1200 90

Почти детективная история о том, как искали Константина Хабенского, чтобы вручить ему приз «Лiстапада»

Фраза из знаменитого сериала «Метод» с актером Константином Хабенским в главной роли — «ты меня не поймаешь» — точно отражает суть истории, произошедшей с ним в белорусской столице. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Досужие рассуждения

Субъективные суждения о жизни и творчестве К. Хабенского некоторые сегодня приравнивают чуть ли не к оскорблению чувств поклонников. Согласно подробному аналитическому обзору «Яндекса» на основе данных сайта «КиноПоиск», актер назван самым популярным в России за первые 15 лет XXI века. А еще он всерьез, искренне занимается благотворительной деятельностью, помогает больным детям. Словом, вроде и обсуждать нечего, славь и восхищайся. Но почему бы не рассмотреть его актерские ипостаси, создать некий триптих?

В начале 2000-х его еще не считали звездой, но он уже снимался в сериале «Убойная сила», был узнаваем. В 2002-м вышел фильм «В движении» Филиппа Янковского, где он сыграл главную роль. В ленте отражена жизненная кутерьма скандального журналиста, в которой он запутался. На первый взгляд, весельчак, циник, в то же время склонен к рефлексии. Таких персонажей будет много, и образ лишнего, хорошего, но слабого человека с мятущейся душой станет одним из его основных амплуа на долгие годы. Так, его герой сам себе судья и жертва в ленте «Географ глобус пропил» (2013). В такой же ипостаси актер в фильме «Домовой» (2008). А в картине «Час пик» (2006) у его персонажа полная растерянность перед лицом мнимой неизлечимой болезни.

91

Кадр из фильма «Домовой», kinopoisk.ru

Первая попытка

Осенью 2003-го фильм «В движении» демонстрировали в Минске на кинофестивале «Лістапад». И лента, и мастерство актера потрясли. В те годы частным белорусским фирмам дали право учреждать свои фестивальные призы. Одна организация приняла решение дать денежные премии К. Хабенскому и сценаристу Геннадию Островскому. Премия необычная. Работник компании — учредителя приза, назовем его Дмитрий, накануне побывал в Филадельфии (США). Там проводили экскурсии на предприятие, где печатают американские доллары (для экскурсий отгорожен один цех). Можно было выкупить огромный лист неразрезанных банкнот по сто долларов. В каждом неразрезанном большом листе по 30 банкнот, то есть по три тысячи. Хотите — храните, хотите — разрежьте ножницами и пользуйтесь, деньги самые настоящие, не фальшивка. Дмитрий выкупил два таких листа. В жизни всякое может быть, вдруг пригодятся… А тут фестиваль, было принято решение вручить неразрезанные банкноты номинантам. Но на закрытие ни Хабенский, ни Островский не приехали. Не было никого и из съемочной группы этой картины. Словом, приз остался у Дмитрия, но на этом история не закончилась.

maxresdefault 25

Зрительская болтовня

Вторая ипостась Хабенского — работы в высокобюджетных лентах, так или иначе связанных с деятельностью режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова и не только. В этой обойме есть роли, которые актер, вероятно, играл не совсем охотно. Например, несмотря на постановочный масштаб фильма «Адмиралъ», роль Александра Колчака не имела горизонта для демонстрации широкого актерского диапазона. Строгий, подтянутый, лаконичный, требовательный к себе — это скучно для характерного исполнителя. Тем не менее проект знаковый. На каком-то этапе актер, признанный выдающимся, становится заложником своего статуса. И порой вынужден выбирать патриотические проекты. Что касается лент «Елки» (2014), «Выкрутасы» (2011), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), то съемки в них больше похожи на корпоративную необходимость. С ролями он справился прекрасно. Но порадовали ли они его? Большой вопрос. То ли дело фильмы необычного формата, которые тоже можно отнести к коммерчески успешным. Такой стала картина «Коллектор», где, кроме Хабенского с телефоном, в кадре больше никого нет. Своеобразный моноспектакль-эксперимент.

Особая подготовка

Первые опыты с необычной драматургией актер начал еще в театре. Одной из самых знаковых он считал постановку «Калигула», с которой приехал в Минск в феврале 2004 года, спустя три месяца после того самого «Лістапада». Увидев афиши, Дмитрий счел это хорошим поводом передать оставшийся у него приз и направился в Дом офицеров, где давали спектакль. Администратор сказал, что Хабенский приходит к 15:00 (он удивился, ведь спектакль назначен на 19:00). В 15:00 за кулисами пусто, в зале темно. На сцене горела тусклая дежурная лампочка. Хабенский в полумраке ходил по площадке, проверял свои точки, на которых он должен стоять во время действия, пробовал зал на голосовую акустику. Приезжая в новый для себя зал, профессионалы проверяют географию сцены, так как, в отличие от цирка, где есть международный стандарт — цирковая арена 13 м, — театральные такого стандарта не имеют. Как правило, проверка длится минут 20–30.

habenskij spektakl kaligula..

Михаил Пореченков и Константин Хабенский в спектакле «Калигула», фото globallookpress.com

Дмитрий вошел в темный зал, сел на последний ряд и стал ждать, пока актер закончит. Но прошел час, а Хабенский всё ходил и ходил по своим точкам и бормотал текст. В какой-то момент стало ясно: мастер сцены решил прогнать весь спектакль. Удивительно! Особенно если учесть, что это была не премьера в столице. Он приехал в провинциальный для него, питерца, Минск отыграть лишь одну постановку. Актеры часто относятся к таким выездным спектаклям на периферии как к подработке. Но оказалось, Хабенский до мозга костей ответственный человек. Дмитрий решил не сбивать его настрой, прибыть к 19:00, посмотреть постановку, а после этого пройти в гримерку и наконец-то вручить приз.

Любительские наблюдения

В копилке у актера есть и единичные работы-жемчужины, которые невозможно причислить ни к какой группе ролей. Это политрук Лившиц в ленте «Свои» (2004) о мытарствах в фашистском плену и побеге. Печерский в фильме «Собибор», где актер сам сел в режиссерское кресло. Турбин в «Белой гвардии» (2012). Петр Лещенко в одноименной картине. Особняком стоит сериал «Небесный суд» — мистическая драма, где он сыграл прокурора, успевшего умереть, но не исчезнуть.

nebesnyj sud

Кадр из фильма «Небесный суд», kinopoisk.ru

Важнейшая же третья ипостась актера — роли, где имеет место преломление души, разума, мировосприятия человека. Прежде всего речь о «Ночном дозоре (2004) и «Дневном дозоре» (2005). Тайная борьба светлых и темных мистических сил в современной Москве сделала его знаменитым. Там ему удалось показать все свои возможности, воплощая задумки романиста Сергея Лукьяненко. Следующая работа из той же плоскости — психологический триллер «Метод». Хабенский смог показать всю градацию персонажа от умеренно странного до психопата. Правда, в сценах психопатии его выдавали глаза интеллигента. Нет в актере демона, как ни крути.

nochnoj dozor

«Ночной дозор», kinopoisk.ru

Дилетантские суждения

Есть субъективное ощущение, что во втором сезоне ленты «Метод» переборщили с оригинальностью. Картина могла иметь больший рейтинг, если бы персонаж Хабенского Меглин не являлся рассыпавшейся на осколки личностью с зависимостью от препаратов. В структуре кино вполне крепкие сюжетные линии, прочно связанный логикой детектив. В других сериалах слабость драматургических связей сейчас стали заменять патологией или аномальными талантами следователей, чтобы удержать зрительский интерес. То полицейский обладает уникальным нюхом, то сыщик слеп, но раскрывает загадки следствия с помощью чудо-слуха. В образе Меглина в «Методе» чрезмерная психическая патология показалась излишней.

metod2

Сериал «Метод», kinopoisk.ru

Вместо эпилога

Не делал ничего подобного актер в спектакле «Калигула», на который пришел Дмитрий, хотя тут психический перекос героя мог пригодиться. Играл без искусственных красок характера. Не изображал сладострастного тирана-безумца, каковым описывали императора современники. Он искал в нем юного человека, которому досталась империя, копался в своих сомнениях и страхах. Был сконцентрирован максимально. Правда, его партнер по сцене Михаил Пореченков, если в зале вдруг звонил невыключенный мобильный, хлопал себя, как по карманам, мол, ему звонят, где телефон, — и зал прыскал со смеху, выбивая Хабенского из колеи.

По окончании спектакля Дмитрий пытался сквозь толпу поклонников пробиться за кулисы. Но на входе стояла охрана. А когда фойе опустело, вышла группа артистов, но Хабенского среди них не было. Каким-то образом он вышел из здания через запасное крыло. Чертежный тубус, в который уложили листы с неразрезанными долларами для Островского и Хабенского, удалось передать через организаторов спектакля. Поскольку на упаковке стоял штамп с реквизитами организации — учредителя приза с номером телефона, на него через неделю пришло сообщение с благодарностью и шуткой: «Еще не разрезал, но ножницы держу наготове!»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Среди лауреатов XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» фильмы минских режиссеров

В Сочи завершился XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» им. Владимира Меньшова. На конкурсы форума поступило около 600 работ из 50 стран. В этой конкурентной среде, по мнению жюри пяти профессиональных конкурсов, отмечены белорусские работы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 21 43 45

В номинации «Документальный проект» приза «Новый взгляд» удостоен фильм Екатерины Шаромет о художнике-мультипликаторе, создавшем образы Крокодила Гены, Чебурашки, Снежной королевы и многих других персонажей. Это «Леонид Шварцман. Сказка о мальчике и старом городе» (Студия исторических фильмов Владимира Бокуна). В конкурсе киношкол приз «Лучший фильм» получила работа студентки Белорусской государственной академии искусств Екатерины Ксёнц «Вверх тормашками» (мастер — Галина Адамович) за творческое воплощение темы становления личности в подростковом возрасте.

Почетную награду имени Святослава Бэлзы присудили фильму «Майя Плисецкая, которую мы не знали». Автор — Николай Ефимович, производство телеканала «БЕЛРОС» при участии Генерального продюсерского центра (г. Минск). В фильме использована редкая хроника, частное видео, эксклюзивные комментарии. Все это делает кино уникальным и неповторимым. Поздравляем коллег!

Фото автора

Заседание коллегий министерств природных ресурсов Беларуси и России провели в Минске. Что обсудили

Планы на будущее обсудили на 7-м совместном заседании коллегий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 20 kopiya

Заседание прошло под председательством министров белорусского и российского природоохранных ведомств — Сергея Масляка и Александра Козлова. Событие посвящено 25-летию подписания договора о создании Союзного государства Беларуси и России.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 36 kopiya

— На сегодняшнем заседании подведем итоги предыдущих встреч и наметим планы на будущее. Мы планируем охватить все возможные направления нашей деятельности: начиная от обращения с отходами и заканчивая ландшафтным геологическим разнообразием. Кроме того, белорусской стороной предложены два новых направления: гидрометеорологическая деятельность и государственная экологическая экспертиза, — поделился министр природных ресурсов и охраны окружающей среды С. Масляк.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 24 kopiya

По словам министра, отношения с российским природоохранным ведомством строятся как братские. Запретных тем для обсуждения у сторон не существует.

— Хотим выразить особую благодарность нашим российским коллегам. Мы активно работаем над всеми вопросами, которые интересуют обе стороны, стремясь находить общие решения и параллельно обмениваться опытом и новыми технологиями в этих областях. Мы принимаем к сведению достижения коллег в сфере цифровизации и рассчитываем на их поддержку, как они рассчитывают на нашу, — подчеркнул С. Масляк.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 31 kopiya

На мероприятии обсудили вопросы сотрудничества в области охраны и рационального использования трансграничных водоемов, сохранения биоразнообразия и развития сети охраняемых природных территорий. Также будут рассмотрены темы государственной экологической экспертизы, гидрометеорологии, мониторинга окружающей среды, геологии и недропользования, обращения с отходами производства и потребления.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 26 kopiya

— Одной из главных проблем, с которой мы сейчас сталкиваемся, является отказ мирового сообщества от сотрудничества в области экологии, что привело к отключению нас от экологического прогноза. Важно помнить, что экологическая и экономическая повестка взаимосвязаны. Россия и Беларусь имеют единые рынки, и благодаря общей работе и синхронному развитию мы можем оказать влияние на будущее экологии и предотвратить потенциальные негативные последствия. Сегодня мы стремимся подвести итоги совместного труда и обменяться новыми знаниями, которые получили в процессе работы, — отметил министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации А. Козлов.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 28 kopiya

Фото Юрия Мозолевского