1200 90

Поставить себя на место ребенка. Психолог рассказала, как помочь первокласснику привыкнуть к школе

С какими трудностями может столкнуться первоклассник и как свести их к минимуму, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» психолог средней школы № 199 Татьяна Забавская.

02 09 2024 obrazovanie gimnaziya 42 kochanova miczevich 15

Грамотный подход

Татьяна Томасовна, как помочь ребенку адаптироваться к школьному процессу и почему это важно?

Чтобы понять, что такое адаптация, вспомните первый день на новой работе: ничего не знаете, правил не понимаете, вокруг чужие люди. Подобное испытывает и первоклассник. Поэтому 1,5 месяца новоиспеченного школьника (у некоторых 3–6 месяцев) может штормить. В плане адаптации выигрывают многодетные и расширенные семьи с бабушками, двоюродными братьями и сестрами. Ребенок видит разные стратегии поведения, под одних учится подстраиваться, с другими — договариваться, третьих — понимать.

Чтобы облегчить процесс привыкания к школе, нет ничего лучше разговора по душам. Если ребенок пришел что-то рассказать, нужно не отвечать «потом, я занята», а послушать его. При этом надо смотреть ему в глаза, а не отворачиваться, продолжая свои дела. Поставьте себя на его место: хочется ли откровенничать, когда кто-то стоит к вам спиной?

Интересуйтесь делами сына или дочери. Не отметками ребенка, а тем, с кем он дружит, как проходит его день, что особенно понравилось и почему грустил.

— Какие еще приемы могут использовать взрослые, чтобы адаптация не сильно выбивала школьника из колеи?

— На собрании с родителями первоклассников я всегда рассказываю о личном примере. Мы хотим, чтобы ребенок без нытья проснулся, почистил зубы, оделся и вовремя вышел на занятия.

У него это получится, если он будет смотреть на вас, знающих, где висит одежда, лежат ваши ключи и телефон.

Второй пункт, на который я обратила бы внимание, — уважение к учителю. Если у педагога есть авторитет, первоклассник легко «берет» знания, так как доверяет наставнику. Поэтому, если хотите обсудить личностные качества классного руководителя, делать это нужно темной ночью, за закрытой дверью и шепотом. Не стоит внушать школьнику: учитель лишь ходит на работу, а ты — личность. Он, конечно, личность, но давайте воспитывать ее в уважении к другим.

И третье — собственных детей необходимо хвалить. Дома создаем ребенку территорию успеха: поставил свои туфли на полку — молодец, сложил аккуратно тетради — умница. Каждый день находим пять вещей, на которые можно обратить внимание в позитивном ключе.

Таким образом развиваем его уверенность в себе, поднимаем самооценку.

школьники

То есть наибольшую сложность в адаптации первоклашек вызывает контакт со сверстниками?

— И с учителем, который становится новым значимым в их жизни взрослым. Многие родители не знают этого, но в первом классе все малыши любят обнимать своего педагога. Если классный руководитель им понравился, наставник будет ходить обвешанный гроздьями детей. Такой контакт нужен ребятам для успокоения, и хорошо, когда учитель это позволяет.

Из своего 10-летнего опыта работы в школе знаю и вредные советы — то есть что надо делать, чтобы все испортить. Например, в какой-то момент родитель решает выяснить отношения с мамой и папой драчуна, который терроризирует «нашего Ванечку». При этом непременно нужно поругаться в родительском чате. Это сильно «улучшит» адаптацию! Вскоре даже тот, кто его не знал, «захочет» познакомиться, дав наказ своим детям: «К этому даже не подходи!» И не забудьте (даже если у Вани стычка с Петей была единожды) каждый день уточнять: «Ну что, сегодня Петя тебя не обижал?» Тогда сын четко выучит, что на уроки надо ходить исключительно для того, чтобы контролировать Петю и отчитываться маме о его поведении. Помните: фокус внимания там, где наши мысли.

Еще из вредных советов: неплохо бы каждый день напоминать Ване о том, какие у него замечательные родственники и что он не должен их подвести. Такая ответственность заставит его нервничать по-настоящему.

Учить — ум точить

— А учеба у детей не вызывает трудностей?

В 1-м и 2-м классах успеваемость не оценивают отметками. Поэтому на процесс адаптации учебная программа сильно не влияет. Конечно, родители очень переживают и по этому поводу. Нам хочется видеть свое чадо успешным: ребенок пошел в 1-й класс, а мы уже представляем, что ему Нобелевскую премию вручают… Однако чересчур натаскивать сына или дочь по учебе в период адаптации не стоит. Совсем перебор, когда в начальной школе нанимают репетиторов. Подрастающее поколение и так мало играет, а мы с юных лет спешим поставить их на рельсы: погнали, иначе будешь неуспешным в жизни.

Сегодня в школе довольно насыщенная учебная программа. Но, если вам очень хочется держать руку на пульсе, у нас есть Единый информационно-образовательный ресурс, который создали во времена ковида и дистанционного обучения.

Чтобы помочь ребенку разобраться с каким-нибудь материалом, выбираем класс, предмет, тему и смотрим 7-8-минутный ролик, записанный лучшими педагогами страны. Этого достаточно, чтобы усвоить школьные темы.

02 09 2024 obrazovanie gimnaziya 42 kochanova miczevich 14

Бег с препятствиями

— Актуальна ли сегодня тема буллинга?

В начальной школе его нет. Он может появиться к старшим классам, причем травля не всегда носит открытую форму. Поэтому полезно дружить с классным руководителем. Грамотный педагог всегда сможет повлиять на учеников и разобраться в ситуации. Важную роль играет семья: какие стратегии поведения подрастающая личность в ней видит, те и транслирует. Грустно слышать, когда в процессе разбирательства по поводу буллинга родители говорят: «Мы ходим на работу, а ребенка пусть школа воспитывает!» На самом деле учреждение образования способно лишь усовершенствовать ту базу, которую заложили дома.

— Как можно определить, что ученику нужна помощь?

— Если сын или дочь изо дня в день приходит как в воду опущенный, необходимо пообщаться с учителем. При этом не стоит заявлять с порога, что он не нашел подход к ребенку. Лучше спросите, как чадо ведет себя на уроках, что делает на переменах, с кем общается. