Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко
Фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Из колонии бежит опасный преступник Косов. За ним шлейф грабежей и убийств. Долгое время оперативникам не удается выйти на его след. Им в голову не может прийти, что рецидивист изменил внешность с помощью пластического хирурга.
В стиле репортажа
Среди советских фильмов о милиции немало тех, которые не имели никакого отношения к реальной жизни. Но случалось, напротив, в кино создавалась еще более острая, насыщенная действительность, чем это бывало в серых советских милицейских буднях. «Золотая мина» — из таких.

Евгений Татарский
А началось все с того, что в 1976 году молодой режиссер Евгений Татарский, снявший лишь дипломную работу и в соавторстве приключенческую картину «Семьдесят два градуса ниже нуля», пришел на студию телевизионных фильмов при Ленинградской киностудии. Редактор предложил ему сценарий, пылившийся на полке более 10 лет. Автором был не профессиональный литератор, а милиционер в отставке Павел Грахов. Он весьма реалистично описывал милицейскую рутину исходя из личного опыта, но, судя по тексту, явно не знал кинематографических законов. Отставник позволил Татарскому и его другу молодому писателю Артуру Макарову вольно переделать материал на их усмотрение с использованием старого текста. Соавторы ввели в сюжет модно одетых милиционеров, пластического хирурга — афериста, зубного техника — преступника и прочие детали, от которых веяло новизной и необычностью.
Уже утвердив новую версию сценария, Татарский продолжал сомневаться. Не хотел, чтобы получился очередной кабинетный фильм о милиции с массовкой и ненатуральными оперативниками, у которых на лицах отпечатано актерское образование. И в одну из ночей режиссеру пришла в голову идея снять кино не со штатива, а репортажно, в движении, с плеча, как снимали горячие новости. Также он решил в сценах задержания преступников в людных местах задействовать настоящих сотрудников милиции. Он понимал, что такие «аресты» средь бела дня изумят прохожих, все будет выглядеть натурально. Этот прием позже использовал в советских детективах автор ленты «Петровка, 38» Борис Григорьев: настоящие прохожие, погони и трюки в реальных условиях. У зрителей «Золотой мины» должно было создаться впечатление документальности происходящего на экране.
Цепь случайностей
Капитан Крошин был прописан в сценарии как привлекательный и галантный. Самый импозантный в те годы молодой актер в Ленинграде — Михаил Боярский. Он прошел кинопробы, но утвердили Евгения Киндинова. Михаил еще не сыграл своих звездных ролей, а Евгения после фильма «Романс о влюбленных» узнавали на улице.
Поскольку Татарский пытался уйти от стереотипов, роль рецидивиста Косова предложил интеллигенту со взрывным характером Олегу Далю. Режиссер стремился к тому, чтобы преступник не выглядел узколобым недоумком в лучших советских традициях. Хотел, чтобы он вызывал некоторую симпатию своей утонченностью. И действительно, в кадре персонаж Даля никого не убивает, не грабит и не насилует, похож на приличного человека. О его преступлениях мы слышим из сводок. Зато он встречается в открытом кафе возле пирса с красавицей подругой Ларисой. Эту роль никому тогда не известная Любовь Полищук получила случайно. Она вспоминала:
— Я работала еще в Московском мюзик-холле. Приезжает помощник режиссера, говорит, что меня пригласили на съемки с Олегом Далем. Приезжаем мы в Питер… Я чувствую — какая-то ерунда. Выясняется, режиссер Татарский сказал ассистентке: «Привези манекенщицу, миниатюрную блондинку с карими глазами». Привозят меня, темноволосую дылду. Представьте себе состояние режиссера. Причем для съемок уже был взят в аренду кораблик, съемочный день должен был в любом случае состояться. Это одна из самых трудных сцен. И тут еще приходит Даль. Я на подкошенных ножках, глазки в кучку. Он все сразу понял. Снял очки, взял мою руку в свои ладони, прижал к щеке. И посмотрел мне не в глаза, а в зрачки. Может, он волшебник был, я не знаю, но у меня ушел вот этот холод, я выпрямила спину, почувствовала себя артисткой и его партнершей. Мы пошли и сыграли все с одного дубля.

Игорь Янковский
Таким же случайным образом роль лейтенанта милиции Лебедевой досталась Ларисе Удовиченко. В 1974 году она и Светлана Смехнова сыграли сестер в ленте Сергея Герасимова «Дочки-матери». Татарский помнил фильм, попросил пригласить Светлану, но на пробы доставили Ларису, которой подошла милицейская форма. Позже, увидев ее в роли милиционера, Станислав Говорухин, действуя от обратного, позвал Удовиченко сыграть Маньку-Облигацию в кинохите «Место встречи изменить нельзя». Тут же, в «Золотой мине», он заметил актрису Татьяну Ткач в образе жены архитектора Дроздовского и пригласил сыграть подружку Фокса Анну.
Есть в картине и белорусский след! Расхитителя социалистической собственности Торчинского сыграл Игорь Янковский, сын легенды белорусского театра Ростислава Янковского.
Выражение чувств
Фильм снимали в Ленинграде и Ялте. Соответственно, пластического хирурга в исполнении Игоря Дмитриева на привокзальной площади задерживали настоящие оперативники Ленинградского ГУВД. Актер устроил такой спектакль, что прохожие перешептывались: матерого арестовывают. Олега Даля в роли уголовника брали ялтинские милиционеры. Конечно, они знали, что снимаются в кино. Однако задача стояла проводить задержание натурально, с болевыми приемами. В ленте финальный арест в кафе выглядит убедительно. Даль без предупреждения пытался перескочить через барную стойку, но ему заломили руки.

Игорь Дмитриев
В картине есть сцена, где оперативник Игорь Лохов в исполнении Игоря Добрякова с мотоцикла на ходу перебирается в кузов грузовика. Поскольку шли по пути, как сейчас бы сказали, life-съемки, о натуральных трюках предупреждали не всех сотрудников МВД. Несущий службу сержант ГАИ увидел подозрительную эквилибристику мотоциклиста, устроил погоню, задержал. Съемочная группа потеряла время, пока разбирались.
Политическое управление МВД СССР выдало авторам список из 64 замечаний по фильму. Но в 1977 году одним из заместителей министра милицейского ведомства стал Юрий Чурбанов, зять Брежнева. Лента ему понравилась, ее допустили в прокат без исправлений. Даже нецензурное слово «с**а», которое Даль сквозь зубы произносит в финальной сцене ареста, не стали вырезать.
Когда у Татарского спросили, кто за фильм достоин премии от МВД, режиссер назвал фамилию милиционера Грахова, написавшего первую версию сценария. На всесоюзном конкурсе сценариев о советской милиции, проведенном Госкино и МВД СССР, отставник получил пухлый конверт.
А режиссер уже готовился к следующей работе, где снова блистали Олег Даль, Любовь Полищук, Игорь Дмитриев, Евгений Киндинов… Конечно, это был фильм «Приключения принца Флоризеля».
Еще материалы рубрики:
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»
Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой
Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»
Номинирован на «Оскар», но статуэтку так и не получил. Как снимали фильм «Военно-полевой роман»
Смотрите также: