Почему могилу для Шукшина вырыли в одном месте, а похоронили его в другом. Этот день в истории: 7 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 7 октября в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1835 год. Гоголь пишет Пушкину письмо с просьбой дать «какой-нибудь сюжет» для комедии
Гоголь был на десять лет младше Пушкина, но к тому времени уже имел широкую известность благодаря изданию таких произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески», петербургские повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос». В ответном письме Александр Сергеевич предложил Гоголю посмеяться над провинциалами, которых обводит вокруг пальца заезжий мелкий чиновник из Петербурга. И уже 18 января 1836 г. – спустя всего три месяца! – Николай Васильевич читал у Жуковского, в присутствии Пушкина и Вяземского, комедию «Ревизор». 19 апреля того же года ее поставил Александринский театр в Санкт-Петербурге, а 25 мая «Ревизор» впервые был сыгран в Москве, в Малом театре.
Это не единственный случай, когда Пушкин подсказал сюжет будущего произведения другому автору. Александр Сергеевич был вообще щедр на помощь литераторам, в которых видел искру Божью. Помните, как начинается известная сказка Петра Ершова «Конек-горбунок»?
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе…
Эти четыре строки подарил Ершову Пушкин. И они, как камертон, настроили на нужный лад все произведение.
1897 год. Начало строительства моста Александра III в Париже
Молодой император Николай II в присутствии президента Франции Феликса Фора заложил первый камень в основание моста, названного в честь его отца. Это было знаком признания заслуг Александра III в создании франко-русского альянса и символом веры в его укрепление.
Одноарочный мост, перекинутый через Сену между Домом инвалидов и Елисейскими Полями, был спроектирован бюро Эйфеля и открылся накануне Всемирной выставки 1900 года. Его общая длина – 160 м (металлическая арка — 107 м), ширина — около 33,5 м. Чтобы не заслонять панораму Елисейских Полей, сооружение сделали высотой не более шести метров, что на момент строительства считалось удивительным достижением.
Мост украшен пышным декором, позолоченными пилонами, бронзовыми светильниками, крылатыми конями и другими аллегорическими скульптурами. По его краям на высоких колоннах установлены позолоченные статуи «Наука», «Искусство», «Торговля» и «Промышленность». Вдоль всего моста по обе его стороны размещены 17-метровые фонари. В центре моста видны две нимфы реки Сены с гербом Франции и две нимфы реки Невы с российским гербом, выполненные из кованой меди.
Через Сену перекинуто много красивых мостов, но мост Александра III по праву считается самым изысканным и элегантным. Неудивительно, что это место облюбовали влюбленные, туристы, фотографы и кинематографисты.
У моста Александра III есть «побратим» в Петербурге — спроектированный французами Троицкий мост через Неву.
1959 год. Первые снимки обратной стороны Луны
Их сделал космический аппарат «Луна-3», запущенный 4 октября и впервые совершивший облет спутника Земли. Изображения — после проявления пленки на борту — были переданы с помощью фототелевизионной системы на Землю. Съемка производилась на особую, устойчивую к радиации и перепадам температуры кинопленку, добытую из американских разведывательных зондов, регулярно сбиваемых над территорией СССР. Советская промышленность в те времена подобной пленки не выпускала. По идеологическим соображениям этот факт, разумеется, не афишировался.
31 декабря 1959 г. Сергей Королев собрал ближайших сотрудников своего ОКБ-1 для традиционного подведения итогов года и новогоднего поздравления. «Наш подвиг, — сказал Сергей Павлович, — оценен не только человечеством, но и богатым французским виноделом. Он объявил, что подарит тысячу бутылок шампанского тем, кто покажет обратную сторону Луны. Он был уверен, что ничего у нас не получится, и не боялся риска. Но, проиграв, он сдержал слово. Правда, вышла заминка. Винодел обратился в наше посольство в Париже с просьбой сообщить, в чей адрес выслать шампанское. Посольство растерялось и запросило МИД. МИД после многоярусных согласований дал указания отправить бутылки в адрес президиума Академии наук. Теперь нам выпала честь получить несколько десятков бутылок шампанского со склада Академии наук. Вам перепадет по паре бутылок, остальные разойдутся среди аппарата и других непричастных».
Ракетчики много и долго злословили по этому поводу. Но все же привезли вечером домой на семейную встречу Нового года французское шампанское, полученное в подарок за Луну.
1974 г. Прощание с Василием Шукшиным
Считается, что впервые милиция в Советском Союзе столкнулась с огромными неуправляемыми толпами на похоронах знаменитого человека в июле 1980 г., когда Москва прощалась с Владимиром Высоцким. Но за шесть лет до этого в Москве случилось столпотворение не меньше. Просто этих кадров никто не видел ни в эпоху застоя, ни после.
Власти запретили проводить сьемки на похоронах Шукшина. Они вообще сделали все, чтобы прощание с народным кумиром прошло как можно незаметнее. По той же причине панихида была назначена не на воскресенье, а на понедельник, и о месте ее проведения (Дом кино) людям не сообщалось.
Тем не менее проститься с Шукшиным пришло невероятное количество поклонников его таланта. Очередь желающих положить цветы к гробу тянулась до Белорусского вокзала, все улицы рядом с Домом кино были заполнены. Многие держали в руках веточки красной калины.
Московские таксисты все как один решили проехать мимо Дома кино и подать клаксонами сигнал в знак скорби, однако сделать это им не позволили.
…Шла гражданская панихида. Вокруг гроба было много венков от высоких лиц, но власть все никак не могла решить, где будет последний приют этого человека. На каком кладбище хоронить знаменитых деятелей культуры, в те времена решали в Кремле. Это была последняя и самая важная оценка власти.
Мать Шукшина Мария Сергеевна хотела увезти тело сына на родину – в село Сростки на Алтае – и похоронить его там. Однако друзья и коллеги Шукшина умоляли ее не делать этого – мол, люди не смогут прийти к нему на могилу, настаивали, что местом его упокоения должно стать столичное кладбище. И мать в конце концов уступила.
Из воспоминаний режиссера Элема Климова: «Когда гроб выносили из Дома кино, еще не знали даже, где хоронить придется. На «госнебесах» еще решали, чего Вася достоин, чего не достоин. Пронесся слух: на Немецком! В последнюю минуту принесли другую весть: разрешили на Новодевичьем».
Распространена версия, что все решил звонок Шолохова Брежневу. Писатель, мол, напомнил генсеку, что это тот самый Шукшин, фильм которого «Живет такой парень» тот так любит. И Брежнев распорядился везти гроб с Шукшиным на самое престижное столичное кладбище – Новодевичье.
Однако писатель и историк Федор Раззаков настаивает на другой версии событий. В своей книге «Как уходили кумиры» он пишет, что за два дня до похорон режиссер Сергей Бондарчук (Шукшин умер во время съемок его фильма «Они сражались за Родину») потребовал в Моссовете, чтобы Шукшина похоронили на Новодевичьем. «Слишком жирно будет!» – заявил кто-то из сановных чиновников и распорядился похоронить Шукшина на неприметном Введенском. Там уже приготовили могилу, но Василий Макарович в нее так и не лег (в феврале 1975 г. в ней похоронят знаменитого боксера Валерия Попенченко). Все потому, что дело уже дошло до самого председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. «Это тот Шукшин, который о больнице написал?» – спросил Косыгин, имея в виду нашумевшую статью «Кляуза» в «Литературной газете» (в статье Шукшин рассказывал о хамском отношении медперсонала). «Тот самый», – ответили Косыгину, и руководитель Совмина тут же отдал распоряжение похоронить Шукшина на Новодевичьем. А Брежнев в те дни, как утверждает Раззаков, находился с официальным визитом в ГДР.
Шукшин умер, когда работа над фильмом «Они сражались за Родину» была на стадии завершения. Тем не менее несколько сцен с его участием предстояло еще снять. Бондарчук оказался в очень сложном положении, в итоге он решил доснимать фильм с другим актером, внешне похожим на Шукшина. В поисках кандидата на роль Лопахина перелопатили огромное множество анкет и остановились на Юрии Соловьеве. Его утвердили на роль, даже не спрашивая согласия. По воспоминаниям актера, эти несколько сцен дались ему непросто, он был на грани нервного срыва. Соловьева постоянно сравнивали с Шукшиным, беспрестанно оценивали, осматривали, да еще при редких съемках крупного плана заставляли до боли в горле безбожно курить махорку, чтобы дым маскировал подмену.
Все было снято настолько убедительно, что ни у кого из зрителей не возникало даже намеков на подозрение о замене актера. В финальных титрах упоминалась лишь одно имя исполнителя роли Лопахина — Василий Шукшин. Никто и не подумал раздувать сенсацию озвучиванием информации по поводу его замены дублером.
По результатам опроса журнала «Советский экран» военная драма «Они сражались за Родину» была названа фильмом года, а Шукшин – лучшим актером.
1977 год. Принятие новой («брежневской») Конституции СССР
Первый Основной закон СССР был утвержден II съездом Советов СССР в январе 1924 г. Он состоял из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Спустя 12 лет, в 1936 г., была принята так называемая сталинская Конституция СССР, которая действовала до 1977 г.
Особенностью «брежневской» Конституции, принятой на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, стало наличие вводной теоретической части, где были перечислены основные этапы построения в Советском Союзе «развитого социалистического общества» и провозглашалось создание «общенародного государства». Также в ней было закреплено право за каждой союзной республикой на выход из состава СССР и право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.
В документе были прописаны новые формы «непосредственной демократии» – всенародное обсуждение и референдум, – а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и так далее. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей.
Конституция 1977 г. действовала вплоть до конца существования СССР.
Смотрите также: