Заставить плакать зрителей задумали изначально. История знаменитой финальной песни Олимпиады-80
Никто не предполагал, что минуты звучания песни «До свиданья, Москва» для многих станут самыми запоминающимися на московской Олимпиаде-80. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Здравствуй, Лос-Анджелес
Накануне XXXII Олимпийских игр в Токио вспоминаются события 41-летней давности. Тогда на закрытии XXII летних Олимпийских игр в Москве песня Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова заставила плакать от умиления не только многотысячный стадион, но и весь мир! Действительно трогательная картина: 8-метровая кукла медвежонка — талисмана Игр — взмывает в небо под строчки «До свиданья, Москва, до свиданья! Олимпийская сказка, прощай! Пожелай исполненья желаний, новой встречи друзьям пожелай».
А ведь изначально в песне могли прозвучать иные слова, и их Добронравов написал. Основная мысль в неисполненном тексте: «До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!» Он о преемственности и передаче олимпийской эстафеты следующему городу — Лос-Анджелесу, где в 1984 году должны были состояться очередные летние Игры. Но всё пошло наперекосяк еще до начала праздника спорта в Москве. Нас всегда уверяли, что спорт вне политики. На деле во второй половине ХХ века состязания атлетов все стороны (прежде всего СССР и США) считали неким сражением в рамках холодной войны. Тогда же, в конце 1970-х, в связи с вводом советских войск в Афганистан более 60 стран, среди которых США, Канада, Турция, Республика Корея, Япония, Египет, ФРГ, бойкотировали московскую Олимпиаду. Ряд спортсменов из государств, объявивших бойкот, в индивидуальном порядке прибыли в Москву и выступили под нейтральным олимпийским флагом. В Филадельфии 16 июля, за несколько дней до открытия Игр в Москве, дали старт альтернативным Олимпийским играм. Через четыре года уже СССР и еще 13 стран проигнорировали Олимпиаду в Лос-Анджелесе, устроив собственные соревнования «Дружба-84». Словом, никакого «До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес» в окончательном тексте Добронравова не оказалось.
Написано: плакать
Заставить плакать зрителей задумали изначально. Даже в сценарии закрытия Игр в месте исполнения песни стояла ремарка режиссера Иосифа Туманова: «Весь зал плачет». Всем, кто спрашивал, мол, а если зал не заплачет, опытные Пахмутова и Добронравов отвечали: «Заплачет, если написано». А ведь действительно, матерые поэты и композиторы, как правило, знают секреты, с помощью которых можно растрогать зрителей. В этом случае триггером стал момент прощания. Всех, кто знал о финальной песне и подъеме в воздух медведя, просили не разглашать подробности финального номера, чтобы сохранить эффект неожиданности.
Одним из претендентов на исполнение песни был солист «Песняров» Леонид Борткевич. Но его отсеяли на пробах. Певец как раз поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, где преподавал Иосиф Туманов. Студенты, и Борткевич в их числе, помогали Туманову как постановщику церемонии закрытия. Леонид вспоминал: в ЦК КПСС боялись, что Мишка не полетит или поднимется и упадет на трибуны. Но изготовители из НИИ резиновой промышленности волновались о другом. Кукла из прорезиненной ткани должна была взлетать вертикально вверх. Медведь взлетал боком или спиной вверх, крутился в воздухе. Нужный эффект получили, утяжелив задние, в данном случае нижние, лапы.
