«Каким ты был, таким остался…» О ком на самом деле пела легендарная Марина Ладынина в этой песне
Кому кинозвезда сталинской эпохи Марина Ладынина на самом деле посвящала исполнение песни «Каким ты был, таким остался…» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Барышня-крестьянка
Несмотря на то что Ладынина родилась в крестьянской семье в деревне Скотинино Смоленской губернии, в ней была аристократическая стать. В середине 1930-х на сцене МХАТа она играла классический репертуар, преимущественно девушек дворянского сословия. Впервые она столкнулась с режиссером Иваном Пырьевым в 1934 году на съемках ленты «Вражьи тропы». Но ту встречу можно назвать мимолетным знакомством. В 1936-м Пырьев подбирал актрису на главную роль в новой кинокартине «Богатая невеста». Пошел на премьеру фильма «Цирк» Григория Александрова, там встретил Ладынину и вдруг понял: Марина по типажу именно та девушка, которую он ищет. Тогда же, в съемочный период «Богатой невесты», они поженились. Сама Марина Алексеевна шутила: «Так я стала «сельскохозяйственной» актрисой». И действительно в сталинский период Григорий Александров специализировался на городской комедии, а Иван Пырьев — на деревенской. «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» — ленты об ударном труде в колхозах, о любви и счастливой жизни в советском селе.
К 1949-му Ладынина за свои «сельскохозяйственные» роли в фильмах супруга стала лауреатом четырех Сталинских премий. Для справки: Сталинская премия I степени составляла 100 тысяч рублей. В тот же период стоимость самого модного легкового автомобиля «Победа» — 16 тысяч. Однако деньги — малая доля того, что давал статус такого лауреата и звезды советского кино. Многим казалось, что она не знающая печалей небожительница. В реальности у актрисы всё было не так безоблачно. Ей уже исполнилось 42 года. Позади 14 лет жизни с супругом, который, становясь старше, всё чаще заглядывался на юных актрис. К жене он охладел. Намерения снимать ее в своем очередном деревенском кино «Веселая ярмарка» не имел. Меж тем она снимется. Роль в этой ленте станет последней ее заметной работой в кино. Песня из нее останется с Ладыниной на всю жизнь еще и в виде регулярного источника дохода на долгие 53 года забвения.
Сделайте нам красиво
После картины «Сказание о земле Сибирской» Пырьеву захотелось снять цветное красочное кино, где люди увидели бы ту жизнь, о которой грезили в послевоенные годы, могли бы представить себя на месте героев. Своеобразная кинотерапия для измученного войной народа. Такие яркие видовые формы с каруселями, цирком, балаганом режиссер связывал прежде всего со своими детскими воспоминаниями о городских ярмарках. Кроме личных впечатлений существовала литература. В частности, описание Ирбитской ярмарки в романе Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» и гоголевская «Сорочинская ярмарка». Местом действия он выбрал Кубань, так как казаки, по его мнению, — особая порода оптимистичных людей, живущих с песнями среди завораживающих глаз просторов. Правда, ярмарки не в традиции кубанцев. Однако режиссера это не смущало. Он считал, что искусство должно не только отображать действительность, но и призывать к самосовершенствованию. Как говорится, если у вас не было ярмарок, то будут. Центральным приемом для создания кинополотна он видел глубинно-народную мелодику. Нельзя не заметить, что герои не поют в одиночестве. Их голоса подхватывают селяне, селянки. Кажется, что хором поют колосящееся жито, река и даже смачные колечки колбас с помидорами на прилавках.
Одно из достоинств Пырьева — умение точно объяснить актерам, художникам, композиторам, что он хочет увидеть или услышать.
Перед началом съемок летом 1949-го он пригласил маэстро Исаака Дунаевского и поэтов Михаила Исаковского и Михаила Вольпина, кстати, уроженца Могилева. Рассказал им, что в песне, которую исполнит председатель передового колхоза «Заветы Ильича» Галина Пересветова, должна иметь место трагическая глубина казацкой истории. Уточнил, что и о тяжелом опыте прошедшей войны упомянуть надо, но не делать на ней акцент, а сконцентрироваться на открытости души и желании простого женского счастья. Также поведал: эта музыка будет не только сопровождать песню, а и рефреном пройдет по всей картине, поэтому мелодия непременно должна не просто запасть, а врезаться в душу зрителей. Дунаевский это умел.
Актерские рокировки
Вопрос о том, кто сыграет главных героев, долго оставался не решенным. На роль Пересветовой рассматривалась кандидатура Клары Лучко. А Сергей Лукьянов, сыгравший Гордея Ворона, провалил пробы. Узнав об этом, Ладынина попыталась уточнить детали кастинга. Выяснилось: он проходил без грима и игровых костюмов. Тогда Марина Алексеевна попросила Лукьянова наклеить усы, надеть папаху, китель и сфотографироваться. Ассистенты подсунули снимок Пырьеву. Актер тут же был утвержден. Поскольку Лучко младше его на 15 лет, она выглядела как дочь, а не невеста. Поэтому роль досталась Ладыниной. А Клара Степановна сыграла Дашу Шелест, звеньевую в колхозе «Красный партизан». Самое интересное, что в жизни она вышла за Лукьянова замуж сразу после премьеры!
В киногруппе знали о наметившемся разладе Пырьева и Ладыниной. Когда авторы пришли с готовой песней, все были уверены, что текст написан с намеком на расставание супругов: «Свою судьбу с твоей судьбою пускай связать я не могла, но я жила, жила одним тобою, я всю войну тебя ждала». Режиссер действительно уходил на фронт добровольцем, но через некоторое время его вернуло руководство «Мосфильма». Опять-таки последний куплет иллюстрировал ситуацию расставания бывших возлюбленных: «Но ты взглянуть не догадался, умчался вдаль, казак лихой… Каким ты был, таким ты и остался, но ты и дорог мне такой». Возможно, актриса пела это произведение именно о супруге. В одном из интервью от прямого ответа на этот вопрос она многозначительно уклонилась, хотя это многоточие говорило о многом. Стоит заметить, что в те годы подобные строчки касались не только ее, а многих женщин страны. Поэтому песня так полюбилась. Совсем не певческим — низким и с хрипотцой, почти колоратурным голосом Ладынина исполнила новый народный хит в сцене ее проезда на бричке после разговора с персонажем Лукьянова. Она сделала это так убедительно, трепетно, что у зрителей после просмотра фильма становилось на душе хорошо и легко. Специально для картины поэты вместе с Дунаевским создали еще один песенный шедевр «Ой, цветет калина в поле у ручья».
Увидев в ленте продовольственное изобилие, Сталин сказал, что на селе жизнь налаживается, и предложил изменить рабочее название «Веселая ярмарка» на «Кубанские казаки». Когда в 1956-м на XX съезде КПСС Никита Хрущев назвал картину приторной и фальшивой, ее изъяли из всех фильмофондов. Но песни не прекращали транслировать по радио, исполнять на эстраде. Только к 1968 году наконец дошло, что в музыкальной комедии допустимы условности. Какие могут быть поиски реальности и критика за искажение действительности в условном жанре? Кино вернули в прокат, вырезав реплики о Сталине и кадры с его портретами.
50 лет одиночества
За фильм Ладынина получила пятую Сталинскую премию, а режиссер — шестую. В 1951-м Игорь Савченко позвал ее сыграть графиню Потоцкую в ленте «Тарас Шевченко». Роль по приказу Госкино СССР из картины вырезали. Последняя совместная работа Ладыниной и Пырьева — «Испытание верности» (1954) оказалась не самой удачной, хотя всё было как всегда: он — в режиссерском кресле, она — в кадре. Вскоре супруги развелись. Ее перестали приглашать на съемки. Вряд ли Иван Александрович строил козни, вносил ее в черные списки. Молодые режиссеры не хотели видеть звезду ушедшей эпохи в своих картинах. Тем более после развода не было необходимости звать ее, дабы угодить мэтру.
В 1965-м актриса снялась в фильме «Люди остаются людьми» по роману Юрия Пиляра, но он не вышел на экраны. Старея, она жила в ожидании приглашения на новые пробы, но оно так и не прозвучало. Перебивалась редкими ролями в московском Театре киноактера и ездила на встречи со зрителями, где ей задавали вопросы о съемках лент с ее участием и неизменно просили спеть «Каким ты был, таким остался». Зрители подхватывали песню. Надо отметить, что гонорар за такую встречу-концерт в актовом зале какого-нибудь подмосковного санатория мог составлять 6 рублей. В начале ХХI века киноначальство с удивлением обнаружило, что она еще жива, и вручило актрисе «Нику» «За честь и достоинство». Марина Ладынина прожила 94 года. Ее не стало в 2003-м. А песня остается в репертуаре Марии Максаковой, Кубанского казачьего хора, Софии Ротару и Елены Ваенги.
Еще материалы рубрики:
Основана на реальных событиях. История создания песни «Три танкиста»
«Постой, паровоз». Несмотря на темное прошлое автора песни, ему жали руку Хрущев и Брежнев
«Пусть всегда будет солнце». Припев этой песни — история плагиата, совершенного не единожды
Смотрите также: