Полтысячи участников и свыше 200 проектов. Чем запомнится фестиваль идей «АГРО 3.0» от «Белагропромбанка»*
Уличная мебель из вторичного пластика и революционная технология предпосевной подготовки семян, проект выращивания виноградных улиток и мобильные приложения, облегчающие жизнь людям с ограниченными возможностями. Это лишь малая часть проектов, представленных на «АГРО 3.0», венцом которого стала церемония награждения победителей, состоявшаяся 18 июня. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
100 дней, которые меняют мир
В рамках празднования 30-летия «Белагропромбанк» и его Объединенная профсоюзная организация запустили республиканский образовательный конкурс по поддержке и развитию молодежного предпринимательства «АГРО 3.0». Стартовал он 15 марта. Три месяца пролетели как один миг, и 18 июня победители конкурса вместе с членами жюри собрались в учебно-оздоровительном центре «Форум». Организаторы предложили весьма насыщенную программу. Ребята не только приняли участие в торжественной церемонии награждения, но и стали свидетелями искрометного шоу барабанщиков «Перцы», аплодировали яркому и неординарному вокалу наставниц созданного по случаю юбилея банка «АгроМюзикБэнда» Виктории Молчан и Анны Клименко, а дабы размяться и отдохнуть, включились в серию активностей, центральное место среди которых заняли оригинальные настольные игры.
Но прежде о самом конкурсе. Задумывался он как возможность для представителей малого и среднего бизнеса, клиентов «Белагропромбанка», пользоваться перспективными идеями и свежими прикладными решениями, генерировать которые вызываются молодые люди в возрасте от 18 до 31 года. Участвуют они в конкурсе как индивидуально, так и в составе команд студентов и учащихся 2–4-х курсов очных отделений высших и средних специальных учреждений образования.
С этой целью представители бизнеса формируют так называемые кейс-задания. Их в этот раз было 108. Категории следующие: «Сельское хозяйство и фермерство», «Сфера услуг» и «Социальное предпринимательство». Задания разнились по содержанию и объему — каждый участник мог найти интересующее его направление. Здесь и разработка сайта, и продвижение услуг в соцсетях, и вопросы, касающиеся прироста поголовья скота, выращивания голубики и других культур, создания дома престарелых, утилизации коммунальных и производственных отходов, переработки бывших в употреблении ПЭТ-бутылок и даже организации крематория.
Отличительной чертой нынешнего конкурса стало появление номинации «Лучшая бизнес-идея»: обладатели готовых решений могли заявить о них в категориях «Инновационный банковский сервис, новый банковский продукт», «Экология» и «Цифровизация бизнеса».
Работы конкурсантов оценивало жюри, состав которого сформировали представители органов госуправления, бизнес-сообщества, учебных заведений. При этом на разных этапах конкурса состав жюри менялся: такой подход, отмечают организаторы, позволил проектам пройти через основательный фильтр экспертной оценки.
Лучших предстояло отобрать из 200 презентаций. Шлифуя свои проекты, конкурсанты приняли участие в четырех консультационных встречах с экспертами и бизнес-тренерами. В финал вышло 30 проектов, из числа которых 11 июня в формате онлайн-марафона были определены 18 наиболее оригинальных и перспективных. Длился марафон пять часов. Участники конкурса, не прошедшие в финал, получили соответствующие сертификаты и возможность пройти обучающие курсы.
Жюри в удивлении
— Что нас по-хорошему удивило на самом старте, — делится заместитель председателя правления «Белагропромбанка» Сергей Чугай, — так это цифра в 500 участников. Разные биографии, разные темы. Это говорит о потенциале, который еще во многом не раскрыт и реализация маленькой толики которого даст заметный экономический и социальный эффект.
Председатель оргкомитета конкурса, заместитель директора Центра по работе с персоналом «Белагропромбанка» Максим Басалыга детализирует:
— Конкурс стал для нашего банка традиционным, но версия «3.0» не означает, что он в таком формате третий. В нынешнем формате конкурс проводится впервые. В прошлом году мы концентрировали внимание только на кейс-заданиях, которые представляли клиенты нашего банка. Нынче, в год юбилея, который банк отметит в сентябре (весьма символично созвучие версии «3.0» и 30-летия), решили пойти дальше: появилось две номинации — «Лучшее кейс-решение» и «Лучшая бизнес-идея». Тем самым отметили, что у молодежи есть идеи не только в части решения конкретных проблем, но и такие, которые в голове у представителей бизнеса даже не появляются. И мы угадали с этим форматом.
Победители представили без преувеличения уникальные работы. Жюри — а это представители министерств, владельцы бизнеса в различных сферах — с удивлением отметили, что есть высоконаучные технологии. Причем это не теория, а практика, и банк помогает в реализации таких идей, поскольку они потенциально могут сделать нашу жизнь лучше во всех отношениях.
Интересуюсь, работают ли сегодня идеи, которые были признаны лучшими по итогам «АГРО 2.0». Максим Сергеевич отвечает:
— Многие кейс-решения прошлого года касались разных аспектов экотуризма: часть работ реализована, причем силами тех же команд, которые эти решения сгенерировали. Агроусадьба давала задание — ребята писали варианты решения той или иной проблемы и на возмездной основе по договору подряда реализовывали эти проекты. Спектр решений весьма широк — от организации новых туристических маршрутов до разработки сайта и мобильных приложений.
По большому счету, уже не банк выступал инициатором конкурса «АГРО 3.0», а наши клиенты, которые получили по итогам «АГРО 2.0» практически бесплатные решения. Видим, что под эгидой банка рождается хорошее молодежное движение. Более того, многие ребята, реализовав свою идею, почувствовали уверенность и решили попробовать себя в бизнесе самостоятельно. Пусть это пока еще даже не малый, а микробизнес, но мы уверены, что у активных и целеустремленных есть будущее. А банк всегда будет помогать, в том числе кредитованием. Не скроем, мы растим себе клиентов.
В таких категориях, как сфера услуг, социальное предпринимательство, ребята предлагают практически готовые решения, которые можно выносить на уровень правительства, потому как обладают большой актуальностью, например для семей, воспитывающих детей-инвалидов. В этих проектах не просто высокие слова, но конкретные мероприятия, аналитика, расчет вложений и эффекта. Многие проекты готовы к реализации, нужно лишь найти инвестора. Конкурс, таким образом, не зацикливается на агросфере как таковой. Это, считаю, серьезное преимущество. О чем свидетельствует и растущее число участников — их в этом году вдвое больше.
Держаться корней
На конкурсе представлено множество прикладных идей — от мобильных приложений едва ли не на все случаи жизни до инновационных специализированных банковских продуктов. Тем не менее конкурс остается верным и своему изначальному призванию — не зря он носит название «АГРО». Директор дочернего хозяйства «Белагропромбанка» ОАО «Озерицкий-Агро», член Совета республики Национального собрания, заместитель председателя жюри Нина Железнова вдохновенно обращается к аудитории:
— Беларусь — гэта прыгажосць, сіла, цнатлівасць, добразычлівасць, спагада, моц, гонар. Што датычыць мяне, я нарадзілася ў вёсцы, атрымала сельскагаспадарчую адукацыю. Зямля для мяне ўсё. Прафесію маю таксама стварыла зямля — 17 гадоў працавала галоўным аграномам. І хачу сказаць: Радзіма пачынаецца з зямлі і сям’і.
Словом, конкурс должен стать стимулом для молодых людей строить карьеру дома, на своей земле.
С. Чугай дополняет:
— За это время конкурсанты стали для нас, организаторов, ближе и, можно сказать, роднее: мы уже как одна семья. И это одно из достижений конкурса. Наша задача не только научиться делать бизнес из фантазий и полета мыслей — монетизируя их, создавать возможность заработать, но и достичь такой важной цели, как единение. Мы поняли, что вместе можем больше, чем каждый в одиночку, что в дискуссиях рождаются более эффективные решения, что тот, кто не согласен с твоей точкой зрения, не противник, а оппонент, и с оппонентом нужно уметь дискутировать. Важно слушать и слышать друг друга.
Во всем этом одна из миссий «Белагропромбанка». Мы большой белорусский банк, что называется, от земли, который занимается повседневными задачами. И поскольку мы коммерческая организация, а прибыль для коммерческой организации — одна из ключевых задач, мы хотели бы конкурсом показать, что, занимаясь повседневными социальными задачами, можно зарабатывать. Мне кажется, это нам удалось. Главное, не останавливаться: надо идти вперед, надо мечтать, верить в свои силы, и будет все получаться!
Прорывные бизнес-проекты, целеустремленность и решительность предпринимателей инновационного типа, отмечают спикеры, способны вывести национальную экономику на устойчивую траекторию роста и обеспечить высокий уровень ее конкурентоспособности.
Начальник Стартап-центра БГУ, член жюри Дмитрий Микулко, обращаясь к конкурсантам, подчеркивает:
— Вкладывать в людей, которые хотят созидать, означает инвестировать в будущее страны. «Белагропромбанк» сегодня делится своим ресурсом, чтобы завтра из вас выросли классные, успешные предприниматели.
Ответственность и выгода
Экодружественность предполагает не только ответственность, но и выгоду — свидетельствуют участники конкурса. В этой категории подана 31 бизнес-идея. Одна из них от Дарьи Башаримовой. Девушке 25 лет, она из Могилева. Представленный ею на суд жюри бизнес-проект называется «Биологизированное повышение урожайности кукурузы посредством аэродинамического звукового воздействия». За сложным названием — тесное и, что важнее, эффективное переплетение аграрных технологий с экологической проблематикой. Проект Даша разрабатывала во взаимодействии с отцом: Анатолий Жигалов — кандидат технических наук, работает над докторской диссертацией. Он и делится историей:
— Когда Даша сказала, что объявили конкурс бизнес-идей, и предложила принять участие, я сказал: «Брось, это очередная бутафория, результата не будет». Она ответила: «Так это же «Белагропромбанк», все серьезно». Я сказал: «Хочешь, занимайся, я не буду тратить время». Но, когда пошло развитие процесса, оказалось, что у конкурса хорошая организация, вовлечено большое число участников, серьезное жюри. Увидел, с какой увлеченностью работает дочь. И понял, что через такие проекты можно действительно реализовывать полезные идеи.
А идея в данном случае в следующем: если волнами определенной звуковой частоты воздействовать на твердое тело, меняются его свойства. Начали направленно воздействовать на семена кукурузы: оказалось, такая предпосевная подготовка убивает грибок, укрепляет и стимулирует к росту корневую систему, отсюда закономерный рост урожайности.
— В прошлом году произвели полеводческие испытания, — рассказывает А. Жигалов. — Достигли роста урожайности на 17,7 %. А всего-то перед посевной обработали семена. Затраты минимальные — результаты шикарные. Опробовали технологию в прошлом году на одном сельхозпредприятии, в этом году уже на четырех, причем в разных регионах — в Гродненской и Могилевской области: засеяли уже более 100 га.
Производительность имеющейся установки пока 160 кг/час. Есть возможность к новому посевному сезону поднять ее до 300 кг/час. Установка, которую уже запатентовали в Беларуси и России, несложная, проста и в целом технология. Чтобы обработать семена в количестве, нужном для посевной площади 2,5 тыс. га, необходимы 1–2 человека и немного времени.
— Собрать установку стоит до 2 000 долларов в эквиваленте, — акцентируют разработчики. — А если засеять 2,5 тыс. га прошедшими такую обработку семенами кукурузы и получить повышение урожайности в среднем на 15 %, то при реальной стоимости кукурузы в этом году хозяйство может рассчитывать на прибыль в 1 млн долларов! Опробовали технологию на десятке культур, в том числе на пшенице, ячмене, везде виден результат — словом, метод универсальный.
Теперь Даша занимается развитием региональной дистрибуции: задача на перспективу — создать в районах сеть специализированных центров, каждый из которых «окучивал» бы три-четыре хозяйства в округе, обеспечивая повышение урожайности.
— У нас гордость не только за себя, но за страну, — говорит А. Жигалов. — За то, что такой проект разработан именно в Беларуси. Это ноу-хау наверняка позволит вытащить экономику сельхозпредприятий на должный уровень. При этом уменьшим химизацию сельхозпроизводства, тем более что сегодня весь мир зациклен на повышении экологической безопасности.
И, как по-настоящему деловой человек, резюмирует:
— Для всех заинтересованных в сотрудничестве оставляем координаты в редакции агентства «Минск-Новости». Будем совместно повышать не только урожайность, но и экологическую сознательность.
Ближе к человеку
Включив категорию «Социальное предпринимательство» в программу номинации «Лучшее кейс-решение», организаторы «АГРО 3.0» преследовали цель в очередной раз привлечь внимание бизнеса к тому факту, что немало людей вокруг нуждается во внимании и заботе. Важно, таким образом, расширить спектр возможностей, которые в состоянии улучшить качество их жизни и открыть для них новые горизонты.
Директор дирекции ЗАО «МАП ЗАО» Марина Найдович отмечает:
— Бизнес- ли это идея или социальная, нужен источник финансирования. «Белагропромбанк» организовал очень хороший конкурс, который дает возможность развить идеи, привлечь финансирование и реализовать их на практике.
Генеральный директор ЗАО «МАП ЗАО», член правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М. С. Кунявского Сергей Найдович дополняет:
— Эта тематика сегодня в тренде: социальное предпринимательство только обсуждается — как оно будет звучать в законе, какие будут преференции и льготы, а здесь уже есть живые, интересные идеи. И они, мне кажется, будут реализованы. Понятия «социальное» и «предпринимательство», кажется, два полюса. Но если их грамотно соединить, получим продолжение того диалога, который у нас в обществе сейчас и ведется: может ли «социальное» быть с доходами? И очень хорошо, что «Белагропромбанк» развивает новую сеть в виде центров притяжения по всей стране: это большой шаг в правильном направлении, потому что во всех регионах спрашивают, а где бы нам зарегистрироваться, как начать свое дело, кто бы подсказал?
Председатель Объединенной профсоюзной организации «Белагропромбанка», сопредседатель оргкомитета конкурса Наталья Мармузевич акцентирует:
— Социальное предпринимательство — тема, созвучная с ценностями, исповедуемыми нами как профсоюзной организацией, цель и задача которой — делать все на благо человека и общества. Поэтому 22 июня на совещании членов оргкомитета состоится своего рода продолжение конкурса: мы еще раз пересмотрим все работы финалистов и один из проектов возьмем для реализации.
Проблемам — цифру
Технологии цифровизации позволяют организовать и поддерживать максимально персонализированное взаимодействие. Учитывая актуальность и популярность данного направления, организаторы конкурса предусмотрели соответствующую категорию в номинации «Лучшая бизнес-идея».
Первый заместитель министра связи и информатизации Павел Ткач делится впечатлениями:
— Поражен высоким уровнем детализации проработки проектов. Некоторые хоть завтра на стол — они могут работать и приносить деньги. В нашей стране цифровизации уделяется большое внимание. Поэтому очень хорошо, что и на конкурсе выделена такая категория.
За вклад в развитие цифровых технологий диплом от Министерства связи и информатизации достается команде «Digitalисты», представляющей Белорусский государственный экономический университет. Знакомлюсь с ее участницами. Они с факультета цифровой экономики: руководитель проекта Эллина Дашук и две студентки второго курса специальности «Экономическая информатика» Юлия Пилер и Валерия Сидяко. Представляемый ими проект предусматривает создание сайта, или скорее полноценной виртуальной платформы для поиска нянь, логопедов, других специалистов узкого профиля.
— Когда искали идею, ориентировались на потребность общества, реалистичность и существующие проблемы, — говорит Эллина. — Я молодая мама, поэтому сама столкнулась с подобной потребностью. Провели огромную работу по анализу рынка и поняли, что можем предложить обществу решение проблемы, используя цифровые технологии. Когда проработали концепцию проекта, увидели, что он реалистичен, реализуем и имеет шансы на успех. Аналогов ему на нашем рынке нет. А значит, нет и конкуренции — это большой плюс.
Девушки хотят создать масштабный, а главное — полезный продукт.
— Перед подготовкой к финалу провели опрос целевой аудитории, — берет слово Юлия. — И увидели, что родители ищут нянь, как правило, в соцсетях и разных чатах, что, конечно же, небезопасно, поскольку никогда не знаешь, какой человек к тебе придет.
Опрос аудитории потребовал немало времени и сил. Потом монтировали видео, занимались озвучкой. Для полной реализации проекта, подсчитали девушки, нужно намного больше средств, чем получили в качестве приза. Система оплаты в цифровом пространстве требует надлежащей безопасности: клиент должен быть уверен в том, что его данные будут защищены. Мало кто из разработчиков, сетуют девушки, готов взяться за реализацию такого механизма.
— Если рассуждать об окупаемости проекта в будущем, — дополняет Валерия, — сложно говорить о ситуации на рынке через год-два. Вместе с тем знаем, что планируются меры по сокращению декретных отпусков, в связи с чем няни и другие детские специалисты станут еще более востребованными.
— Когда начинали работать над проектом, мы не оценивали его на предмет значимости и перспективности, — резюмирует Эллина. — Для нас это была одна из идей, с которой мы можем просто поучаствовать в конкурсе. В ходе же работы обнаружили: есть реальные шансы. Члены жюри обратили особое внимание на то, что это нужный, перспективный и реалистичный проект.
