Любовь Полищук исполняла роль певицы, стоя на табурете. О музыке из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и не только
В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» Любовь Полищук пела песню «Мы с бароном танцевали на Луне!», стоя на табуретке. Подробности о том, как создавалась эта легендарная лента, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Музыка движет
После успеха ленты «Обыкновенное чудо» режиссер Марк Захаров искал подходящее произведение для очередной экранизации. Оно не должно было проигрывать в своем наполнении прежним работам. В тот период в московском Театре Советской армии шел спектакль по пьесе Григория Горина «Самый правдивый», написанной в 1974 году. Роль Мюнхгаузена на сцене исполнял тогда 60-летний Владимир Зельдин. В сюжете у его героя есть взрослый сын и супруга — дама за 40. Захарову понравился спектакль. Он принял решение переработать произведение для фильма, ведь не все театральные ходы и приемы допустимы для кинопроизводства.
Почти вся музыка, которую мы слышим в картине «Тот самый Мюнхгаузен», написана Алексеем Рыбниковым и звучала еще в спектакле. Захаров нашел принцип сочетания изображения и мелодий. Предложил сделать их действующим лицом, создать аранжировки и управлять сюжетом именно с помощью музыки. Смотревшие фильм помнят, как музыкальные мотивы в определенных местах усиливают динамику происходящего, передают кураж, тревогу, иронию и лирическую составляющую отношений барона и его возлюбленной Марты.
Режиссерский сценарий создавали фактически за роялем. Рыбников импровизировал за клавишами, а Захаров, глядя в текст, записывал, где хотел бы музыкальную тему более фонтанирующую, где умеренную. Даже в местах с обилием текста закадровые мелодии всё равно присутствуют. Это не мешает, а помогает восприятию. Там, где барон предается своим фантазиям, рассказывает небывальщину, музыка кажется частью его души, с ней действительно начинаешь верить в его небылицы.
Муза на табурете
Изначально песен для этой картины не задумывали. Но потом режиссер сделал вывод, что кроме отношений внутри семьи барона, его общения с бургомистром должен появиться и внешний антураж города. Например, балаган. Нельзя забывать, что события в произведении происходят в 1779 году. Балаган тогда являлся не просто досужим развлечением. Всё, что в нем пелось, говорилось, походило на сегодняшнюю светскую хронику. Кого-то там высмеивали, а кого-то героизировали. Всё сказанное в нем уходило в народ. Рождались сплетни и легенды. Марк Захаров поставил задачу: в балагане должна звучать песня про Мюнхгаузена, подтверждающая его байки. Слова написал Юрий Энтин, музыку, конечно, Рыбников. Для исполнительницы придумали образ певицы со сценическим псевдонимом Маленькая Берта. Курьез в том, что исполнительница должна была представлять собой даму двух метров ростом и возвышаться над зрителями. Захаров давно симпатизировал Любови Полищук, но никак не мог найти для нее подходящую большую роль, чтобы вписалась в ансамбль. Уж слишком яркой и красивой она была. Поэтому использовал актрису в качестве девушки-мечты. С ней, как с поэтической музой, танцевал Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме «12 стульев» (1976). Роль Маленькой Берты в «Мюнхгаузене» режиссер предложил сыграть ей. Любовь стояла на табурете в очень длинном платье, которое его покрывало, и пела:
«Я была прелестней Нефертити, и барон был у меня в плену. Он шепнул: «Со мною не хотите полететь на Луну?» Вы поверите едва ли, это было как во сне, мы с бароном танцевали, танцевали на Луне».
Икорный контрабандист
Алексей Рыбников и Григорий Горин очень хотели, чтобы барона сыграл Андрей Миронов. А режиссер был уверен: это роль Олега Янковского. Но на «Мосфильме» его не сразу утвердили. За ним закрепилось амплуа лирического героя, а тут необходим комедийный талант. Видимо, тогда не все знали, что Олег Иванович разноплановый актер. Была еще одна деталь: ему тогда было всего 35 лет. Откуда же у него взрослый сын, которого сыграл Леонид Ярмольник? Всё же режиссер смог настоять на своем. Композитор и автор пьесы позже не раз благодарили Марка Захарова за то, что он попал в точку с исполнителем главной роли.
