Поставить себя на место ребенка. Психолог рассказала, как помочь первокласснику привыкнуть к школе
С какими трудностями может столкнуться первоклассник и как свести их к минимуму, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» психолог средней школы № 199 Татьяна Забавская.
Грамотный подход
— Татьяна Томасовна, как помочь ребенку адаптироваться к школьному процессу и почему это важно?
— Чтобы понять, что такое адаптация, вспомните первый день на новой работе: ничего не знаете, правил не понимаете, вокруг чужие люди. Подобное испытывает и первоклассник. Поэтому 1,5 месяца новоиспеченного школьника (у некоторых 3–6 месяцев) может штормить. В плане адаптации выигрывают многодетные и расширенные семьи с бабушками, двоюродными братьями и сестрами. Ребенок видит разные стратегии поведения, под одних учится подстраиваться, с другими — договариваться, третьих — понимать.
Чтобы облегчить процесс привыкания к школе, нет ничего лучше разговора по душам. Если ребенок пришел что-то рассказать, нужно не отвечать «потом, я занята», а послушать его. При этом надо смотреть ему в глаза, а не отворачиваться, продолжая свои дела. Поставьте себя на его место: хочется ли откровенничать, когда кто-то стоит к вам спиной?
Интересуйтесь делами сына или дочери. Не отметками ребенка, а тем, с кем он дружит, как проходит его день, что особенно понравилось и почему грустил.
— Какие еще приемы могут использовать взрослые, чтобы адаптация не сильно выбивала школьника из колеи?
— На собрании с родителями первоклассников я всегда рассказываю о личном примере. Мы хотим, чтобы ребенок без нытья проснулся, почистил зубы, оделся и вовремя вышел на занятия.
У него это получится, если он будет смотреть на вас, знающих, где висит одежда, лежат ваши ключи и телефон.
Второй пункт, на который я обратила бы внимание, — уважение к учителю. Если у педагога есть авторитет, первоклассник легко «берет» знания, так как доверяет наставнику. Поэтому, если хотите обсудить личностные качества классного руководителя, делать это нужно темной ночью, за закрытой дверью и шепотом. Не стоит внушать школьнику: учитель лишь ходит на работу, а ты — личность. Он, конечно, личность, но давайте воспитывать ее в уважении к другим.
И третье — собственных детей необходимо хвалить. Дома создаем ребенку территорию успеха: поставил свои туфли на полку — молодец, сложил аккуратно тетради — умница. Каждый день находим пять вещей, на которые можно обратить внимание в позитивном ключе.
Таким образом развиваем его уверенность в себе, поднимаем самооценку.
— То есть наибольшую сложность в адаптации первоклашек вызывает контакт со сверстниками?
— И с учителем, который становится новым значимым в их жизни взрослым. Многие родители не знают этого, но в первом классе все малыши любят обнимать своего педагога. Если классный руководитель им понравился, наставник будет ходить обвешанный гроздьями детей. Такой контакт нужен ребятам для успокоения, и хорошо, когда учитель это позволяет.
Из своего 10-летнего опыта работы в школе знаю и вредные советы — то есть что надо делать, чтобы все испортить. Например, в какой-то момент родитель решает выяснить отношения с мамой и папой драчуна, который терроризирует «нашего Ванечку». При этом непременно нужно поругаться в родительском чате. Это сильно «улучшит» адаптацию! Вскоре даже тот, кто его не знал, «захочет» познакомиться, дав наказ своим детям: «К этому даже не подходи!» И не забудьте (даже если у Вани стычка с Петей была единожды) каждый день уточнять: «Ну что, сегодня Петя тебя не обижал?» Тогда сын четко выучит, что на уроки надо ходить исключительно для того, чтобы контролировать Петю и отчитываться маме о его поведении. Помните: фокус внимания там, где наши мысли.
Еще из вредных советов: неплохо бы каждый день напоминать Ване о том, какие у него замечательные родственники и что он не должен их подвести. Такая ответственность заставит его нервничать по-настоящему.
Учить — ум точить
— А учеба у детей не вызывает трудностей?
— В 1-м и 2-м классах успеваемость не оценивают отметками. Поэтому на процесс адаптации учебная программа сильно не влияет. Конечно, родители очень переживают и по этому поводу. Нам хочется видеть свое чадо успешным: ребенок пошел в 1-й класс, а мы уже представляем, что ему Нобелевскую премию вручают… Однако чересчур натаскивать сына или дочь по учебе в период адаптации не стоит. Совсем перебор, когда в начальной школе нанимают репетиторов. Подрастающее поколение и так мало играет, а мы с юных лет спешим поставить их на рельсы: погнали, иначе будешь неуспешным в жизни.
Сегодня в школе довольно насыщенная учебная программа. Но, если вам очень хочется держать руку на пульсе, у нас есть Единый информационно-образовательный ресурс, который создали во времена ковида и дистанционного обучения.
Чтобы помочь ребенку разобраться с каким-нибудь материалом, выбираем класс, предмет, тему и смотрим 7-8-минутный ролик, записанный лучшими педагогами страны. Этого достаточно, чтобы усвоить школьные темы.
Бег с препятствиями
— Актуальна ли сегодня тема буллинга?
— В начальной школе его нет. Он может появиться к старшим классам, причем травля не всегда носит открытую форму. Поэтому полезно дружить с классным руководителем. Грамотный педагог всегда сможет повлиять на учеников и разобраться в ситуации. Важную роль играет семья: какие стратегии поведения подрастающая личность в ней видит, те и транслирует. Грустно слышать, когда в процессе разбирательства по поводу буллинга родители говорят: «Мы ходим на работу, а ребенка пусть школа воспитывает!» На самом деле учреждение образования способно лишь усовершенствовать ту базу, которую заложили дома.
— Как можно определить, что ученику нужна помощь?
— Если сын или дочь изо дня в день приходит как в воду опущенный, необходимо пообщаться с учителем. При этом не стоит заявлять с порога, что он не нашел подход к ребенку. Лучше спросите, как чадо ведет себя на уроках, что делает на переменах, с кем общается. Если и педагог заметил неладное, можно обратиться к школьному психологу. Чтобы мы начали заниматься с учеником индивидуально, родителям нужно написать заявление. Еще есть работа в группах. Каждая форма взаимодействия имеет свои преимущества. Групповые занятия хороши тем, что дети смотрят друг на друга и осваивают новые стратегии поведения, плюс индивидуальных в том, что школьник понимает: он важен, им интересуются. Большинство детей недополучают этого в семье.
Помните: если заметили синяки, следы побоев, однозначно надо вмешиваться. Если первый раз можно списать на «случайно упал», то после второго нужно прийти на беседу к классному руководителю. Если педагог не реагирует (хотя мне трудно представить такое в нашем учреждении образования), идем к завучу, директору.
Сколько бы ни было лет вашему ребенку, важно дарить ему время и внимание, делиться историями из своего школьного детства, рассказывать, как вы справлялись с трудностями. Тогда сын или дочь поверят, что всегда можно найти лучшее решение и поддержку у близких людей.
Фото Сергея Мицевича