Почему фильм «Девушка с гитарой» с песней «Люся, Люся» стал причиной травли и опалы Людмилы Гурченко
О том, как создавалась песня «Люся, Люся», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
На волне успеха
Фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» вышел на экраны в 1956 г. и имел оглушительный успех. Картину посмотрело 48,64 млн зрителей. Лента моментально сделала знаменитой начинающую актрису Людмилу Гурченко. Впрочем, она случайно в ней оказалась. На роль Леночки Крыловой долго искали исполнительницу. По собственным рассказам Людмилы Марковны, она однажды шла по коридорам «Мосфильма» и встретила директора студии Ивана Пырьева. Он поморщился, потом задумался и велел идти за ним. Привел в 3-й павильон, где шли кинопробы, и сказал Рязанову: «Вот эта подойдет. Только сними получше — и будет человек».
В следующем, 1957 г. в Москве готовились к проведению VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Министр культуры СССР Николай Михайлов, предложил не изобретать велосипед, а в переносном смысле слова прокатиться на волне успеха «Карнавальной ночи», сняв такое же кино, но о фестивале. Рецепт успеха, как ему казалось, прост: нужно взять ту же исполнительницу главной роли — Гурченко, тех же сценаристов — Бориса Ласкина, Владимира Полякова — и успех обеспечен. Но, во-первых, в прежней картине звучали острые социальные шутки, например, «Есть установка весело встретить Новый год» или «Бабу Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своем коллективе». А тут чиновник строго-настрого приказал литераторам, писавшим монологи, не допускать сатиры. Во-вторых, режиссера начальник решил взять другого, считая молодого Рязанова недостаточно ответственным для такого серьезного задания международного масштаба. Постановщиком назначил Александра Файнциммера. Человек с регалиями, кстати, долго работал на студии «Белгоскино», заслуженный деятель искусств БССР, получил Сталинскую премию за белорусский фильм «Константин Заслонов». Снимал патриотическое и военное кино. Но вот беда: к жанру комедии никогда не имел отношения. Начальство так рассуждало: танцует в присядку — спляшет и танец маленьких лебедей. В общем, Александру ничего не оставалось делать, как принять за честь оказанное ему высокое доверие.
В итоге сюжет фильма получился о том, как в дни международного фестиваля в Москве, имеющая все данные, чтобы стать актрисой, продавщица музыкального магазина Танечка Федосова, привлекает к прилавку гостей столицы своей одаренностью. Она поет и танцует, а вместе с ней и все остальные, в основном иностранные студенты.
Картину начали снимать до фестиваля, а продолжили в дни молодежного форума. Таким образом, в кадр попали и настоящие делегаты.
Не предвещало беды
Официальными композиторами фильма стали вполне именитые Аркадий Островский и Юрий Саульский. Они написали 12 песен. Поскольку международный фестиваль — официальное мероприятие, их попросили отнестись к музыке всерьез. Видимо, наказ начальства так напугал композиторов, что все мелодии получились холодными, академическими и не ушли в народ. Людям нужно что-то попроще. Из этой категории была песенка Островкого на слова Ласкина, она запомнилась всем:
Люся, Люся, я боюся,
Что тобою увлекусь я.
Если, Люся, увлекусь я,
За себя тогда боюсь я.
В фильме ее спел Владимир Гусев, исполнивший роль композитора Корзикова, который по сюжету ухаживает за главной героиней.
Кроме Гусева и Гурченко в фильме поют и другие актеры. Например, Михаил Жаров в роли директора магазина, который все время боится, что его продавщицу позовут замуж и она уволится, исполняет бытовой романс своего персонажа «В музыкальном магазине я служу, радость жизни в этом деле нахожу». Его экранную жену сыграла Фаина Раневская. Вообще, в ленте много известных актеров. Например, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Олег Анофриев. Примечательно: кино стало первым в биографии 37-летнего Юрия Никулина. Он исполнил роль пиротехника-неудачника. Юрий Владимирович придумал образ растяпы в кедах, с постоянно полуоткрытым от изумления ртом, который позже использовал в фильмах Гайдая. Знаменитого клоуна киношники заметили именно в этой картине. С нее началось его шествие в кинематографе.
Если в целом оценивать фильм, то, конечно, он менее смешной, чем «Карнавальная ночь», где сюжет скреплен репризами Игоря Ильинского, образом лектора-астронома в исполнении Сергея Филиппова и колкой критикой советской бюрократической системы. Тут же, как мы помним, попросили действовать, не критикуя. К тому же в «Девушке с гитарой» не было хита, каковым стал «Пять минут» из прежнего фильма. Но в то же время бодрое, цветное кино, полное эффектных номеров, не вызывало отторжения. Оно явно было снято по клише американских мюзиклов 1930-х годов, с которыми Файнциммер ознакомился в Госфильмофонде перед началом съемок. Ничто не предвещало беды.
Спусковой механизм
Зрители приняли картину. С удовольствием ходили в кинотеатры, отвлекаясь от повседневных забот. Но неожиданно в центральной прессе стали появляться заголовки «К легкому жанру по … легкому пути», «Опасный крен», «В плену дурного вкуса», «Еще одна девушка». Даже в газете «Известия» написали, что «Девушка с гитарой» — попытка растянуть на полтора часа песенку про пять минут. Ругали и песню «Люся, Люся, я боюся», называя фарсом. А что же в комедийном кино, оперу распевать?
В общем, Людмилу Марковну заклеймили, называли бездарной певичкой из кабаре. А министр культуры СССР, который, собственно, и затеял съемки клише «Карнавальной ночи» на новый манер, сделал вид, что он ни при чем, и встал в первые ряды критиков. Как вспоминала актриса, когда ее вызвали к нему, думалось, что будет хвалить. Но министр вместе с присутствовавшим в кабинете заместителем начали ее прорабатывать, называя позорищем, выделывающим на экране вертлявые западные штучки, недостойные советской комсомолки. Грозились придать ее имя забвению. Так оно и вышло. На московские студии путь ей был заказан. Снималась в эпизодах на «Ленфильме», Одесской студии. На хлеб зарабатывала встречами со зрителями в провинции. Не то, чтобы ее карьеру свели на нет. Просто в ближайшие 20 лет не предлагали фееричные главные роли, как в фильме Рязанова. А это как раз годы, когда актриса была молода и полна сил. Кстати, пострадала не только она. После скандала вокруг фильма прикрыли джазовый оркестр композитора Юрия Саульского.
В 1970-е сын Файнциммера Леонид Квинихидзе начал приглашать Гурченко в свои фильмы, словно искупая вину отца. Так Людмила Марковна снялась в музыкальных лентах «Соломенная шляпка» (1974), «Небесные ласточки» (1976). В ту пору ее карьера вновь пошла в гору, хотя актрисе было за 40.
В 2000-х Гурченко рассказала об истинных причинах всей вакханалии. Оказалось, после профессионального взлета ее пригласили на Лубянку, вербовали. Вернее, предложили сотрудничество: раз в несколько месяцев приходить и в письменном виде излагать услышанное и увиденное в артистической среде с акцентом на интересующих ведомство лиц. Взамен все блага: загранкомандировки, поездки на фестивали, зеленый свет в получении ролей. Гурченко наотрез отказалась. Это и стало спусковым механизмом шумихи, реакции прессы, поведения министра и остальных. Очевидно, что всевидящее ведомство задействовало против нее свои возможности.
Песню «Люся, Люся, я боюся», позже исполнял шансонье Вася Пряников и еще несколько его коллег. Спел и юморист Юрий Гальцев в одной из юмористических ТВ программ. А Людмила Марковна в зрелом возрасте смогла не только вернуть былую славу, но и превзойти успех своей юности.
Читайте также:
- «Война супника», фильм «Возрождение», Кашпировский «дает установку». Этот день в истории: 8 октября
- «Нелепо, смешно, безрассудно…». Почему «Обыкновенное чудо» стало любимой картиной миллионов
- Калинин в Минске, «Рельсовая война», Фрейндлих не дали Госпремию. Этот день в истории: 20 июня
- «То здесь сто грамм, то там сто грамм. На то оно и утро!» Как Винни-Пух стал первым в мире рэпером
- Яд для Ленина, паровоз «Овечка» и возвращение Людмилы Гурченко. Этот день в истории: 17 марта