Почему много лет автор хита «Оставайся, мальчик, с нами — будешь нашим королем!» запрещал его исполнять
О том, как создавалась песня «Оставайся, мальчик, с нами — будешь нашим королем!», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
От рук отбились
В первой половине 1980-х один за другим уходили из жизни советские генсеки. Не успевали чиновники оплакать одного и сердечно поздравить с назначением следующего, снова приходилось скорбеть. За некрологами и панихидами идеологи как-то упустили из виду московских и киевских мультипликаторов, которые, как бы тогда сказали, распоясались. Забросив соцреализм и махнув рукой на традиции отечественной мультипликации, начали интерпретировать классические сказки по-своему, привнося в них футуризм, экспрессионизм и прочие авангардные тлетворные веяния Запада!
Не отставали от коллег и армянские кинематографисты. В 1984 г. режиссер Роберт Саакянц решил создать психоделическую фантазию «В синем море, в белой пене» на тему народной армянской сказки. Правда, ознакомившись с сюжетом, понимаешь, что истинно национальных сказок никогда не существовало ни у одного из народов. Сюжеты просто перекочевывали, обрастая местными особенностями, связанными с тем или иным менталитетом. Итак, в данном произведении, мальчик с дедом рыбачат. Достают из своей сети запечатанный кувшин, из которого появляется морской царь (старик Хоттабыч? Джин из «Аладдина»?). Мальчишку царь силой забирает в подводное царство, где он должен жениться на принцессе и стать наследником трона. Правда, для приумножения богатств ему придется топить корабли с ценными грузами. Парню не нравятся подобные перспективы и участие в экспроприации. Он обманом загоняет царя в кувшин и топит. Вот такой сознательный пролетарский подход!
Все образы постановщик создавал текучими и трансформирующимися, будто в кривом зеркале. Вплетал в фольклор штрихи современности. Герои под водой даже пользуются модной на тот момент бытовой техникой.
С образом принцессы Саакянц вообще опередил время. Изобразил ее с губами, накаченными гиалуроновой кислотой, как у современных Insta-дам. В общем, в 1984 г. нарисовал барышню по канонам красоты начала XXI в. И конечно, именно принцесса спела центральную песню мультфильма, в которой выложила мальчику все аргументы о его радужном будущем.
Темная лошадка
С композитором Робертом Амирханяном режиссер сделал не один фильм — «Кто расскажет небылицу», «Ух ты, говорящая рыба», «Ишь ты, Масленица!». Часто приглашал его к сотрудничеству. И на сей раз старый приятель не подвел. Сочинил стопроцентный хит. А текст написал сам постановщик. В своих мультфильмах он всегда старался быть многостаночником: сценаристом, главным художником, а тут вот и поэтом. Ключевая строчка стала крылатой фразой:
Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты,
Изумруды и рубины осыпаются дождем.
Если хочешь быть богатым, если хочешь быть счастливым,
Оставайся, мальчик, с нами — будешь нашим королем!
Слыша эту песню в 1980-е, многие гадали: кто поет: Пугачева, Отиева? Уверенное сопрано с хрустальной фразировкой не давало слушателям покоя.
Как выяснилось, Роберт Амирханян преподавал в Ереванской государственной консерватории, где училась талантливая исполнительница и музыкант Анаит Каначян. Зная возможности девушки, он привел ее на студию и попросил исполнить произведение. Сделала она это непринужденно и навсегда удалилась из публичного поля, хотя с этим хитом могла бы стать звездой советской эстрады. Судачили: мол, ее голосу позавидовала Алла Борисовна и преградила путь на большую сцену. Много сплетен до сих пор мелькает в Интернете. На деле причиной исчезновения певицы, стали «прелести» перестройки. После начала военного конфликта на ее родине, в Нагорном Карабахе, в 1988 г. девушке удалось уехать в США. Но правила и острая конкуренция в музыкальной сфере Америки ее не устроили. В начале 1990-х она перебралась в Грецию и по сей день является одной из первых скрипок Афинского государственного симфонического оркестра! Стало быть, сольная карьера ее вовсе не интересовала. Воспитывала сына, а сегодня заботится о внуках.
Давление на композитора
И все же возникает резонный вопрос: если Анаит не сделала песню трамплином своей карьеры, то почему другие советские популярные исполнители не пытались ее перепеть? Ведь произведение действительно с потенциалом.
Оказалось, композитор Роберт Амирханян обладая авторскими правами, всегда был не против чьего-либо пения публично, но при одном условии: если ему понравится исполнение. Десятки вокалисток пробовали это сделать, высылали ему запись. Вокал ни одной из них он не одобрил, соответственно, никому не разрешил петь хит официально. Вероятно, ему по-человечески и профессионально было очень дорого первое исполнение.
Конечно, песню пели без спроса в ресторанах и ночных клубах. Например, молодая певица Елена Кукарская. Она сама призналась в этом в 2006 г., когда стала участницей «Фабрики звезд — 5». Продюсеры Игорь Матвиенко и Максим Фадеев порекомендовали ей попытать счастья и попробовать предложить Роберту Амирханяну свой вариант исполнения, чтобы получить разрешение использовать его в телеэфире.
По признанию вокалистки, пять суток она с командой работала над аранжировкой. Пробовала разные интерпретации и манеры вокала. Итог выслала композитору. Полторы недели он не отвечал. А потом прислал короткое резюме: «Бери, пой, молодец». Возможно, ереванцу действительно приглянулось то, что сделала начинающая певица. Но если посмотреть видео ее выступления, то нет сомнений: вокал Елены далек от мастерства Анаит.
Одна из версий: 2000-е гг. были самыми денежными для Первого канала и Амирханяну предложили такой гонорар, от которого он не смог отказаться. Есть и другая версия. Помимо денег сработал авторитет Аллы Пугачевой, которая была художественным руководителем «Фабрики звезд — 5». Кроме того, режиссер Саакянц в тот период снимал клипы по заказу Первого канала и мог сказать другу, что ссориться из-за старой песни в данном случае не с руки.
Скорее всего, после этих событий мелодист вообще махнул рукой на свое детище, так как исполнять его стали все кому не лень, например, Кристина Кокс, Ирина Медведева, группа Soprano Турецкого и прочие звезды третьего эшелона. А жаль: товар вполне штучный, с изюминкой. Для песни нужен профессиональный вокал.
Читайте также:
- Как умер сталинский генпрокурор, и кто написал «Олесю» и «Малиновку». Этот день в истории: 22 ноября
- Как в хите «Кто тебя выдумал, звездная страна?» пионера приравняли к герою повести «Маленький принц»
- «Король эпизода» Крамаров и премьера фильма «Белые Росы. Возвращение». Этот день в истории: 13 октября
- Нищенствовал, спал в ночлежках. Как сложилась судьба автора слов знаменитой песни «Арлекино»
- Зачем Ганди возил козу, и почему песню из «Мимино» автор назвал триппером. Этот день в истории: 2 октября