Первые сестры милосердия, бой за «Муху-Цокотуху» и Дева Мария на гербе. Этот день в истории: 27 марта
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 27 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1854 год. Франция и Великобритания, заключившие союзный договор с Турцией, объявляют войну России
Их план предполагал отторжение от России устья Дуная, Крыма, Кавказа, Прибалтики и Финляндии, с целью загнать Россию вглубь материка и сделать зависимой от владельцев прибрежных зон. Если учесть, сколько усилий затратило российское государство на борьбу за выход к морям, то надо признать исключительное значение Крымской войны для судеб страны.
К концу 1855 г. боевые действия на фронтах практически прекратились. 18 марта 1856 г. был подписан Парижский трактат между Россией с одной стороны и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией с другой. Россия возвращала Турции крепость Карс взамен южной части Севастополя. Черное море и проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись нейтральными: открытыми для торгового мореплавания.
Именно в ходе Крымской войны родилась новая профессия — сестра милосердия. 21 октября 1854 г. 38 английских девушек во главе с со смотрительницей больницы для женщин-инвалидов Флоренс Найтингейл добровольно отправились в полевые госпитали Стамбула, а потом и в Крым. Солдаты болели дизентерией, тифом, холерой. Число умерших от этих болезней превысило число погибших на войне. Флоренс и ее сестры перевязывали раненых, лечили их, утешали. Во многих источниках можно прочесть, что именно так и родилась профессия сестры милосердия. Однако раньше англичан эту работу стала выполнять в Севастополе русская девушка-сирота по имени Даша. Ее мама умерла, когда девочка была совсем маленькой, а отец погиб в Синопском сражении. Когда 1 сентября 1854 г. у крымских берегов показался неприятельский флот, Даша продала за копейки все свое убогое имущество и, переодевшись юнгой, отправилась на войну. Поначалу никто не признавал в ней девушку, и она наравне с мужчинами участвовала в боях. Однако постепенно женское начало взяло верх, и главным делом Даши стала помощь раненым.
Великий хирург, основоположник военно-полевой медицины Николай Пирогов писал в своих воспоминаниях о Даше, что «движимая милосердием своей женской натуры, она здесь на полях битвы и в госпиталях с таким самопожертвованием помогала раненым, что обратила на себя внимание высшего начальства…».
16 ноября 1854 г., в самый разгар героической обороны Севастополя, император Николай I наградил Дашу золотой медалью на Владимирской ленте «За усердие», велел своим сыновьям — великим князьям Михаилу и Николаю — расцеловать ее и подарил 500 рублей.
Англичанка Найтингейл прибыла на полуостров, который пытались отнять у России ее соотечественники, почти полгода спустя — в апреле 1855 г. Это ни в коем случае не означает, что Флоренс не внесла свой вклад в сестринское дело, это означает, что первой сестрой милосердия была все-таки Даша Севастопольская. Настоящее имя Даши историкам стало известно только в 1983 г. — Михайлова. Но для всех она так и осталась Севастопольской. Память о ней увековечена на живописном полотне панорамы Франса Рубо «Оборона Севастополя». Имя героини носит 3-я городская больница, рядом с которой установлен памятник Даше. А в Республике Крым еще в 2013 г. учрежден нагрудный знак отличия Совета министров «За милосердие имени Даши Севастопольской», которым ежегодно награждают десять лучших крымских медсестер.
1928 год. В Государственном ученом совете при Наркомпроссе рассматривается вопрос о запрете детских книг Корнея Чуковского
В начале февраля в «Правде» вышла статья Надежды Крупской «О «Крокодиле» Чуковского». В ней произведение детского поэта было названо «буржуазной мутью», которая «не пройдет бесследно для ребенка». «Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо», — заключала автор.
Такое выступление в главной партийной газете председателя научно-педагогической секции ГУСа, председателя Главполитпросвета, вдовы уже канонизированного вождя означало только одно: полное запрещение печататься, немедленное и тотальное отлучение от литературы, запрет на профессию.
Чуковский был раздавлен, но нашел в себе силы написать Крупской пронизанный горечью ответ: «Я пишу эти строки, чтобы показать, как беззащитна у нас детская книга и в каком унижении находится у нас детский писатель, если имеет несчастье быть сказочником. Его трактуют как фальшивомонетчика и в каждой его сказке выискивают тайный политический смысл. Мудрено ли, что я, например, вместо сказок стал в последнее время писать только примечания к стихотворениям Некрасова, да к «Воспоминаниям Авдотьи Панаевой». Но выгодно ли советским читателям, советской культуре, чтобы квалифицированные детские поэты изменяли своему прямому призванию? Если выгодно, пусть бьют нас и впредь. Бить нас очень легко и удобно, потому что мы вполне беззащитны».
За Чуковского вступился Максим Горький. Из Сорренто он писал в «Правду», что критика Крупской «слишком субъективна, а потому — несправедлива», и письмо Горького опубликовали. Тем не менее печатать произведения Чуковского по-прежнему никто не решался.
27 марта 1928 г. по инициативе Самуила Маршака в ГУСе провели совещание, чтобы расставить в этом вопросе точки над i. Благодаря заступничеству Горького и Маршака высокая комиссия разрешила выпустить в свет «Путаницу», «Тараканище» и «Мойдодыра». Страшный бой разгорелся за «Муху-Цокотуху» — книгу, на взгляд многих присутствующих, мещанскую: с вареньем, купеческим бытом, свадьбой, именинами, где комарик одет гусаром… Но в конце концов разрешили и «Муху». Затем принялись обсуждать стихотворение «Чудо-дерево». Вот его начало:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые калошки…
«Во многих семьях нет сапог, — возмутились члены комиссии, — а Чуковский так легкомысленно разрешает столь сложный социальный вопрос». Подумали-подумали и «Чудо-дерево» запретили.
1953 год. Через 22 дня после смерти Сталина выходит указ Верховного Совета СССР об амнистии заключенных, осужденных на срок до пяти лет включительно
Народ окрестил амнистию «ворошиловской» — по имени нового председателя Президиума Верховного Совета, подписавшего документ. Однако ключевой фигурой в принятии этого решения был не Ворошилов, а шеф МВД Лаврентий Берия.
К тому времени советский ГУЛАГ достиг кульминационной точки в своем развитии — за проволокой содержалось более 2,5 млн человек. Только за прошедшие с окончания войны годы он заглотил в свои сети около миллиона душ — прежде всего благодаря указу 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». Срок до пяти лет получали те, кто прихватывал с производства все, что плохо лежит, даже сущую мелочь. Страна, понесшая в Великой Отечественной войне колоссальные людские потери, с трудом несла бремя такого ГУЛАГа, ведь в местах заключения оказались прежде всего мужчины активного возраста.
Указ гласил: «В результате упрочения советского общественного и государственного строя, повышения благосостояния и культурного уровня населения, роста сознательности граждан, их честного отношения к выполнению своего общественного долга укрепились законность и социалистический правопорядок, а также значительно сократилась преступность в стране. Президиум Верховного Совета СССР считает, что в этих условиях не вызывается необходимостью дальнейшее содержание в местах заключения лиц, совершивших преступления, не представляющие большой опасности для государства и своим добросовестным отношением к труду доказавших, что они могут вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами общества».
В каждом лагерном пункте заседала специальная комиссия, которая рассматривала формуляры заключенных и выносила свое решение. При этом лагерное начальство, пользуясь возможностью, прежде всего освобождалось от вредных блатняков и воров, диктующих зоне свои законы, а не от «добросовестным отношением к труду доказавших…». Наступило «холодное лето 1953 года» — сотни тысяч заключенных досрочно выходили из лагерей и подобно смерчу катились по стране, наводя ужас на граждан и целые населенные пункты. «Вора миловать — доброго погубить», — прокомментировал ситуацию Александр Солженицын. «Ворошиловская» амнистия, — пишет он в книге «Архипелаг ГУЛАГ», — затопила всю страну волной убийц, бандитов и воров, которых с трудом переловили после войны».
1968 год. При выполнении тренировочного полета погибает первый космонавт планеты Юрий Гагарин
Трагедия произошла около деревни Новоселово Владимирской области. Гагарин совершал тренировочный полет с инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным. Эксперты до сих пор спорят о причинах авиакатастрофы. Но, судя по всему, им уже не удастся однозначно ответить на этот вопрос. При этом все специалисты сходятся в одном: смерть первого покорителя космоса была абсолютной нелепостью.
Самолет МиГ-15 УТИ и наземный комплекс наблюдения были тщательно подготовлены к полету, медицинский контроль оба летчика прошли успешно. Правительственная комиссия, работавшая на месте катастрофы, не провела тогда тщательного анализа полета и не собрала воедино все имеющиеся факты. В ее заключении говорилось о том, что при выполнении учебного полета самолет сорвался в штопор и, совершив несколько витков при выходе из крутого пикирования, врезался в землю. Но из-за чего МиГ-15, пилотируемый таким опытным летчиком, как Серегин, свалился в штопор, и по сей день неизвестно.
Незадолго до гибели Гагарину исполнилось 34 года. Он совершил свой единственный легендарный полет в космос 12 апреля 1961 г., за 108 минут облетев вокруг Земли. В 1968-м Гагарин готовился ко второй орбитальной экспедиции.
2001 год. Решением Мингорсовета Минску возвращены исторические герб и флаг
Впервые герб был утвержден в 1591 г. привилеем короля и великого князя Жигимонта Вазы. К тому времени город уже почти столетие жил как вольный, обладал Магдебургским правом. На гербе, утвержденном Вазой, изображено Вознесение Богородицы в сопровождении двух летящих ангелов и двух херувимов. Сюжет размещен на барочном щите.
Появление в минской символике образа Божьей Матери не случайно. Как гласит легенда, 13 августа 1500 г. верующим явился в Свислочи образ Пресвятой Девы Марии. С тех давних времен икона, приплывшая к нам, как доказывают историки, из Киева, называется Минской Богоматерью и хранится в городе. Образ Минской Богородицы особо почитается минчанами, потому и был в 1591 г. перенесен на герб и флаг столицы.
На протяжении следующих веков минский герб много раз корректировался. Геральдисты насчитали более десятка различных изображений Вознесения Девы Марии на городском символе. Например, после раздела Речи Посполитой Екатерина II, оставив герб без изменения, поместила его на щит двуглавого орла — «для означения присоединения и подданства сего края к Российской империи». А в конце XVIII века Деву Марию по моде того времени «одели» в платье с кринолином.
В советское время исторический символ города не использовался. Герб, дарованный Жигимонтом Вазой, Минску вернули уже в новом веке. Минский горсовет в 2001 г. принял решение «Об утверждении положения о гербе и флаге города Минска», а в 2012-м столичные символы были официально утверждены указом Президента.