Первая послевоенная карусель проработала до 1990-х! Как оживал Минск после фашистской оккупации
В кинотеатрах — мюзиклы про жизнь, похожую на сказку, на улицах — масштабное строительство и озеленение. Как после фашистской оккупации Минск входил в мирную жизнь — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Футбол, кино и мода
Уже через три месяца после освобождения столицы БССР, 15 октября 1944 года, на поле городского стадиона состоялся первый послевоенный футбольный матч. Играла команда минского Дома Красной Армии против вильнюсского «Динамо». Правда, не совсем понятно, откуда в Вильнюсе осенью 1944-го могло взяться общество «Динамо», если город освободили 13 июля, а до войны Литва менее года носила статус советской республики. Работали оперативно. Опять же, о каком стадионе речь? Арена главного минского стадиона, открытая в 1934-м, была разрушена бомбежками и представляла собой территорию в руинах, поросшую бурьяном. Скорее всего, матч проводили на футбольном поле на месте нынешнего парка им. Горького. Существовал еще один старый стадион в районе современного ботанического сада. Наши выиграли у литовцев — 3:1. Матч стал городским праздником! Люди принарядились. В воспоминаниях отдельных минчан встречается интересное наблюдение. Девочки 16-17 лет, выросшие в годы оккупации в Минске, те, у кого понятия о моде формировались по немецким фильмам, пришли на спортивные соревнования похожими на их героинь: зашнурованные корсеты, пышные юбки, надо лбом коконы. Одну из таких вскоре должны были принять в комсомол. И вдруг выяснилось: девушка была членом гитлерюгенда, исполняла романсы для немецких солдат. А отца ее уже арестовали за пособничество фашистам. Словом, папаша-коллаборационист затуманил ребенку мозги и сломал судьбу. Однако в целом налет нацистской пропаганды в городе исчез быстро.
В кинотеатрах «Родина», «Первый», «Беларусь» в 1945-м демонстрировали картины «Фронт», «Секретарь райкома», «Два бойца». Но популярностью пользовались и трофейные ленты, например, «Девушка моей мечты». Тот самый цветной немецкий музыкальный фильм, так не полюбившийся Штирлицу, которому пришлось посмотреть его шесть раз. Нравилась зрителям и американская картина «Багдадский вор» по мотивам арабской сказки.
К 1947 году вернувшиеся — кто из эвакуации, а кто с фронта — работники «Беларусьфильма» успели снять ненавязчивую комедию «Новый дом». Постановщик Владимир Корш-Саблин. В одной из главных ролей Лидия Смирнова. По сюжету капитан саперных войск Иван Вешняк возвращается с войны в родное село и узнает, что в области одобрено строительство деревенских домов из кирпича. Его назначают прорабом, он возводит нечто вроде современного агрогородка: поселок со всеми удобствами, с электричеством, изобилием.
В ЦК КПБ резонно рассудили: такое откровенное преувеличение вызовет лишь раздражение у настрадавшегося народа. И за «лакировку действительности» вынесли Корш-Саблину строгий выговор. На вопрос: «О чем же снимать?» — начальство ответило: «Снимайте о войне». Так «Беларусьфильм» и стал «Партизанфильмом». Нужно отдать белорусскому руководству должное за проявленную мудрость. Спустя два года вышла лента Ивана Пырьева «Кубанские казаки», еще больше приукрашивающая действительность. Сталин похвалил картину. Осуждению фильм подвергли лишь после смерти вождя. Это спустя время мы понимаем, что оба режиссера не столько врали, сколько пытались снять что-то наподобие старинных опереточных водевилей или идеалистических американских мюзиклов 1930-х. Словом, сказку.
Липовый цвет
Уже в сентябре 1944 года газета «Звязда» писала, что Фабрика-кухня (ул. Свердлова, 2) открыла четыре зала с пропускной способностью 4 200 человек в день. В той же статье сообщалось, что в ближайшее время завершат работы в студенческом зале. Речь о гигантской многоярусной столовой, построенной в 1934-м чуть позади Красного костела на нынешней пл. Независимости. Подобные комбинаты общепита возводили во всех крупных городах СССР начиная с 1920-х. Велась работа по коренному переустройству быта в связи с началом индустриализации. Идея состояла в том, чтобы вовлечь женщин в производство, освободив их от «пут» домашних хозяйств. Разумеется, были в Минске и другие столовые. Их открывали на каждом предприятии, просто на улицах города. Наверное, в первые послевоенные годы общепит стал спасением. Но позже, в определенный советский период, качество пищи и санитария там оставляли желать лучшего. На эту тему существует немало анекдотов.
Примечательно, что на фоне невиданного строительства в сложное послевоенное время не забывали об озеленении города. Вдоль нынешнего пр. Независимости высадили 25-30-летние липы, а также другие многолетние деревья. Липовые аллеи с 1949-го радовали глаз и в поселках тракторостроителей и автозаводчан.
В 1945 году возле Комсомольского озера заложили гидропарк им. Победы.
С 1946-го начали озеленение и перепланировку парка им. Горького. Первая послевоенная карусель — разумеется, не без капремонта — проработала до 1990-х годов! В 1951-м там открыли замечательный большой деревянный кинотеатр «Летний». Его любили школьники: прогуливая уроки, скажем, шатаясь по городу, могли встретить кого-то из знакомых семьи, а в кинотеатре внутри парка в этом смысле было спокойно. Жаль, здание сгорело в 1973 году. Кстати, подобные сооружения появились в парках каждого областного центра. Их нельзя назвать избами с экранами. В каждом была своя изюминка: своды с ажурной резьбой, перила из фигурных столбиков и прочие украшения.
Метры враждебные
И все же в убаюкивающую картину хочется внести тревожные нотки, которые многих удивят. Конечно, речь о квартирном вопросе. Общеизвестно, что около 80 % зданий в городе оказались уничтоженными. Но часть жилых построек сохранилась в целости. Оставшиеся в оккупации граждане после разрушения их домов заселялись в квартиры эвакуировавшихся. Присваивали их мебель, имущество. А когда возвращались полноправные жильцы, им не желали уступать квадратные метры. Обращаться в милицию было бесполезно, так как документы на жилье многие утратили, а городские архивы, связанные с расселением, почти не сохранились. Обиженные действовали по-разному в зависимости от личных возможностей и характера. Надо понимать: если нет документов на квартиру, то просто так выселить из нее людей не получится — чревато уголовной статьей. Доходило до драк. Все усугубляло и отсутствие в СССР права собственности на жилье. Разве что на частные дома, да и это право оставалось условным. Есть множество свидетельств, что владельцы жилплощади отстаивали права в суде, приводя свидетелей их проживания в этих квартирах до войны. Прецедентов зафиксировано немало.