Пьедестал почета
В номинации «Лучшая бизнес-идея» победителями стали:
категория «Инновационный банковский сервис, новый банковский продукт»:
І место — Мария Мицевич;
ІІ место — команда AnNa (Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия);
ІІІ место — команда «ТЕРЦИЯ» (Витебский государственный технологический университет);
категория «Экология»:
І место — Филипп Войтов;
ІІ место — Анна Руденок;
ІІІ место — Дарья Башаримова;
категория «Цифровизация бизнеса»:
І место — команда «Digitalисты» (Белорусский государственный экономический университет);
ІІ место — команда BullMarkeT 2.0 (Белорусский государственный экономический университет);
ІІІ место — команда NEOgranic (Витебский государственный технологический университет).
Обладатели дипломов победителя І степени в номинации «Лучшая бизнес-идея» получили от банка сертификаты на сумму 15 000 рублей, ІІ степени — 10 000 рублей, ІІІ степени — 5 000 рублей.
В номинации «Лучшее кейс-решение» победителями стали:
категория «Сельское хозяйство и фермерство»:
І место — Артем Винник;
ІІ место — команда EcoBerries (Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины);
ІІІ место — команда «Инноватики» (Белорусско-российский университет);
категория «Сфера услуг»:
І место — команда Insight (Белорусский государственный технологический университет);
ІІ место — команда Technology of Success (Белорусский государственный технологический университет);
ІІІ место — Александр Курач;
категория «Социальное предпринимательство»:
І место — команда «Я+Я» (Лидский колледж Гродненского государственного университета им. Янки Купалы);
ІІ место — команда «ТЕРЦИЯ» (Витебский государственный технологический университет);
ІІІ место — команда «Гусь Василий» (Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины).
Обладатели дипломов победителя І степени в номинации «Лучшее кейс-решение» получили от банка сертификаты на сумму 5 000 рублей, ІІ степени — 4 000 рублей, ІІІ степени — 3 000 рублей.
Всем победителям присвоен статус резидентов Центра притяжения Igrow. Им предложены выгодные условия для кредитования, а для занявших 1-е места в номинации «Лучшая бизнес-идея» и являющихся индивидуальными предпринимателями — еще и индивидуальные условия банковского обслуживания в течение 12 месяцев.
Помимо профессионального жюри, работы конкурсантов могли оценить и рядовые граждане, интересующиеся поднимаемой ребятами проблематикой. В онлайн-голосовании за работы финалистов приняли участие более 3 000 интернет-пользователей. Обладателем лучшего кейс-решения, согласно полученным результатам, стала команда Technology of Success, а лучшей бизнес-идеи — команда AnNa.
Кроме того, команда «Гусь Василий» и Артем Винник удостоились специальных призов от Министерства образования.
Сквозь призму мнений и оценок
Сергей Чугай, заместитель председателя правления «Белагропромбанка»:
— Это не первый опыт нашего банка в реализации подобного рода проектов. Мы стремились к тому, чтобы идеи, представляемые в ходе конкурса, были разные и не ограничивались сельскохозяйственной тематикой. Категорий много, и главная задача — поддержать инициативы молодых людей. Важно лишь, чтобы имели они практическую пользу. Стремимся, таким образом, способствовать здоровой предпринимательской инициативе, направленной на то, чтобы в нашей стране рождалось что-то свое, уникальное, свой продукт, основанный на креативности наших людей, потенциал которых очень высок. Мы увидели, насколько смел полет мысли наших молодых людей, удивились тому, что молодежь видит бизнес даже на тех направлениях, которые кажутся отнюдь не бизнесовыми. Но если приглядеться, все это можно неплохо материализовать — упаковать, продать и заработать. Мы как банк всячески будем этому способствовать. Это не первый и не последний шаг. Есть целая инфраструктура — мы создали центры притяжения по всей стране, которые в том числе будут развивать подобные инициативы.
Дмитрий Крупский, начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики, член жюри:
— Мы живем в такое время, когда то, что казалось незыблемым, меняется буквально за считанные годы, на наших глазах меняется мир. Было так и раньше, но сейчас время сжимается колоссально. Вот и вопросы, связанные с циркулярной экономикой, углеводородным следом, рециклингом, выходят в тренд. А поскольку мир меняется, роль каждого, кто обладает актуальными знаниями, хваткой, волей, становится определяющей.
«Белагропромбанк» — команда с солидной историей, хорошими традициями, сильной региональной сетью — выступил пионером в построении новой для нашей банковской системы модели, суть которой, в общем-то, проста, но додумались до этого пока не многие: чтобы организовать новые ниши, новый сегмент, фактически нужно создать новых потребителей банковских услуг.
