Первая роль Глаголевой, бросок на Приштину, визит Горбачева в ФРГ. Этот день в истории: 12 июня
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 12 июня в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1934 год. Торжественное открытие стадиона «Динамо» в Минске
Конечно, 10-тысячный стадион, который возвели 90 лет назад на территории старейшего в Минске еврейского кладбища, ничем не напоминает нынешнюю красавицу-арену международного уровня. Но в то время это был поистине царский подарок любителям спорта.
Идея строительства стадиона в Минске исходила от руководителей ОГПУ (Объединенного главного политического управления). Место выбрали подходящее, с перспективой – недалеко от вокзала. Правда, столичный район Ляховка считался хулиганским: ограбить могли и средь бела дня. Поэтому минчане без веского повода сюда старались не заглядывать. Стадион, помимо прочего, призван был оживить гиблое место.
Возводили объект всем миром. Помимо профессиональных строителей привлекались трудовые коллективы, проводились субботники. Основную помощь оказывали члены спортивного клуба. Каждый «динамовец» обязан был отработать на стройке не менее 100 часов. Работа спорилась, построили быстро. Настолько, насколько это было возможно в тех условиях преимущественно ручного труда.
В первозданном виде спортивная арена просуществовала недолго: вскоре перестала вмещать всех желающих посмотреть футбол. В 1937–1939 гг. была проведена реконструкция объекта. Однако в первые же дни гитлеровского вторжения стадион был разрушен и сожжен фугасными и зажигательными бомбами. И после войны, расчистив завалы, его фактически отстроили заново.
1964 год. Южноафриканский суд приговаривает лидера Африканского национального конгресса Нельсона Манделу к пожизненному заключению
Это был приговор уже отбывающему пятилетний срок борцу с апартеидом по новому обвинению – за подрывную деятельность и подготовку заговора с целью свержения правительства. Восемь единомышленников Манделы получили различные сроки тюремного заключения.
Следующие восемнадцать лет, до 1982 г., Мандела провел в одиночной камере тюрьмы на острове Роббен близ мыса Доброй Надежды заключенным под номером 46 664. На острове он и другие узники занимались принудительным трудом на известняковом карьере. Отбывавшие срок были разделены по цвету кожи, при этом чернокожие получали наименьшие порции еды. Находясь в заточении, Мандела приобрел мировую известность. В СССР, например, была развернута широкая пропагандистская кампания «Свободу Нельсону Манделе!». Он вышел на свободу в феврале 1990 г., проведя за решеткой почти 28 лет.
Находясь в заключении, Мандела обучался в Лондонском университете по программе заочного обучения и впоследствии получил степень бакалавра юридических наук. В 1993 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. В 1994-м Мандела вступил в должность Президента ЮАР, став первым темнокожим жителем страны на этом посту.
«Ни разу не упасть – не самая большая заслуга в жизни, — говорил он. — Главное — каждый раз подниматься».
1974 год. 18-летняя Вера Глаголева случайно заходит на «Мосфильм» — день, круто изменивший ее судьбу
В. Глаголева — одна из немногих актрис, которая стала востребованной без актерского образования. Сниматься в кино будущая народная артистка России начала после школы. Хотя даже не помышляла о такой профессии. Вера занималась стрельбой из лука и выступала за юношескую сборную Москвы. Ее случайно заметили на «Мосфильме» и пригласили на пробы. Так она получила первую роль – мечтательной Симы в фильме Родиона Нахапетова «На край света…». Вот как об этом рассказывает историк и биограф Федор Раззаков в документальной книге «Жизнь замечательных времен»:
«Для фильма требовалась девушка с наивными и чистыми глазами, которая по сюжету не знала настоящих родителей и имени, данного ей при рождении. Вроде бы ничего сложного, однако Нахапетову хотелось, чтобы облик девушки нес в себе и некую тайну. Какую именно, он и сам пока толком не знал, чем сильно осложнял работу ассистентам. Чуть ли не каждый день те приводили к нему кандидаток на роль девушки, но режиссер каждый раз говорил, что это не то, что надо. «А что надо?» — горячились ассистенты. — Какая девушка вам нужна: высокая, маленькая, полная, худая? Какая?» — «Это трудно объяснить», — туманно отвечал Нахапетов.
Но однажды ситуация сдвинулась с мертвой точки. Нахапетов увидел в буфете «Мосфильма» юное прелестное создание и тут же кликнул ассистентов: «Вот такая девушка мне нужна!» Это была Глаголева, которую судьба занесла на киностудию совершенно случайно: она пришла в гости к подруге, которая там работала. Сама Вера никакого отношения к кинематографу не имела, да и не собиралась иметь: она делала активную карьеру в спорте, будучи на тот момент мастером спорта по стрельбе из лука. По ее же словам, Нахапетову она понравилась чисто внешне. На ней в тот день были модные штаны-трубы, расклешенные от бедра, и необычная по тем временам стрижка. Челка, как у суперпопулярной французской певицы Мирей Матье».
Через месяц Глаголева была утверждена на роль, а через год стала женой Нахапетова. Спортивная карьера была забыта, а кино получило новую звезду, без которой сегодня невозможно представить фильмы «Выйти замуж за капитана», «Торпедоносцы», «Зонтик для новобрачных», «Бедная Саша», «Маросейка, 12»…
1989 год. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв отправляется с трехдневным визитом в ФРГ
Из книги Горбачёва «Жизнь и реформы»: «Мой ответный визит в ФРГ начался 12 июня 1989 года. Незадолго до того меня избрали Председателем Верховного Совета СССР. Федеративная Республика Германии — адрес первой зарубежной поездки в новом качестве выглядел в этом контексте символически. Этим шагом мы как бы еще раз подтверждали значение, которое придаем сотрудничеству с ФРГ».
Во время визита Горбачёв и немецкий канцлер Гельмут Коль подписали совместное заявление о праве европейских государств самостоятельно решать, какая политическая система будет определяющей в их странах. Тем самым прозападным антикоммунистам и русофобам из социалистических стран был дан четкий сигнал для активизации их разрушительной работы.
Документом была заложена и основа для объединения Германии. После этого руководители СССР и ФРГ еще не раз встречались для выработки конкретного механизма объединения, и в итоге Горбачёв согласился с вариантом, выдвинутым канцлером и мало учитывавшим интересы СССР. Позже в своих воспоминаниях Коль не без цинизма заметил: «Объединение нашей страны обошлось нам по цене бутерброда».
Впрочем, об этом Горбачёв в мемуарах не пишет. Вспоминая тот июньский визит в ФРГ, он отмечал: «Люди «разных званий и состояний» выражали искреннюю симпатию к нашему народу, с энтузиазмом говорили о перестройке. Все это тронуло и взволновало меня».
Визит Горбачёва широко освещался в зарубежной печати. Вот несколько цитат:
«Энтузиазм, вызванный прибытием советского лидера в ФРГ, является почти всеобщим. По данным опроса общественного мнения, 90 % немцев заявили, что они доверяют Горбачёву, и только 58 % сказали, что доверяют президенту Бушу, а немногим более 50 % – канцлеру Колю. На вопрос, какая страна представляет наибольшую угрозу Западной Германии, почти 50 % немцев ответили, что это США или другие западноевропейские страны, и только 15 % назвали Советский Союз… Люди в Западной Германии лишь смутно помнят недавний визит в ФРГ президента Буша» («Вашингтон пост», США).
«В советском руководителе, прибывшем в ФРГ, западные немцы видят не того, кто издалека наводит на эту страну ракеты, а человека, который может способствовать выводу натовских самолетов, а также убрать отсюда часть из 400 тыс. иностранных военнослужащих, которые бродят по улицам либо набиваются в пивные» («Си-эн-эн», США).
«Советский Союз – это великая держава, интересы которой далеки от наших. Единственным верным партнером ФРГ по-прежнему остаются Соединенные Штаты. Об этом должны знать те, кто пророчествует о предстоящих «решающих шагах в области разоружения» («Бремер нахрихтен», ФРГ).
«Люди одобрительными возгласами приветствовали Горбачёва, чего так опасались в Вашингтоне и Лондоне. Западным немцам, уже свыше 40 лет живущим на передовой линии холодной войны, советский президент дал шанс на изменение этого положения, и они не хотят его упускать». («Би-би-си», Англия).
1999 год. Российские десантники совершают бросок на Приштину, который многие историки считают самым опасным обострением отношений между Москвой и Западом после карибского кризиса
После начала боевых действий между югославской армией и Армией освобождения Косова Белград начали обвинять в этнических чистках. НАТО потребовало вывести сербские подразделения из Косова, планируя разместить там свои силы. Югославия отказалась выполнить этот ультиматум, и тогда на нее полетели бомбы натовской авиации. Жертвами бомбардировок стали свыше 3 тысяч человек, более 5 тысяч — были ранены.
10 июня бомбежки были приостановлены. Согласно резолюции Совета безопасности ООН, в Косово вводились миротворческие силы альянса, а сербские войска покидали край. Позиция России, которая поддерживала сербов и выступала за целостность Югославии, в расчет не принималась.
Основные силы НАТО, сосредоточенные в соседней Македонии, собирались 12 июня занять аэропорт Слатина — единственный в Косово, способный принимать военные, пассажирские и грузовые самолеты. Но тут, казалось бы, окончательно пришедшая в упадок к концу 90-х годов российская армия вдруг напомнила о себе. И как!
Действуя на опережение, в ночь на 12 июня сводный батальон воздушно-десантных войск, входивший в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, преодолел более 600 километров и захватил расположенный в Приштине аэродром Слатина. Колонна из 15 БТР и 35 грузовиков достигла цели в 2 часа ночи, примерно на полчаса опередив войска НАТО. Сразу после пересечения границы между Боснией и Сербией над машинами были подняты российские флаги.
Дерзкая секретная операция, о которой многие высшие чины даже в России узнали из трансляции CNN, едва не обернулась вооруженным конфликтом.
«Где-то на полчаса с лишним позже нас пришли англичане. Они в какой-то момент попытались своими бронемашинами оказать давление на наши посты, и ребята просто проявляли героизм. Они не успели оборудовать даже окопы, но нацелили гранатомет на британскую бронемашину и предупредили: еще один метр, и мы будем действовать», – вспоминал генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов, в ту пору руководитель главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России.
Все телеканалы облетели картинки с радостными лицами сербов и цветами на броне российской техники. «Даже внезапная высадка русских на Марсе не произвела бы на американцев и их союзников такого эффекта, как русские БТР под Приштиной», — писала белградская газета «Вечерние новости».
Спустя немного времени стало известно, что письменного приказа Верховного главнокомандующего и министра обороны на марш-бросок ВДВ в Слатину не существовало. Многие подробности спецоперации до сих пор засекречены.
Миротворцы из России находились в Косове вплоть до июля 2003 г., после чего были выведены. В Минобороны посчитали, что у России нет на Балканах интересов, которые тянули бы на 28 млн долларов, ежегодно расходуемых на поддержание российского контингента.
Читайте также:
- Минский окружной суд, переливание искусственной крови и «Волчье логово». Этот день в истории: 20 ноября
- Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября
- Фильм «Государственный преступник» и разрушение Берлинской стены. Этот день в истории: 9 ноября
- Куда исчезли экспонаты картинной галереи БССР, и как умер Мессинг. Этот день в истории: 8 ноября
- Карийская трагедия, родился Троцкий, казнен Зорге. Этот день в истории: 7 ноября