1200 90

Почему авторам песни «Зачем вы, девочки, красивых любите…» шесть раз пришлось переделывать будущий хит

В 1970 году режиссер Леонид Марягин снимал картину «Моя улица». Во время сцены застолья планировали исполнить пронзительную песню, должную заворожить женское население страны. Но хиты на все времена не пишут по щелчку пальцев. Соавторов произведения едва не довели до белого каления. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200

Разочаровался в себе

Композитор Евгений Птичкин в 27 лет окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Однако, в отличие от однокурсницы Александры Пахмутовой, не считался маэстро с небывалым талантом. Предложений от киностудий и театров на написание музыки не получал. А если сам проявлял инициативу, писал что-то эстрадное, ничего выдающегося не получалось. У музыканта подрастал сын Николай. Семье нужны были средства для выживания. Тогда профессиональный композитор окончил курсы звукорежиссеров и устроился в молодежную редакцию Дома радиовещания и звукозаписи. В ту пору радиокорреспонденты ездили в командировки не одни, а с профессиональными звукооформителями, которые могли справиться с техникой и записать репортаж. Птичкина, как молодого и активного, начали посылать на дальние комсомольские стройки. Так он исколесил всю страну, особенно Север, Урал, Дальний Восток.

evgenij ptichkin

Евгений Птичкин

В 1962 году Евгения впервые пригласили написать музыку для антирелигиозного комедийного фильма «Конец света». С высоты времени сюжет видится неоднозначным. В деревню приезжает молодой священник-хипстер, который вместо заботы о пастве гоняет на мотоцикле, слушает западную музыку и не прочь выпить коньяка с молодой сексуальной попадьей. Этим пользуется старичок-сектант Филин и переманивает прихожан, обращая их в свою веру, пугая концом света. Несмотря на одиозность содержания ленты, музыка Птичкина была замечена. В 1960-е он написал мелодии для десятков других кинокартин. Режиссеров устраивало его творчество. Но среди сочиненного не оказалось ни одного хита, прогремевшего на всю страну. Широко известной стала песня из фильма «Служили два товарища», но она не предназначена для эстрадного исполнения («Служили два товарища, ага…»). Словом, деньги киностудии платили, но Птичкин уже и сам махнул на себя рукой, считая, что музыка стала для него кустарным ремеслом, а не творчеством. А ведь каждому сочинителю хочется создать нечто великое, способное попасть в сердца миллионов слушателей.

Хождение по мукам

В 1970 году режиссер Леонид Марягин взялся за экранизацию пьесы Исидора Штока «Ленинградский проспект». Фильм назвали «Моя улица». В нем вечный конфликт поколений, только в советском ключе. Пожилая пара — Василий и Клавдия Забродины — не понимает выросших сыновей. Один из них занимается футболом и мечтает о больших соревнованиях за границей! Нет! Хочешь жить по чести — иди, трудись на заводе, тянись к простым людям. В конечном итоге сына вне конкурса принимают в инженерный институт, чтобы парень на универсиадах по футболу отстаивал честь вуза. Обычная и понятная практика. Узнав об этом, его папа Вася идет в обком партии, поднимает скандал, доказывает, что поступление не честное! Сына исключают из учебного заведения. Вот такая мораль.

Словом, Птичкину не всегда везло с сюжетами лент. Это кино забыли. А вот песню, которую композитор написал для него с поэтом Игорем Шафераном, помнят:

Ромашки спрятались, поникли лютики,
Когда застыла я от горьких слов:
Зачем вы, девочки, красивых любите,
Непостоянная у них любовь.
Сняла решительно пиджак наброшенный,
Казаться гордою хватило сил,
Ему сказала я: «всего хорошего»,
А он прощения не попросил.

igor shaferan

Игорь Шаферан

Шлягер никак не связан с сюжетом. Его исполняет во время семейного застолья актриса Нина Сазонова в образе Клавдии Забродиной.

Хорошему результату предшествовала непростая история. Первую версию не принял режиссер Марягин. Он хотел использовать одну из популярных народных песен, которая была на слуху, но ему запретило руководство студии: если выделен бюджет на создание музыки, нужно писать свой хит. А ведь сложно, а иногда невозможно создать новый народный шлягер. Вторую версию отвергла Сазонова, сказав: «Нет, ребята, за душу не берет, не подхватят ее люди». Удивитесь, но так происходило целых пять раз. Соавторы долго бились над детищем. В открытую недовольств не высказывали, но между собой костерили актрису и постановщика, считая их капризными. И только на шестой раз застольную песенку приняли. Да так, что, когда Сазонова запела ее на съемочной площадке, группа замерла, а доставивший обеды администратор уронил на пол стопку алюминиевых мисок, сорвав дубль.

После выхода картины к авторам выстроилась очередь эстрадных певиц с просьбой позволить включить новое произведение в репертуар. Самым известным в СССР стало исполнение Ольги Воронец. В более позднее время ее пели Вика Цыганова, Татьяна Буланова, Надежда Бабкина, Алена Апина и др. Эпоха ярких хитов Е. Птичкина не завершилась на этом. Многие запомнили его песню «Эхо любви» на стихи поэта Роберта Рождественского в исполнении Анны Герман для фильма «Судьба» 1977 г.:

Покроется небо пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо,
Мы — эхо,
Мы — долгое эхо друг друга.

Герман вошла в студию, сняла туфли на высоком каблуке и осуществила запись с первого дубля.

kadr iz moya ulicza

Композитор сочинял детские песенки, оперы и оперетты. Но все же его считали лириком, знатоком женской души, так как лучше всего он создавал сентиментальную музыку.

Еще материалы рубрики:

Почему композитор Игорь Николаев робел и не решался предложить Алле Пугачёвой свой хит «Айсберг»

«То здесь сто грамм, то там сто грамм. На то оно и утро!» Как Винни-Пух стал первым в мире рэпером

«Дежурный по апрелю». Как Булат Окуджава дважды отомстил отвергнувшей его знаменитой возлюбленной

Как завуалированная антисоветская песня попала в фильм «Москва слезам не верит» и на эстраду

Почему под музыку революционных песен 1917-го маршировали даже деникинцы и корниловцы

Смотрите также:

Особенности работы подразделений МЧС в условиях недавнего ливня и статистика пожаров в МинскеОсобенности работы подразделений МЧС в условиях недавнего ливня и статистика пожаров в Минске
Вечерний Минск: жалобы минчан, самодельные грядки и грязь на улице. Актуальные темы с 22 по 28 июляВечерний Минск: жалобы минчан, самодельные грядки и грязь на улице. Актуальные темы с 22 по 28 июля
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.