Почему, услышав «Песенку о шпаге» в исполнении Андрея Миронова, цензоры назвали его персонажа алкоголиком с детства
Прослушав эту песню из кинофильма «Достояние республики» в исполнении Андрея Миронова, цензоры решили, что его персонаж — алкоголик с детства. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Минская школа
Песня впервые прозвучала в 1971 году в фильме «Достояние республики» режиссера Владимира Бычкова. В 1960-е его судьба была тесно связана с Минском и «Беларусьфильмом», куда он приехал работать после окончания ВГИКа. Сначала снял полнометражный мультипликационно-игровой фильм «Внимание! В городе волшебник!» по повести Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Кукольная комедия». В 1965-м вышел на экраны его знаменитый «Город мастеров», где захватчики под предводительством злого герцога напали на вольный город и поработили его, установив жестокие порядки. Пьеса Тамары Габбе, по которой снято кино, рассказывала якобы о фактах борьбы западноевропейских городских коммун с феодалами в XII–XV веках. На деле сказка ложь, да в ней намек. А намекали в ленте на несовершенство советской социальной системы. В 1967 году Бычков экранизировал роман Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні». Фильм сам по себе не самый удачный, сырой, к тому же текст Короткевича наполнен религиозными мотивами, подробностями о голодных бунтах и схватке народа с войсками кардинала. Это подтолкнуло чиновников на 22 года положить ленту на полку.
Будучи уже опытным профессионалом, режиссер уехал в Москву на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького, где ему предложили снять приключенческую картину «Достояние республики». По сюжету в первые послереволюционные годы бывший учитель фехтования Шиловский по прозвищу Маркиз (Андрей Миронов) под носом у советской власти похищает реквизированную комиссарами коллекцию предметов искусства князя Тихвинского. Невольно помогает ему в этом беспризорник Кеша с талантом иконописца. Мальчишка привязывается к искрометному обаятельному Маркизу. Вернуть коллекцию поручают молодому сотруднику угрозыска Макару Овчинникову (Олег Табаков). Как рассказывал сценарист Исай Кузнецов, во взрослом кино авторам не разрешили бы сделать авантюриста Маркиза глубоким, ярким, сильным, обаятельным и честным. А в несерьезном подростковом — пожалуйста. Миронов сыграл одну из самых своих романтических ролей, где есть и самоирония, и сложные чувства, а главное — благородство. А еще — песня. С ее помощью Маркиз должен был рассказать Кеше о своей страсти к фехтованию: «Подходите, ну, ближе, ближе, вам урок преподнесу, подлецов насквозь я вижу, подлецов насквозь я вижу, зарубите на носу. Вжик-вжик, уноси готовенького, вжик-вжик, кто на новенького, кто на новенького, ну, кто на новенького?»
На опасных поворотах
Песню заказали композитору Евгению Крылатову и поэту Юрию Энтину. То ли в шутку, то ли всерьез Энтин рассказывал, что, сочиняя слова, он взял шпагу и скакал с ней по квартире, представляя себя авантюристом-романтиком, каким был персонаж Миронова. В это верится, иначе как поэту могло прийти в голову это «вжик-вжик»! Для Юрия работа стала первой в большом кино. Е. Крылатов вспоминал, что ему поставили жесткие сроки — три дня. В кино не приходится ждать вдохновения, это производство, и надо соответствовать его темпам. Композитор привел слова Чайковского о том, что вдохновение обходит стороной только ленивых. Мелодия получилась динамичной, в ритм движениям фехтовальщика, да и текст соответствовал настроению человека со шпагой. Но, к удивлению авторов, первая версия Миронову не понравилась. 31 декабря вместо застолья он приехал в хрущевку Крылатова на окраине Москвы, прочел текст и назвал песню чрезмерно легкомысленной и игривой. Для Маркиза фехтование — философия, а не развлечение. В учении есть свод правил о благородстве бойца, о выборе, кого можно добить, ранив, а кого — нет. В конце разговора Андрей Александрович спросил: «А вы, ребята, знаете, что моего персонажа убивают в конце ленты?» Энтин убежал на кухню и быстро дописал строчки: «Hа опасных поворотах трудно нам, как на войне, и, быть может, скоро кто-то, и, быть может, скоро кто-то пропоет и обо мне. Вжик-вжик, уноси готовенького, вжик-вжик, кто на новенького, кто на новенького, да, кто на новенького?» На фоне этого куплета придумали похоронный хорал. Композицию назвали «Песенка о шпаге». Миронов остался доволен.
Травмы и байки
В отличие от исполнителя главной роли цензорам не понравилось в песне решительно всё. Например: «Юный друг, в бою открытом защитить готовься честь и оружием забытым, и оружием забытым совершить святую месть». Резонный вопрос: кому готовится в годы гражданской войны совершить месть человек, не принявший революцию? Далее: «Эх, народец нынче хилый, драться с этими людьми, мне помериться бы силой, мне помериться бы силой с чертом, черт меня возьми». Кого Маркиз называет хилым народцем? Советских людей? Также обратили внимание на первые строчки, ведь герой поет песню подростку, а в ней: «Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух». Выходит, он с детства был алкоголиком и хочет сделать таковым Кешу?
Энтин признавался, что, конечно, нотки диссидентства в словах песни присутствовали, но таковым поэт не был и даже состоял в КПСС. Это всё игра слов, не более. Правда, всё по тем же причинам — мол, фильм несерьезный, для подростков — песню отстояли. Будь она в кино для взрослых, непременно бы вырезали.
Есть в картине еще одна песня на музыку Крылатова. Стихи на сей раз написала Белла Ахмадулина. «Романс Маркиза (Что будет, то и будет)» Миронов проникновенно исполнил.
Вокруг съемок ленты много актерских баек. Например, Андрей Александрович отказывался от групповых занятий по верховой езде, которая ему была необходима в кадре. Он повторял ассистентам: «Поймите, я с трех лет в седле». Когда его уговорили показать умения, лошадь понесла, актер кричал: «Снимите с коня ковбоя». А потом принес фото, раскрыв смысл своего вопля. На снимке трехлетний Андрюша на деревянном коне, а на обороте подпись: «Ковбою лошадка от Утесова». Миронова норовил укусить верблюд, с которым он появляется в кадре. Позже выяснилось, что основной раздражитель горбатого — одеколон артиста.
Кроме Табакова, Миронова в картине снимался популярный после «Белого солнца пустыни» Спартак Мишулин. В одной из сцен он шел по тросу высоко над землей и сорвался. Попал в больницу со множественными переломами.
Детективная составляющая, лихо закрученный сюжет, сокровища, злодеи, сыщики, погони, стрельба. Что еще нужно для советского вестерна? Картина стала очень популярной. В год проката ее посмотрели 47 млн зрителей.
А. Миронов не раз исполнял песню на своих концертах. Она до сих пор на слуху.
В начале 1980-х режиссер В. Бычков вернулся в Минск и снял в Белоруссии две сказки: «Осенний подарок фей» (1984), «Полет в страну чудовищ» (1986). Но «Достояние республики» так и осталось самым знаковым его фильмом.
Еще материалы рубрики:
«Белеет мой парус такой одинокий…». Марк Захаров считал, что эта песня совсем не о Бендере
Заставить плакать зрителей задумали изначально. История знаменитой финальной песни Олимпиады-80
«Проснись и пой». Песня для режиссера «Джентльменов удачи», вернувшегося из тюрьмы