В конечном итоге из исполнителей выбрали Льва Лещенко. Попросили петь проникновенно, без нажима. По признаниям самого артиста, будущий хит его не впечатлил. Дело в том, что к Олимпиаде советские авторы, включая Пахмутову и Добронравова, написали еще несколько десятков песен. Среди них «Стадион моей мечты», «Темп», «Старт дает Москва», и они все смешались в сознании Лещенко. Когда он сольно в звуковой студии «Мосфильма» исполнил песню, авторам показалось, что мужской голос нужно слегка оттенить женским вокалом. Пригласили певицу Татьяну Анциферову, не предупредив, что петь она будет не одна. По ее воспоминаниям, в студии установили лишь один микрофон, Лев Валерьянович плотно его оккупировал, вытянул телескопический штатив на уровень своего роста, будто даже отталкивая Татьяну плечом. На припев подошли и солисты группы «Пламя» во главе с Вячеславом Малежиком. В результате на записи женский голос не слышен. Обижалась певица, что ни ей, ни Лещенко не предложили билет на церемонию закрытия. Правда, тогда молодой пронырливый Лев всё же пробрался на стадион и стал свидетелем успеха произведения.
Тем временем в Минске
Минск тоже стал одним из городов СССР, где проходили соревнования в рамках Олимпиады-80, а именно шесть предварительных и один четвертьфинальный матч футбольного турнира Игр. На стадионе «Динамо» установили новое венгерское табло, надстроили второй ярус над главной трибуной, поставили новые мачты освещения. Поскольку через Белоруссию спортсмены и зрители из Европы добирались на автобусах и автомобилях в Москву, была реконструирована автодорога М1 Брест — Минск — Москва. Водители со стажем до сих пор называют ее «Олимпийкой». Вдоль всей дороги действовал беспрецедентный режим безопасности. Ваш покорный слуга, окончив 2-й класс, ехал с отцом в дни Олимпиады по этой трассе в пионерский лагерь на тяжелом мотоцикле «Паннония». Поскольку советские отцы рано приучали детей к технике, как только мы свернули с основной дороги на вспомогательную, я сел за руль. Опыт уже имелся. Не успели мы проехать километр, как из-за елки выскочил сотрудник ГАИ, а из-под всех кустиков человек семь в штатском. Это потом мы поняли, что они тайно охраняли подходы к трассе. У нас проверили документы и сказали: «Нам не до вас, езжайте». Мы продолжили путь, а они остались выслеживать диверсантов!
Тает время чудес
Торжественное закрытие XXII Олимпиады проходило 3 августа в Москве на Центральном стадионе имени В. И. Ленина. Когда опустили белый олимпийский флаг, около чаши с олимпийским огнем грациозные девушки в туниках создали пластическую композицию, похожую на древнегреческую фреску. Сопровождалось действо одой Артемьева «О спорт, ты вечный прогресс». Образ олимпийского Мишки появился на живом панно из тысяч статистов с флажками. Когда огонь в чаше погас, из глаза символа покатилась слеза. Надпись «Доброго пути» всех растрогала. Кстати, олимпийский символ именно в таком виде разработал художник Виктор Чижиков, получив гонорар 2 тыс. рублей. Примерно годовая зарплата инженера.
И вот настало время сюрприза. На середину стадиона выплыл покачивающийся гигантский медведь. Помахав на прощание лапой, он полетел вверх, пока не исчез в небе ночной Москвы. Благодаря звучавшей в эти минуты песне со зрителями произошел своеобразный катарсис. Многие и впрямь рыдали. Немало тех, кто считает, что эти минуты стали самыми важными в московской Олимпиаде.
В том же году предприниматель из ФРГ за 100 тыс. немецких марок (примерно 80 тыс. долларов) хотел выкупить талисман, найденный после полета на Воробьёвых горах. Собирался демонстрировать по всему миру, но СССР отказал. По одной версии, реликвию почти сразу утилизировали, по другой — хранили в подвале Олимпийского комитета. Как говорится: «Тает быстрое время чудес. До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес».
Еще материалы рубрики:
«Проснись и пой». Песня для режиссера «Джентльменов удачи», вернувшегося из тюрьмы
Почему Александра Пахмутова вдвое сократила песню «Старый клен» для фильма «Девчата»
Украли или позаимствовали? Кто настоящий автор музыки песни «Когда простым и нежным взором…»