Почему положили на полку фильм «Агония», Эдуарду Ханку — 85. Этот день в истории: 18 апреля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 18 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1850 год. Умирает Мари Тюссо, основательница знаменитого музея восковых фигур в Лондоне

Родилась Мари Гросхольц (по мужу Тюссо) 12 декабря 1761 года в Страсбурге. Лепить портреты из воска она научилась у доктора Филиппа Куртиуса, изготовителя посмертных масок и восковых анатомических моделей, у которого ее мать работала экономкой.
В 17 лет Мари выставила свои восковые фигуры, среди которых был портрет Вольтера. Ее талант был высоко оценен: Мари пригласили обучать рисованию и лепке детей Людовика XVI. Проведя девять лет в Версале, Мари выполнила восковые фигуры членов королевской семьи и представителей придворной знати, а после французской революции — портреты ее вождей. Правда, сразу после падения монархии ее чуть было не гильотинировали как сочувствующую прошлому режиму. Но обошлось. От казни ее спасло то, что потребовалось сделать посмертную маску Марата и его убийцы.
После смерти Куртиуса Мари унаследовала по завещанию его мастерскую и скульптуры, а после прихода к власти Наполеона эмигрировала в Англию, забрав с собой детей и оставив на родине мужа-алкоголика. В течение многих лет она разъезжала по британским городам с передвижными выставками, пока в 1835-м наконец не оборудовала свою первую постоянную выставку на Бейкер-стрит, что стало началом ее известного музея.
Одной из главных достопримечательностей музея Тюссо была Комната ужасов. Это название часто приписывают автору статьи в журнале Punch, опубликованной в 1845 году, но Тюссо, по-видимому, сама его придумала и использовала в рекламе еще в 1843 году. Эта часть экспозиции была посвящена жертвам Французской революции и недавно созданным образам убийц и других преступников.
Музей мадам Тюссо остается главной туристической достопримечательностью Лондона с момента открытия. Сегодня в нем можно увидеть множество знаменитых личностей, членов королевской семьи, звезд поп-музыки и т. д. Коллекция постоянно пополняется.
Изначально в галерее было представлено около 400 различных фигур, но пожар в 1925 году, а также бомбежки во время блицкрига в Лондоне в 1941-м серьезно повредили большинство из них. Благодаря сохранившимся слепкам многие исторические восковые фигуры удалось воссоздать, сегодня их можно увидеть в коллекции.
Самой старой выставленной фигурой является фигура Мадам дю Барри, сделанная еще Курциусом в 1765 году. В 1842-м Тюссо создала автопортрет, который сейчас выставлен у входа в ее музей.
Она умерла во сне в Лондоне 16 апреля 1850 года. Мадам Тюссо было 88 лет.
1935 год. В Минске открывается первая Всебелорусская выставка детских игрушек

До войны на пересечении Комсомольской и Интернациональной работал клуб имени Сталина. Кроме различных торжественных мероприятий в клубе проходили выставки. 18 апреля 1935 г. здесь начала работу первая Всебелорусская выставка детских игрушек. На ней было представлено более 150 тысяч экспонатов, изготовленных в Белорусской ССР.
Организаторы стремились продемонстрировать разнообразие местных игрушек и их значимость в жизни детей. Были представлены игрушки различных форм и размеров, созданные как знатными мастерами, так и рядовыми гражданами. Посетители могли увидеть деревянные игрушки, куклы, настольные игры и многое другое, отражающее народные традиции и культуру.
Выставка не только привлекла внимание детей и родителей, но и стала платформой для обсуждения проблем детского досуга и формирования вкуса у подрастающего поколения. В рамках мероприятия проводились мастер-классы, лекции и встречи с детскими писателями.
Первая Всебелорусская выставка детских игрушек стала символом нового времени, когда государство начало акцентировать внимание на детском развитии. Она также помогла установить новые стандарты для производства детских игрушек, акцентировав внимание на их безопасности и качестве.
1940 год. Родился композитор, народный артист Беларуси Эдуард Ханок

Фото БЕЛТА
Он создал множество разноплановых произведений — симфонических, камерных, писал музыку к спектаклям и кинофильмам. Но наиболее ярко и плодотворно проявил себя в песенном жанре. «Лягу, прилягу», «То ли ещё будет», «Малиновка», «Я у бабушки живу», «Завiруха», «Какой счастливый случай», «Ты возьми меня с собой», «Самурай», «Белый аист», «Здравствуй, чужая милая!», «Тик-так ходики», «У леса на опушке» — эти и десятки других популярных шлягеров Ханка настолько прочно вошли в наш быт, что стали поистине народными.
У большинства людей имя Эдуарда Семёновича ассоциируется с белорусскими исполнителями и прежде всего ансамблями «Верасы», «Сябры» и «Песняры», что неудивительно: большая часть творческой жизни композитора связана именно с Беларусью. Хотя песни Ханка были и в репертуаре Льва Лещенко, Эдуарда Хиля, Валентины Толкуновой, Марии Пахоменко, а география его жизненных перемещений довольно обширна.
Он появился на свет в Казахской ССР в предвоенном 1940-м в семье кадрового военного. После войны жил с родителями по месту службы и работы отца, сначала в Слуцке, потом в Бресте, с 1947 по 1953 год — в Усть-Омчуге и посёлке Омчак Магаданской области. После возвращения в Брест, учился в средней школе № 7. В 1962-м окончил Минское государственное музыкальное училище имени М. И. Глинки. В том же году был принят в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского. Не окончив ее, в конце 1967 года переехал к супруге в Кривой Рог, где работал старшим преподавателем на музыкально-педагогическом факультете Педагогического института. Именно в этот период начал писать песни. Диплом об окончании консерватории получил в 1969 году, сдав экзамены экстерном. В 1971-м, став лауреатом телевизионного фестиваля «Песня-71», переселился с женой в собственную квартиру в Днепропетровске.
В 1973-м стал членом Союза композиторов СССР. Весной следующего года в очередной раз вернулся в Брест, а в 1983-м переехал в Минск. С 1999 года живет в Москве, с 2010 года — в подмосковном Раменском.
В пятницу, 25 апреля 2025 года, в Большом концертном зале Белгосфилармонии состоится концерт Национального академического народного оркестра Республики Беларусь им. И. И. Жиновича «То ли ещё было…», посвященный 85-летию композитора. Как обещают организаторы, «обязательным станет выход на сцену и самого виновника торжества. Как известно, Эдуард Ханок всегда очень артистично и с юмором исполняет свои песни».
1955 год. Уходит из жизни Альберт Эйнштейн

В 1905 году 26-летний докторант политехнической академии в швейцарском городе Цюрихе получил докторскую степень и поступил на службу в патентное бюро в столице страны, Берне. В том же году он опубликовал четыре теоретические статьи по физике, совершенно изменившие представление о мире. Наиболее известна из них короткая статья «К электродинамике движущихся тел», в которой изложен так называемый частный принцип относительности и выведено соотношение между массой и энергией тела. Ньютоновская физика, совершенно справедливая в обычных земных условиях, оказалась лишь частным случаем законов, действующих во Вселенной. Все это звучало столь невероятно, что только крупные специалисты сразу поняли суть эйнштейновского открытия. А всемирно знаменитым он стал в 1919 году, когда его теория точно подтвердилась наблюдениями за орбитой планеты Меркурий. Два года спустя Эйнштейн получил Нобелевскую премию.
Приход гитлеровцев к власти заставил ученого покинуть Европу и переселиться в Соединенные Штаты, где до конца жизни он работал в Принстонском университете. Расщепление атомного ядра, которое привело к созданию ядерного оружия и атомной энергетики, стало новым подтверждением эйнштейновского пророчества о колоссальной энергии, скрытой в массе, которую Ньютон определил лишь как меру инерции тела.
Гениальный физик не хотел ни могилы, ни памятника, ни публичной траурной процессии… Его прах был развеян по ветру. На тумбочке в госпитале остались листки неоконченной статьи. Последняя написанная его рукой фраза: «Повсеместно разыгрывавшиеся политические страсти требуют своих жертв». Всё предвидел великий учёный. А ещё он меланхолически констатировал, что «гораздо труднее расщепить предрассудок, чем атом».
1975 год. Фильм «Агония» принят Госкино СССР

Режиссер Элем Климов (1933–2003) поставил семь полнометражных игровых фильмов, два из которых — «Агония» и «Иди и смотри» — вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Официально фильм «Агония» датирован 1981 годом. Работа над ним была завершена 25 сентября 1974 года, но только спустя семь месяцев, 18 апреля 1975 года, он был наконец принят Госкино СССР. Причем принят по высшей категории, предполагавшей самый широкий прокат картины и щедрое вознаграждение авторам. Однако при этом в совместной записке отдела культуры ЦК КПСС и Госкино СССР говорилось… о нецелесообразности выпуска «Агонии» на экран!
В секретной записке КГБ № 2058-А от 1.08.1975 в ЦК партии отмечалось, что в фильме «Агония» «неоправданно большое внимание уделяется показу жизни царской семьи и интимной жизни Распутина», «содержатся сцены сексуального характера». Поэтому «не случайно иностранные кинематографисты проявляют повышенный интерес к этому фильму, а прокатчики намереваются приобрести кинокартину для ее показа на зарубежном экране». И вывод: «Комитет государственной безопасности считает нецелесообразным выпускать фильм «Агония» на экраны страны и для продажи его за рубеж».
В итоге напечатанная всего в двух копиях картина легла на полку и лишь в 1981 году решением ЦК КПСС была с неё извлечена. Опять же, с оговоркой — только для зарубежного проката.
С этого момента начинается публичная жизнь фильма, отсюда и дата в титрах. Уже через год на международном кинофестивале в Венеции «Агония» удостаивается премии ФИПРЕСИ.
Выход «Агонии» на экраны СССР состоялся только с началом перестройки, в 1985 году, в итоге она собрала 18,1 млн зрителей за первый год демонстрации.
В том же 1985-м рецензент Александр Фёдоров писал: «Сложным был путь к экрану фильма Элема Климова «Агония». Впрочем, и творческая судьба самого режиссера, автора таких разных картин, как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Похождения зубного врача» (1967), «Прощание» (1981), была далеко не гладкой и безоблачной.
В «Агонии» кризис режима показан с присущей Э. Климову беспощадной иронией и психологической глубиной. Фарсовые, эксцентрические эпизоды сменяются страшными натуралистическими видениями. На экране возникает больной мир — извращенный, изломанный, противоестественный.
В центре этого мира — отталкивающая фигура Распутина. Бродячий «святой старец», «провидец», «исцелитель», алкоголик и сексуальный маньяк, этот растленный человек сумел не только войти в доверие царской семьи, но и оказывать влияние на ход государственных дел.
Распутина играет Алексей Петренко. Актер, сегодня уже хорошо известный зрителям, сумел добиться поразительного результата. Роль выстроена на перепадах вулканического темперамента, животного страха, нечеловеческой силы и униженной слабости, хитрости и безумия, предельной развращенности и своеобразной религиозности. Задача сложнейшая, но актеру удалось уловить нерв роли, с необычайной силой воплотить на экране столь неоднозначный и непривычный для нашего искусства характер».





