Первоначально на роль Марты пробовались Татьяна Догилева и Ирина Мазуркевич. Но остановились на Елене Кореневой. Захаров не раз подчеркивал, что предпочтение отдавал актерам «Ленкома». Елена как раз из его труппы. А еще она дочь известного кинорежиссера Алексея Коренева, снявшего «Большую перемену» (1972), «По семейным обстоятельствам» (1977).
События в ленте, происходившие среди городских пейзажей, снимали в ГДР в городке Вернигероде. Местечко не пострадало от войны и выглядело как много веков назад. Съемки в интерьерах проходили в Москве. Декорации выстроили на «Мосфильме». Поскольку балаган, где Маленькая Берта выступала с песней, находился как раз не на улице, а в помещении, в ГДР Полищук не попала. Эту неудачу с загранпоездкой двусмысленно высмеяли в финальных куплетах песни: «Все твердят, что я с Луны свалилась, говорят, что просто мне приснилось приключение в лесу».
Возникли сложности с поездкой в ГДР и у Семёна Фарады, сыгравшего главнокомандующего. Причина проста. Актеров Театра на Таганке, где он служил, считали неблагонадежными. Владимира Долинского, утвержденного на роль пастора, тоже не хотели выпускать из страны как судимого. Он несколько лет провел в колонии за валютные операции. На заседание суда по снятию судимости явились общественные поручители: Абдулов, Янковский, Збруев, Чурикова, Ярмольник — и судья растаяла. Но Долинский был неугомонным нарушителем закона! Привез в ГДР несколько трехлитровых банок черной икры на продажу. В общем-то, это контрабанда. Но так сложились обстоятельства, что продать не сумел. Тогда собрал коллег в гостиничном номере, и заслуженные артисты ели икру ложками, запивая сорокоградусной!
Улыбайтесь, господа!
Леонид Броневой, прекрасно игравший на фортепиано, тоже хотел спеть в фильме. Тем более он внес в образ чудаковатость: его персонаж особое внимание уделял прежде всего модным тенденциям в одежде и сам шил на швейной машинке. Какая-то музыкальная композиция звучала бы в унисон его образу. Но этого не случилось. Зато после съемок актер перешел в «Ленком», где проработал до конца своих дней.
Сказать, что в картине отсутствовала песенная поэзия, нельзя. В сцене встречи барона с Мартой в тюрьме они молча смотрят друг на друга, звучат музыка и их закадровый диалог, записанный загодя. Марта предупреждает, что для него придумали страшный эксперимент и хотят убить его. Этот разговор в поэтической интонации мелодичнее любой лирической песни. Чем не белый стих? Не говоря уже о диалоге с Мартой в финале и, конечно, монологе Мюнхгаузена перед подъемом по бесконечной лестнице в небеса. Его помнят все, кому фильм дорог. Правда, в сценарии речь шла о «серьезном лице». Янковский оговорился, сказав «умное лицо», но это ничуть не портит катарсис легендарной картины: «Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет. Если я обещал, что снова полечу на Луну, я должен это сделать. Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны! Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» Чем не поэзия под прекрасную музыку?
Еще материалы рубрики:
Основана на реальных событиях. История создания песни «Три танкиста»
«Постой, паровоз». Несмотря на темное прошлое автора песни, ему жали руку Хрущев и Брежнев
«Пусть всегда будет солнце». Припев этой песни — история плагиата, совершенного не единожды
«Замечательный сосед». Всего одна песня обеспечила ее автору безбедную жизнь
Почему цензоры пытались отыскать подвох в словах детской песенки «Антошка»
Смотрите также:
https://www.youtube.com/watch?v=GbtNBkK9k34