Почти детективная история о том, как искали Константина Хабенского, чтобы вручить ему приз «Лiстапада»
Фраза из знаменитого сериала «Метод» с актером Константином Хабенским в главной роли — «ты меня не поймаешь» — точно отражает суть истории, произошедшей с ним в белорусской столице. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Досужие рассуждения
Субъективные суждения о жизни и творчестве К. Хабенского некоторые сегодня приравнивают чуть ли не к оскорблению чувств поклонников. Согласно подробному аналитическому обзору «Яндекса» на основе данных сайта «КиноПоиск», актер назван самым популярным в России за первые 15 лет XXI века. А еще он всерьез, искренне занимается благотворительной деятельностью, помогает больным детям. Словом, вроде и обсуждать нечего, славь и восхищайся. Но почему бы не рассмотреть его актерские ипостаси, создать некий триптих?
В начале 2000-х его еще не считали звездой, но он уже снимался в сериале «Убойная сила», был узнаваем. В 2002-м вышел фильм «В движении» Филиппа Янковского, где он сыграл главную роль. В ленте отражена жизненная кутерьма скандального журналиста, в которой он запутался. На первый взгляд, весельчак, циник, в то же время склонен к рефлексии. Таких персонажей будет много, и образ лишнего, хорошего, но слабого человека с мятущейся душой станет одним из его основных амплуа на долгие годы. Так, его герой сам себе судья и жертва в ленте «Географ глобус пропил» (2013). В такой же ипостаси актер в фильме «Домовой» (2008). А в картине «Час пик» (2006) у его персонажа полная растерянность перед лицом мнимой неизлечимой болезни.
Первая попытка
Осенью 2003-го фильм «В движении» демонстрировали в Минске на кинофестивале «Лістапад». И лента, и мастерство актера потрясли. В те годы частным белорусским фирмам дали право учреждать свои фестивальные призы. Одна организация приняла решение дать денежные премии К. Хабенскому и сценаристу Геннадию Островскому. Премия необычная. Работник компании — учредителя приза, назовем его Дмитрий, накануне побывал в Филадельфии (США). Там проводили экскурсии на предприятие, где печатают американские доллары (для экскурсий отгорожен один цех). Можно было выкупить огромный лист неразрезанных банкнот по сто долларов. В каждом неразрезанном большом листе по 30 банкнот, то есть по три тысячи. Хотите — храните, хотите — разрежьте ножницами и пользуйтесь, деньги самые настоящие, не фальшивка. Дмитрий выкупил два таких листа. В жизни всякое может быть, вдруг пригодятся… А тут фестиваль, было принято решение вручить неразрезанные банкноты номинантам. Но на закрытие ни Хабенский, ни Островский не приехали. Не было никого и из съемочной группы этой картины. Словом, приз остался у Дмитрия, но на этом история не закончилась.
Зрительская болтовня
Вторая ипостась Хабенского — работы в высокобюджетных лентах, так или иначе связанных с деятельностью режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова и не только. В этой обойме есть роли, которые актер, вероятно, играл не совсем охотно. Например, несмотря на постановочный масштаб фильма «Адмиралъ», роль Александра Колчака не имела горизонта для демонстрации широкого актерского диапазона. Строгий, подтянутый, лаконичный, требовательный к себе — это скучно для характерного исполнителя. Тем не менее проект знаковый. На каком-то этапе актер, признанный выдающимся, становится заложником своего статуса. И порой вынужден выбирать патриотические проекты. Что касается лент «Елки» (2014), «Выкрутасы» (2011), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), то съемки в них больше похожи на корпоративную необходимость. С ролями он справился прекрасно. Но порадовали ли они его? Большой вопрос. То ли дело фильмы необычного формата, которые тоже можно отнести к коммерчески успешным. Такой стала картина «Коллектор», где, кроме Хабенского с телефоном, в кадре больше никого нет. Своеобразный моноспектакль-эксперимент.
Особая подготовка
Первые опыты с необычной драматургией актер начал еще в театре. Одной из самых знаковых он считал постановку «Калигула», с которой приехал в Минск в феврале 2004 года, спустя три месяца после того самого «Лістапада». Увидев афиши, Дмитрий счел это хорошим поводом передать оставшийся у него приз и направился в Дом офицеров, где давали спектакль. Администратор сказал, что Хабенский приходит к 15:00 (он удивился, ведь спектакль назначен на 19:00). В 15:00 за кулисами пусто, в зале темно. На сцене горела тусклая дежурная лампочка. Хабенский в полумраке ходил по площадке, проверял свои точки, на которых он должен стоять во время действия, пробовал зал на голосовую акустику. Приезжая в новый для себя зал, профессионалы проверяют географию сцены, так как, в отличие от цирка, где есть международный стандарт — цирковая арена 13 м, — театральные такого стандарта не имеют. Как правило, проверка длится минут 20–30.
Дмитрий вошел в темный зал, сел на последний ряд и стал ждать, пока актер закончит. Но прошел час, а Хабенский всё ходил и ходил по своим точкам и бормотал текст. В какой-то момент стало ясно: мастер сцены решил прогнать весь спектакль. Удивительно! Особенно если учесть, что это была не премьера в столице. Он приехал в провинциальный для него, питерца, Минск отыграть лишь одну постановку. Актеры часто относятся к таким выездным спектаклям на периферии как к подработке. Но оказалось, Хабенский до мозга костей ответственный человек. Дмитрий решил не сбивать его настрой, прибыть к 19:00, посмотреть постановку, а после этого пройти в гримерку и наконец-то вручить приз.
Любительские наблюдения
В копилке у актера есть и единичные работы-жемчужины, которые невозможно причислить ни к какой группе ролей. Это политрук Лившиц в ленте «Свои» (2004) о мытарствах в фашистском плену и побеге. Печерский в фильме «Собибор», где актер сам сел в режиссерское кресло. Турбин в «Белой гвардии» (2012). Петр Лещенко в одноименной картине. Особняком стоит сериал «Небесный суд» — мистическая драма, где он сыграл прокурора, успевшего умереть, но не исчезнуть.
Важнейшая же третья ипостась актера — роли, где имеет место преломление души, разума, мировосприятия человека. Прежде всего речь о «Ночном дозоре (2004) и «Дневном дозоре» (2005). Тайная борьба светлых и темных мистических сил в современной Москве сделала его знаменитым. Там ему удалось показать все свои возможности, воплощая задумки романиста Сергея Лукьяненко. Следующая работа из той же плоскости — психологический триллер «Метод». Хабенский смог показать всю градацию персонажа от умеренно странного до психопата. Правда, в сценах психопатии его выдавали глаза интеллигента. Нет в актере демона, как ни крути.
Дилетантские суждения
Есть субъективное ощущение, что во втором сезоне ленты «Метод» переборщили с оригинальностью. Картина могла иметь больший рейтинг, если бы персонаж Хабенского Меглин не являлся рассыпавшейся на осколки личностью с зависимостью от препаратов. В структуре кино вполне крепкие сюжетные линии, прочно связанный логикой детектив. В других сериалах слабость драматургических связей сейчас стали заменять патологией или аномальными талантами следователей, чтобы удержать зрительский интерес. То полицейский обладает уникальным нюхом, то сыщик слеп, но раскрывает загадки следствия с помощью чудо-слуха. В образе Меглина в «Методе» чрезмерная психическая патология показалась излишней.
Вместо эпилога
Не делал ничего подобного актер в спектакле «Калигула», на который пришел Дмитрий, хотя тут психический перекос героя мог пригодиться. Играл без искусственных красок характера. Не изображал сладострастного тирана-безумца, каковым описывали императора современники. Он искал в нем юного человека, которому досталась империя, копался в своих сомнениях и страхах. Был сконцентрирован максимально. Правда, его партнер по сцене Михаил Пореченков, если в зале вдруг звонил невыключенный мобильный, хлопал себя, как по карманам, мол, ему звонят, где телефон, — и зал прыскал со смеху, выбивая Хабенского из колеи.
По окончании спектакля Дмитрий пытался сквозь толпу поклонников пробиться за кулисы. Но на входе стояла охрана. А когда фойе опустело, вышла группа артистов, но Хабенского среди них не было. Каким-то образом он вышел из здания через запасное крыло. Чертежный тубус, в который уложили листы с неразрезанными долларами для Островского и Хабенского, удалось передать через организаторов спектакля. Поскольку на упаковке стоял штамп с реквизитами организации — учредителя приза с номером телефона, на него через неделю пришло сообщение с благодарностью и шуткой: «Еще не разрезал, но ножницы держу наготове!»