В задаче превратить стартаперов в полноценный и мощный инновационный бизнес мы — Министерство экономики и «Белагропромбанк» — обязательно объединим усилия и сделаем больше, чем каждый сам по себе. Уверен, что конкурс бизнес-проектов будет иметь продолжение и станет кузницей кадров для белорусского бизнеса.
Наталья Мельниченко, глава агроусадьбы «Утрина», заместитель председателя жюри финала конкурса:
— Я участвовала в «АГРО 2.0» и «АГРО 3.0». Выражаю огромную признательность этому конкурсу и его участникам за то, что с каждым годом, каждым новым этапом вместе с ними сама расту и совершенствуюсь. Растут и совершенствуются оказываемые моим предприятием услуги. А что такое сектор услуг? Это огромный пласт нашего общего национального хозяйства: чем бы мы ни занимались, все мы потребители и хотим получать качественные услуги. А для этого необходимо объединить усилия и использовать новые технологии, инновации. Получилось, мне кажется, у ребят здорово.
Дарья Башаримова (г. Могилев):
— Хочу поблагодарить «Белагропромбанк» за возможность реализовать свой проект, воплотить свои идеи в жизнь, за организацию конкурса на высоком уровне и постоянную поддержку, которая мотивировала. Была рада познакомиться с другими участниками. На конкурсе прозвучало много интересных и перспективных идей, всем желаю их реализовать.
Команда «Я+Я» (г. Лида):
— Всем организаторам этого чудесного конкурса, членам жюри, нашим коллегам и по совместительству соперникам огромное спасибо за возможность проявить себя. Достояние нашего колледжа уже то, что мы стали участником конкурса, когда же мы вошли в число финалистов — это превзошло все наши ожидания, но то, что мы оказались на сцене под номером один, это, наверное, как слетать в космос.
Команда «Гусь Василий» (г. Гомель):
— Хотим поблагодарить «Белагропромбанк» за поддержку и постоянное содействие в трудоустройстве наших выпускников. Нынешний конкурс — замечательный проект, благодаря которому все мы смогли, как сейчас говорят, прокачать свои возможности. Не можем не отметить новую категорию, которая была учреждена, — «Социальное предпринимательство». Как члены социума и сознательные граждане хорошо понимаем: это действительно бизнес будущего. Выражаем надежду, что эта категория будет присутствовать и в программе следующего конкурса, а значит, все, кому не удалось выйти в финал в этот раз, смогут попробовать свои силы снова.
Команда «ТЕРЦИЯ» (г. Витебск):
— Большое спасибо банку, членам жюри и участникам конкурса. Желаем всем процветания и масштабирования! Вместе с «Белагропромбанком» растем и мы: на конкурсе «АГРО 2.0» стали финалистами, на «АГРО 3.0» взяли в двух номинациях 2-е и 3-е места, теперь ждем «АГРО 4.0»!
До новых встреч!
Что касается «АГРО 4.0», председатель оргкомитета конкурса М. Басалыга в беседе с корреспондентом немного приоткрыл завесу:
— В сентябре, к красивой и знаковой для банка дате, возможно, будет принято соответствующее решение, и мы запустим проект еще более масштабный. Не скрою, есть мысли выйти за пределы республики — организовать, возможно, какой-нибудь смелый проект совместно с Российской Федерацией. Пока это планы. Давайте же немного подождем и оставим в жизни место для сюрприза.
Обращаясь к участникам конкурса, Максим Сергеевич отмечает:
— Позади 100 дней активной, насыщенной работы. Спокойствия не было ни дня: постоянно звучали вопросы и предложения, и это говорит о том, что вы действительно активная часть молодежи, на которую все мы можем надеяться. За вами будущее, как пафосно бы это ни звучало. А по поводу идей, которые у вас будут появляться, знайте, что «Белагропромбанк» — это тот банк, который их обязательно рассмотрит и поможет реализовать.
В качестве эпилога можно принять и напутствие декана факультета международных экономических отношений БГЭУ Оксаны Шкутько:
— Желание победить, получить награду очень важно, потому что, когда мы побеждаем, мы побеждаем себя, собственную лень и мешающие нам обстоятельства. Главное, не ставьте точку на этом пути. Уверенных вам шагов, пусть ваши цели становятся больше, объемнее и радуют всех нас! И спасибо большое «Белагропромбанку»: это действительно банк с большим потенциалом и возможностями.
Фото «Белагропромбанка»
*На правах рекламы