Почему авторам песни «Зачем вы, девочки, красивых любите…» шесть раз пришлось переделывать будущий хит
В 1970 году режиссер Леонид Марягин снимал картину «Моя улица». Во время сцены застолья планировали исполнить пронзительную песню, должную заворожить женское население страны. Но хиты на все времена не пишут по щелчку пальцев. Соавторов произведения едва не довели до белого каления. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Разочаровался в себе
Композитор Евгений Птичкин в 27 лет окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Однако, в отличие от однокурсницы Александры Пахмутовой, не считался маэстро с небывалым талантом. Предложений от киностудий и театров на написание музыки не получал. А если сам проявлял инициативу, писал что-то эстрадное, ничего выдающегося не получалось. У музыканта подрастал сын Николай. Семье нужны были средства для выживания. Тогда профессиональный композитор окончил курсы звукорежиссеров и устроился в молодежную редакцию Дома радиовещания и звукозаписи. В ту пору радиокорреспонденты ездили в командировки не одни, а с профессиональными звукооформителями, которые могли справиться с техникой и записать репортаж. Птичкина, как молодого и активного, начали посылать на дальние комсомольские стройки. Так он исколесил всю страну, особенно Север, Урал, Дальний Восток.
В 1962 году Евгения впервые пригласили написать музыку для антирелигиозного комедийного фильма «Конец света». С высоты времени сюжет видится неоднозначным. В деревню приезжает молодой священник-хипстер, который вместо заботы о пастве гоняет на мотоцикле, слушает западную музыку и не прочь выпить коньяка с молодой сексуальной попадьей. Этим пользуется старичок-сектант Филин и переманивает прихожан, обращая их в свою веру, пугая концом света. Несмотря на одиозность содержания ленты, музыка Птичкина была замечена. В 1960-е он написал мелодии для десятков других кинокартин. Режиссеров устраивало его творчество. Но среди сочиненного не оказалось ни одного хита, прогремевшего на всю страну. Широко известной стала песня из фильма «Служили два товарища», но она не предназначена для эстрадного исполнения («Служили два товарища, ага…»). Словом, деньги киностудии платили, но Птичкин уже и сам махнул на себя рукой, считая, что музыка стала для него кустарным ремеслом, а не творчеством. А ведь каждому сочинителю хочется создать нечто великое, способное попасть в сердца миллионов слушателей.
Хождение по мукам
В 1970 году режиссер Леонид Марягин взялся за экранизацию пьесы Исидора Штока «Ленинградский проспект». Фильм назвали «Моя улица». В нем вечный конфликт поколений, только в советском ключе. Пожилая пара — Василий и Клавдия Забродины — не понимает выросших сыновей. Один из них занимается футболом и мечтает о больших соревнованиях за границей! Нет! Хочешь жить по чести — иди, трудись на заводе, тянись к простым людям. В конечном итоге сына вне конкурса принимают в инженерный институт, чтобы парень на универсиадах по футболу отстаивал честь вуза. Обычная и понятная практика. Узнав об этом, его папа Вася идет в обком партии, поднимает скандал, доказывает, что поступление не честное! Сына исключают из учебного заведения. Вот такая мораль.
Словом, Птичкину не всегда везло с сюжетами лент. Это кино забыли. А вот песню, которую композитор написал для него с поэтом Игорем Шафераном, помнят:
Ромашки спрятались, поникли лютики,
Когда застыла я от горьких слов:
Зачем вы, девочки, красивых любите,
Непостоянная у них любовь.
Сняла решительно пиджак наброшенный,
Казаться гордою хватило сил,
Ему сказала я: «всего хорошего»,
А он прощения не попросил.
Шлягер никак не связан с сюжетом. Его исполняет во время семейного застолья актриса Нина Сазонова в образе Клавдии Забродиной.
Хорошему результату предшествовала непростая история. Первую версию не принял режиссер Марягин. Он хотел использовать одну из популярных народных песен, которая была на слуху, но ему запретило руководство студии: если выделен бюджет на создание музыки, нужно писать свой хит. А ведь сложно, а иногда невозможно создать новый народный шлягер. Вторую версию отвергла Сазонова, сказав: «Нет, ребята, за душу не берет, не подхватят ее люди». Удивитесь, но так происходило целых пять раз. Соавторы долго бились над детищем. В открытую недовольств не высказывали, но между собой костерили актрису и постановщика, считая их капризными. И только на шестой раз застольную песенку приняли. Да так, что, когда Сазонова запела ее на съемочной площадке, группа замерла, а доставивший обеды администратор уронил на пол стопку алюминиевых мисок, сорвав дубль.
После выхода картины к авторам выстроилась очередь эстрадных певиц с просьбой позволить включить новое произведение в репертуар. Самым известным в СССР стало исполнение Ольги Воронец. В более позднее время ее пели Вика Цыганова, Татьяна Буланова, Надежда Бабкина, Алена Апина и др. Эпоха ярких хитов Е. Птичкина не завершилась на этом. Многие запомнили его песню «Эхо любви» на стихи поэта Роберта Рождественского в исполнении Анны Герман для фильма «Судьба» 1977 г.:
Покроется небо пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо,
Мы — эхо,
Мы — долгое эхо друг друга.
Герман вошла в студию, сняла туфли на высоком каблуке и осуществила запись с первого дубля.
Композитор сочинял детские песенки, оперы и оперетты. Но все же его считали лириком, знатоком женской души, так как лучше всего он создавал сентиментальную музыку.
Еще материалы рубрики:
Почему композитор Игорь Николаев робел и не решался предложить Алле Пугачёвой свой хит «Айсберг»
«То здесь сто грамм, то там сто грамм. На то оно и утро!» Как Винни-Пух стал первым в мире рэпером
«Дежурный по апрелю». Как Булат Окуджава дважды отомстил отвергнувшей его знаменитой возлюбленной
Как завуалированная антисоветская песня попала в фильм «Москва слезам не верит» и на эстраду
Почему под музыку революционных песен 1917-го маршировали даже деникинцы и корниловцы
Смотрите также: