Политолог Вадим Боровик порассуждал о «парадигме победителей» и глобальном переустройстве мира
Почему возведение хранилищ для тактического ядерного оружия в Беларуси не должно быть неожиданностью, как усиливается и крепнет Китай и зачем России необходимо стать конкурентоспособной – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О послании Президента
— Актуальность послания от первого лица страны всегда очень высока. Наш Президент всегда тонко чувствует исторический момент и точен в прогнозах. При этом его слова никогда не расходятся с делом. В прошлом послании он, в частности, говорил о необходимости в 2022 году сохранить мир и стабильность на белорусской земле. И несмотря на все вызовы и угрозы, мир в нашей стране обеспечен. Белорусский лидер сумел сплотить нацию.
Сегодня Глава государства обозначил стоящие перед страной вызовы и дал напутствие, как действовать. Тем более что наша задача не просто выстоять, но и продолжить развитие. Несмотря на санкции и все вызовы, экономика страны должна работать, это базис.
В центре внимания у нас всегда находится человек. Государство делает все, чтобы простой белорус был защищен, чтобы были созданы все условия для достойной жизни и созидательного труда. Но и каждый гражданин должен чувствовать свою ответственность, жить заботами страны и быть готовым ее защитить.
О размещении в Беларуси ядерного оружия
— Информационный шум и истерия вокруг этого вопроса создаются искусственно. Цель — дестабилизировать ситуацию внутри страны, вызвать у людей чувство тревоги и панику.
Мы никогда не скрывали, что являемся стратегическими союзниками России. Подписаны соответствующие документы, приняты обоюдные обязательства в сфере обороны.
Александр Лукашенко слов на ветер не бросает. Он предупреждал: если возникнет реальная угроза интервенции, мы попросим Россию тем или иным образом усилить техническую составляющую белорусских вооруженных сил, совместной группировки. И размещение тактического ядерного оружия — один из элементов такого усиления. При этом мы никому не угрожаем, наши действия носят сугубо оборонительный характер.
Президент делает все, чтобы не допустить военного конфликта на нашей территории. Мы за мир и призываем к взаимно уважительному диалогу, к достижению договоренностей, потому что любая война заканчивается миром. Но пока, к сожалению, наши партнеры не готовы к такому диалогу и ничего не хотят слышать. Что ж, подождем. Разговаривать с нами с позиции силы мы не позволим. Вспомним Югославию, Ирак, Ливию — у них не было ядерного оружия. В этом смысле тактическое ядерное оружие — дополнительный аргумент в геополитическом диалоге, чтобы наша договорная позиция была весомее.
О резолюции по «Северным потокам»
— В том, что проект резолюции России и Китая по «Северным потокам» был отвергнут Совбезом ООН, нет ничего удивительного (за резолюцию, предлагающую создать международную независимую комиссию по расследованию диверсии на газопроводах, проголосовали Россия, Китай и Бразилия. Остальные 12 участников Совбеза воздержались. Для принятия документа требовалось как минимум 9 голосов «за». — Прим. ред.). Результат предсказуем, ведь эти представители в ООН лишь номинально обозначены флагами и гербами своих стран. Реального права голоса у них нет — они полностью контролируются Госдепом США.
Целью резолюции было показать, кто есть кто. Не проводя расследования, мы увидели, кто виноват. Ведь, если ты выражаешь готовность проводить расследование преступления, очевидно, что твоих отпечатков в этом деле нет. Если же уклоняешься без объяснения причин, все ясно. И совершенно понятно также, что та сторона, которая инициирует расследование, к диверсии на «Северных потоках» не причастна. А мы помним, что Россию поначалу обвиняли и в этом.
О геополитическом переустройстве
— После Второй мировой войны СССР и США рассуждали в парадигме победителей, которые делили мир. Союз участвовал в создании советского блока, где навязывал свою экономическую и политическую доктрину. Американцы контролировали другую часть мира, где выстраивали свою систему торгово-экономических отношений и политических подходов. Сложился двухполярный мир, к полюсам которого кто-то присоединился, кто-то — нет, а кто-то даже переходил из одного лагеря в другой в поисках своей выгоды — был определенный выбор. Но главное — сохранялся баланс.
К сожалению, в той войне мы проиграли. Наступили 1990-е, и Союз распался. Парадигма изменилась. Вспомните, как министр иностранных дел России Козырев приезжал в Штаты за советом, какую внешнюю политику вести его стране. Или как первый президент России Ельцин в Конгрессе США благодарил американцев за то, что наставляют мир на правильный демократический путь.
Штаты привыкли действовать в парадигме победителя, а победитель получает все. Сегодня их мышление не изменилось. По их логике они не должны ни с кем считаться и советоваться. По праву победителя считают, что могут пользоваться всеми благами, в том числе эксплуатировать международную финансовую систему.
И международное право они подмяли под себя. И войска размещают там, где им выгодно. Остальные же должны на все спрашивать у них разрешение.
Но сегодня Россия, Китай, некоторые другие государства заявляют, что прежние времена прошли. Так, как раньше, уже не будет. Тот же Китай претендует на роль первой экономики мира. Окрепшая Российская Федерация, помня свою историю великой Империи, веками оказывающей влияние на мировые процессы, в том числе на ситуацию в Европе, уже не согласна примерять на себя рубаху холопа. Вспомним Мюнхенскую речь Путина. А позже, до начала специальной военной операции, письменное обращение России к США и НАТО с просьбой обсудить гарантии безопасности. Но нет, американцы не хотят ничего слушать и не готовы отказаться от своей роли.
О странах Африки
— Почему африканские партнеры ценят сотрудничество с Беларусью? Потому что мы берем на себя обязательства и выполняем их. Нигде не являемся иждивенцами. Никогда и никуда не приходили со словами, мол, дайте нам какие-то ресурсы, транзитные преференции и прочее. Всегда предлагаем схему торгово-экономических, политических отношений, выгодную обеим сторонам. И главное — всегда держим слово.
А есть англосаксонский принцип: приходят, забирают и никого не спрашивают. Условно говоря, меняют на бусы золото. Для народов Африки это глубокая травма. Многие страны не так давно перестали быть колониями, стали самостоятельными государствами. Пережив угнетение, расовую сегрегацию, экономическую эксплуатацию, эти народы сегодня требуют к себе уважения. Мы видим, как в этой связи они уже ставят на место, например, президента Франции Макрона.
Африка — богатый континент, развитие которого искусственно сдерживали. Отдавали туда второго уровня технологии, использовали как ресурсную базу, источник дешевой рабочей силы. Ведь чем занимались там так называемая просвещенная Европа и Северная Америка? Торговля людьми, детьми, органами, медицинские опыты, эксперименты… Сегодня к руководству африканских стран приходят сильные лидеры, которые осознают национальные интересы, понимают, какие ресурсы контролируют. Им близки подходы нашего Президента, который говорит потенциальным партнерам: мы готовы продавать то, что вам нужно, но с выгодой для себя. Готовы видеть на своей земле любого инвестора, но при условии, что он будет в первую очередь учитывать наши интересы.
О сотрудничестве России и Китая
— Сегодня союз Российской Федерации и Китая нужный и гармоничный для обеих стран. Но я всегда призываю быть реалистами и смотреть вперед. Даже сегодня в товарообороте Китая Россия занимает всего 3 %, в то время как США — 12 %, а Европа — более 30 %. В геополитическом же плане у двух этих государств в перспективе могут возникнуть трения, предпосылки для этого есть. С одной стороны – густонаселенная страна с большим экономическим потенциалом, с другой — страна с неосвоенными регионами и демографическим кризисом, естественной убылью населения около миллиона человек в год.
Для того чтобы ныне выстроенная конструкция сотрудничества и братства Российской Федерации и Китая в последующем не рухнула, а только крепла, России нужно стать достойным партнером Поднебесной. В первую очередь предпринять серьезные шаги к техническому переоснащению, иметь технологии, конкурентные с китайскими. Второе условие — исправление демографической ситуации. И третье — обеспечение развития регионов за Уралом, где условия жизни должны стать сопоставимыми с регионами европейской части России. В противном случае в приграничных районах Российской Федерации будут жить китайцы и до Сибири будет там Китайская Народная Республика. Для того чтобы Россия могла максимально извлечь выгоду из союза с Китаем, она должна быть сильной и конкурентоспособной.
Смотрите также: