Почему Александра Пахмутова вдвое сократила песню «Старый клен» для фильма «Девчата»
Изначально песня «Старый клен» была вдвое длиннее, а сократила ее Александра Пахмутова. Что произошло — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Идеальная пара
Существует мнение категоричных музыкальных критиков, что в СССР было только два композитора, олицетворявших свои эпохи. Музыка Исаака Дунаевского навсегда останется символом неоднозначного сталинского СССР, но совсем не вызывает отторжения, а даже напротив — радует. Мелодии А. Пахмутовой с 1950-х годов до развала советской страны вдохновляли миллионы людей, подвигали на свершения комсомольцев, помогали справиться с душевными противоречиями девушкам.
С раннего детства, проведенного в Бекетовке под Волгоградом, маленькая девочка Саша тянулась к клавишам инструмента, но музицировавший отец считал, что в три года начинать обучать дочь азам игры на фортепиано рановато. Однажды после семейного похода в кино малышка запросто наиграла фрагмент мелодии, только что услышанной в фильме. Родители изумились и отдали ее в музыкальную школу. Там ее считали вундеркиндом. Так оно и было. В 14 лет одаренную Александру пригласили в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Потом — консерватория, аспирантура. Спрашивается: аспирантура-то зачем универсальному композитору, способному сочинять песни по официальному запросу и в то же время писать блистательную лирику? Это свойство ее характера — доводить всё до конца. К тому же в СССР научная степень в ранние годы карьеры придавала статус. Даря слушателям мелодии, она с 1968-го по 1991-й возглавляла Союз композиторов РСФСР. Администрирование, работа с коллегами требовали времени. Но и на это ее хватало.
В современной журналистике принято, ведя позитивный рассказ, найти изъян или перипетию в судьбе, личной жизни человека. Таков запрос читателей, никуда не денешься. Но и тут, на личном фронте, как будто всё идеально. С супругом и соавтором поэтом Николаем Добронравовым Александра познакомилась во время записи на радио. Вместе они уже 65 лет!
Размах поражает
До того как режиссер Юрий Чулюкин предложил Пахмутовой написать музыку для своей новой ленты «Девчата», за плечами у композитора уже было четыре фильма, в которых звучали ее мелодии. Правда, картины оказались не такими яркими, прошли в прокате и забылись. «Девчатам» тоже предрекали судьбу проходного кино: мол, тема мелковата, бытовуха, нет подвига, как, например, в фильме «Высота». Стоит обратить внимание, что в «Девчатах» отсутствуют отрицательные персонажи, не с кем вступить в конфликт передовикам! Даже не сочли нужным ввести образ какого-нибудь непорядочного начальника, мешающего жить труженикам своим формализмом. На фоне приведенных аргументов секрет успеха картины кажется неразгаданным. На самом деле одним из ключей к нему стали песни А. Пахмутовой на слова Михаила Матусовского. Последний принес замечательные стихи, но композитору показалось, что в них отсутствует мелодика. А ведь она должна иметь место в песне-лейтмотиве влюбленности поварихи Тоси Кислицыной (Надежда Румянцева) и бригадира лесорубов Ильи Ковригина (Николай Рыбников). Пахмутова приняла неожиданное решение. С согласия поэта она вымарала половину текста и ввела троекратное повторение первых слов каждого четверостишия: «Старый клен, старый клен, старый клен…» или «Снегопад, снегопад, снегопад…». Вместе с музыкой этот ход придал песне плывущее звучание, как в русских девичьих танцах. Но главное, что получилось в произведении, — искусная простота. Это свойственно и другим песням Пахмутовой. Стоит вспомнить ту же «Беловежскую пущу». Мелодия завораживает, хотя, казалось бы, песня социальная, гражданская, о любви к родной природе. Словом, давно сказано: всё гениальное просто. В картине произведение исполнили актеры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. Правда, Погодин просил его озвучить, уверял, что у него отсутствует вокал. Популярному тогда эстрадному певцу Льву Барашкову предложили спеть за кадром, но сумма, которую он запросил, оказалась слишком велика. А ленту и так снимали с перерасходом в связи с большой географией съемок. На Среднем Урале стояли морозы под 40 градусов, а актерам приходилось сниматься дубль за дублем. В сцене, где персонаж Рыбникова с бригадой обедает в лесу, к последнему дублю у него замерз суп, а ложка, которую он сунул в рот, примерзла к языку. Пришлось отрывать, что называется, с мясом. Актер потом шепелявил, но для чернового звука это было не страшно, а к озвучиванию недуг миновал. Потом продолжили съемки в Пермской области, но зима оказалась настолько лютой, что директор картины добился переезда группы на Ялтинскую киностудию. Там в Крыму суровые лесорубы ходили под пальмами, не попавшими в кадр, в телогрейках по искусственному снегу из ваты. Пар из дверей при открытии в холоде имитировали с помощью специального газа. В фильме есть и Москва. Поселок лесорубов выстроили на Мосфильмовской улице, оградили территорию, привезли и вкопали сотни деревьев, растущих только в северных регионах. Размах поражает.
Были и пародии
Еще одно произведение тех же авторов, прозвучавшее в ленте, тоже стало знаменитым. Песню «Хорошие девчата» в ритме фокстрота спел октет «Лайне». Вокальные женские группы во все времена пользовались популярностью, а в годы съемок они исполняли в основном то, что называют фабричной лирикой с ремаркой на нотах «исполнять весело, легко». Правда, если внимательно вчитаться в некоторые строчки песни, то за девчат становится боязно: «Судьбе своей навстречу идем мы без оглядки, куда нас ни пошлете, мы везде найдем друзей. На целине далекой — в бараке и в палатке, всюду с нашим приходом становится светлей» или «И рано на рассвете, и после трудной смены веселые запевки в нашей комнате звучат». Что ж поделать, таков был запрос партии: овеять дымкой романтики труд и проживание в спартанских условиях. И эта романтика работала!
Десятки тысяч ехали на дальние стройки не только за заработками, но и «за туманом и за запахом тайги».
Если отбросить тот факт, что песни и так не забывали в народе, обе получили второе рождение благодаря моде на советские хиты. Сначала «Старый клен» спел известный вокалист Юлиан, потом выходец из Беларуси, победитель «Евровидения» Александр Рыбак. Эпатажная рок-группа «Ноль» интерпретировала ее по-своему. Были и пародии: «Отчего, отчего, отчего мне так тепло? Оттого, что я стою у батареи». Песней «Хорошие девчата» начинался музыкальный телефильм «Старые песни о главном» в те же 1990-е. В образе девчат предстали Ирина Отиева и Лариса Долина. Продюсер группы «Фабрика» Игорь Матвиенко признавался, что именно эта песня подсказала ему имиджевый ход при создании девичьего коллектива. Пахмутова считает, что должны цвести все цветы. Пародии, интерпретации идут песням на пользу. Она вообще композитор вне времени. Выполняя музыкальные партийные заказы, в КПСС так и не вступила. В отличие от многих коллег-ровесников легко приняла новую постсоветскую эпоху и осталась вполне востребованной и любимой как музыкантами, так и слушателями.
Еще материалы рубрики:
Украли или позаимствовали? Кто настоящий автор музыки песни «Когда простым и нежным взором…»
«Каким ты был, таким остался…» О ком на самом деле пела легендарная Марина Ладынина в этой песне
Смотрите также: