1200 90

ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ. Марат Марков: Любви к родине не бывает много

В проекте «Площадь согласия» говорим о том, что нас объединяет, что дает точку опоры. Наш собеседник — председатель правления ЗАО «Второй национальный канал» Марат Марков.

dl

Единение внутри страны

— Человеку, который родился в День международной солидарности трудящихся, 1 мая, судьбой, наверное, велено участвовать в том, что может способствовать единению людей. Слоган-девиз телеканала ОНТ «То, что нас объединяет» из такого созидающего ряда?

— С этого слогана все начиналось, но в новых реалиях он получил несколько другое звучание. Сейчас речь идет в первую очередь о том, что нас объединяет внутри страны. И сегодня у нас есть те самые вечные базисные ценности — мир, любовь и добро. Наша задача — транслировать и визуализировать их, объединять вокруг них людей.

Миссия телеканала — сделать так, чтобы таких людей стало еще больше. И судя по тому, что мы — номер 1 среди национальных телеканалов по рейтингам и охвату аудитории, идем по правильному пути вместе с нашими зрителями. У нас общие ценности и общие планы.

— Какие из ваших программ вы назовете самыми объединяющими зрителя со временем? Может, рейтинговую «Воскресную проповедь»?

— «Воскресная проповедь» культивирует вечные ценности, и ее можно отнести к этой категории. Но cамой объединяющей программой, безусловно, являются «Наши новости». Приставка «наши» заложена не зря, объединение есть уже в самом понятии. Это то, что действительно близко каждому белорусу. Мы заслужили доверие зрителя, и это накладывает на нас определенную ответственность и заставляет все время держать руку на пульсе и развиваться. В нашей команде есть профессионалы в каждой сфере, от политики до культуры, что и ценит зритель. Это позволяет объединить людей разных возрастов и профессий у кнопки ОНТ. И, кстати, в Интернете тоже.

— Новый проект мультимедийной акции «Гимн 2.0», в котором каждому (!) предлагается спеть гимн страны, тоже настроен на единение?

— Мы действительно подготовили проект, когда каждый сможет на платформе канала — пока на интернет-платформе, потом на телевизионной — спеть белорусский гимн. Это будет современная версия — Гимн 2.0. Попробуем объединить последние технические достижения и главную песню нашей страны, визуализировать ее по-новому, приблизить к самой молодой аудитории. У проекта никаких цензов и границ — ни возрастных, ни территориальных, ни профессиональных. Участниками могут стать абсолютно разные люди, которые ассоциируют себя с Беларусью, при этом они могут жить в любой стране. Человек может записать себя на телефон и стать частью истории. То, что было решено сделать проект именно в этом году, понятно и символично: это год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, год 25-летия института президентства. Сегодня Глава государства — это объединяющее начало для всей страны, а не просто символ. И не надо стесняться говорить об этой дате. Именно благодаря этому институту прошедшие годы мы прожили иначе, чем наши ближайшие соседи. Мы в принципе не знаем, что такое военное положение или военный конфликт. Когда это имеешь, наверное, не всегда понимаешь, насколько это ценно.

В информационном суверенитете

Ob'edinenie

— В последнее время прошло несколько совещаний, встреч с участием Главы государства, касающихся сферы информационной безопасности. Как непосредственный их участник можете уточнить, что сегодня угрожает белорусскому информационному пространству?

— Для меня это вопрос не общего характера. Еще 10 лет назад я принимал участие в подготовке «Концепции национальной безопасности» и непосредственно в разработке концепции информационной безопасности. Это тема, которой я отдаю немало времени и сил. И считаю, что пришло время действовать. Сегодня у меня уже есть конкретные предложения — от внесения изменений в нормативные документы до внедрения специальных учебных дисциплин в школы и вузы. У нас уникальная ситуация: мы абсолютно информационно открыты для работы электронных СМИ. Более чем из 200 каналов, которые распространяются в Беларуси, подавляющее большинство — зарубежные, у нас совершенно свободная система регистрации средств массовой информации. В попытках показать, насколько мы демократичны, расслабились и на сегодняшний день стали весьма уязвимы с информационной точки зрения. Пора вводить цифровую гигиену. Мы ни на кого не нападаем, но в то же время должны иметь возможность дать отпор, должны иметь инструменты для защиты собственного информационного пространства. Это и есть информационный нейтралитет. И то же ОНТ может выступать одним из таких инструментов, в первую очередь по защите информационного суверенитета. Концепция сегодня — это не просто декларирование норм и правил, а четкая схема действий.

Понятия, которые были введены, например «информационный суверенитет», «информационный нейтралитет», абсолютно новые, с одной стороны, а с другой — мы с ними сталкиваемся постоянно.

Есть много других вещей, которые так или иначе влияют на информационное пространство. Это непосредственно суверенитет средств массовой информации, то есть исключение возможности влиять на них через экономические, политические инструменты. Я имею в виду влияние на них извне и со стороны тех, кто не очень заинтересован в стабильности положения государства. История доказывает: для того чтобы захватить власть, нужно захватить инструменты влияния. Если ты эту задачу решил, значит, уже на 90 % добился победы, потому что имеешь право влиять на умы людей. Соответственно, как инструмент можешь использовать средства массовой информации. Об этом надо помнить.

— На взгляд руководителя одного из знаковых электронных СМИ страны, не много ли мы сегодня говорим о суверенитете страны, не забалтываем ли его?

— Любовь к матери, детям, Родине — это те понятия, где неприемлемо слово «слишком». Ведь любви и заботы в этих случаях не может быть много. Если мы говорим о суверенитете, ставьте знак равенства между ним и разговором о любви к Родине.

— В продолжение темы. Замечателен опыт ОНТ в праздновании Дня белорусского языка, когда утренняя программа и все выпуски новостей идут на вельмi добрай беларускай мове. Скажите, Марат Сергеевич, а что мешает хотя бы один из выпусков новостей в день делать на мове без всякого праздника?

— Ничего не мешает. На самом деле мы уже сделали системным этот подход, у нас раз в месяц все выпуски «Наших новостей» и «Наше утро» идут на белорусском языке. Цифры показали, что оттока аудитории не произошло. Но в то же время она и не увеличилась. Я только за, если зрители поддержат наше начинание, своими пультами проголосуют за него и белорусского языка на ОНТ станет больше. Мы сегодня очень динамичны, тщательно отслеживаем запросы людей и мгновенно реагируем на них.

О социальных сетях

Prodvizhenie v sotsialnyih setyah e1555577399103— Что, по-вашему, тормозит развитие современного человека? Спрашиваю как у активного гражданина, обладателя дипломов юриста и экономиста.

— …и еще радиоинженера… Не боюсь показаться не в тренде, но скажу о таком явлении, как социальные сети. Перенасыщение ими наносит ощутимый вред реальной жизни. Да, у меня тоже есть аккаунты, использую их как средство быстрой коммуникации для решения рабочих вопросов. Но многим нужна информационная диета. И дифференцирование контента. В Сети есть много полезной информации, но нужно уметь ставить фильтр, в том числе на время, проведенное в Интернете. Полчаса в день вполне достаточно. Остальное время можно потратить более качественно: на чтение книг, спорт, самосовершенствование. Недаром говорят: написать в соцсетях — это как раньше написать на заборе. Как бы мы воспринимали человека, который большую часть времени тратил на то, чтобы писать на заборах?

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.