэтому для самостоятельной модернизации у таких предприятий попросту нет средств. Аналогичные нашему заводы есть в Перми и в Брянске, причем их поднимали инженеры с нашего минского «Мотовело».
Игорь Комаровский:
— Тезис, что якобы все произведенное белорусскими машиностроителями российский рынок поглотит в любых объемах и сразу, на практике не работает. К сожалению, не все заявки россияне потом подтверждают. Так как сперва ищут параллельный импорт, только когда его не находят, берут наше. И не будем забывать, что у российского капитала активы по всему миру.
Виталий Якубов:
— В России государство помогает своим предприятиям. Завод «Тонар» — крупнейший в РФ производитель прицепов и полуприцепов — получает 15-процентную субсидию от государства. У нас этого нет. Кроме того, россияне все время закрывали от нас свой рынок. В Беларуси же политика государства выстроена так, что мы пытаемся всем иностранцам разрешить работать на нашем рынке. Нигде в мире такого нет. Мы попытались продавать свою продукцию в Европе, и за сертификацию одного прицепа с нас потребовали 25 000 евро! А для компаний стран ЕС — заявительный принцип.
Мы сами часто ставим себя в неконкурентные условия. И если бы не февральские события, не исключаю, нам ставили бы ограничения и на российском рынке. Да и сегодня ситуация не радужная. В 2021 году емкость рынка РФ по изотермическому прицепу составляла 5 800 единиц. Из них 4 500 — это продукция Schmitz, Kögel, Krone. После февраля 2022 года они ушли с российского рынка. Но наши прицепы россияне начали покупать только сейчас! При этом ссылаются на отложенный спрос, отсутствие шасси. На самом деле, я думаю, они ждут возвращения импортных поставок.
Оксана Гайдук:
— С инвестициями в строительство в Минске со стороны россиян вопрос непростой. В первую очередь мы должны обеспечить работой свои строительные компании.
Что касается российского бизнеса, он всегда был нашим главным инвестором. Но желания вкладывать средства в объекты, особенно с обременительными условиями, у него нет. Россияне хотят строить у нас бизнес-центры, но пока спрос на них упал.
Жители России также вкладывали средства в нашу недвижимость, особенно в элитную. Многие, выходя на пенсию, покупали квартиры для себя и для сдачи в аренду. Именно из-за этого в Беларуси подскочила стоимость квадратного метра жилья.
Игорь Комаровский:
— По строительству пока нет инвестиций для проектов. Поэтому сегодня наши строители работают на космодроме «Восточный». И в Ленинградской области мы будем строить свой порт, что важно для нового логистического коридора.
Татьяна Рунец:
— При обсуждении единой промышленной политики Союзного государства представители отдельных предприятий говорили, что в России тоже есть заградительные барьеры. Россияне не признают сертификацию наших специалистов, например, сварщиков. Но если белорусские сертификаты признают в РФ, поедут ли массово наши сварщики туда работать? Мы боремся за единые правила игры. Хотим попадать в Россию на рынок госзакупок. Но тогда и они придут к нам и станут конкурировать с белорусскими предприятиями. Поэтому вопрос о степени кооперации и ее формах неоднозначный.
Сделать ставку на интеллектуальную собственность
Игорь Комаровский:
— Сохранение высококвалифицированных национальных кадров — вопрос политический и очень непростой. Мы не хотим, чтобы их переманивали российские компании. В первую очередь это касается создателей объектов интеллектуальной собственности.
У нас много талантливых людей. Но далеко не все их лучшие идеи пробивают себе путь и коммерциализируются в Беларуси. Наша экономическая модель не всегда позволяет по достоинству оплачивать интеллектуальные разработки. Это большая беда. До сих пор в компаниях — особенно государственных — считается, что сотрудники за зарплату должны создавать порой уникальные, не имеющие мировых аналогов вещи. Проблема вознаграждения разработок интеллектуальной собственности и их защиты в нашей стране давно перезрела, и ее надо срочно решать.
Мы идем в информационное общество, где главной ценностью будут идеи. Их внедрение и продажи могут приносить прибыль не только самому разработчику, но и государству, и всему обществу. Поэтому необходима серьезная поддержка государства в защите и внедрении интеллектуальных разработок наших граждан.
Людмила Макарина-Кибак:
— Это правда, мы не умеем коммерциализировать и защищать свои идеи и разработки. А ведь это и есть те самые возможности, о которых говорил Президент в связи с санкциями! Мы должны повернуть их в свою пользу и надеемся, что развитие наших отечественных разработок будет серьезно поддержано на государственном уровне.
Татьяна Рунец:
— Форум регионов — это яркая и эффективная дискуссионная площадка. В нынешнем году в нем участвовало более 40 регионов. Все участники признавались, как за два года соскучились по общению. Красной нитью прошла тема реализации 28 программ Союзного государства. Около 40 % мероприятий по этим программам уже выполнено. Мы также гармонизируем законодательства наших стран. Работа предстоит огромная и непростая. Нужно откорректировать около 100 законодательных российских и белорусских актов. Но подвижки в наших отношениях будут.
Сейчас мы отрабатываем итоговый документ Форума регионов. Его исполнение будет контролироваться Советом Федерации России и Советом Республики Беларуси. Самое главное, чтобы намерения и планы были воплощены в жизнь.
Фото Сергея Пожоги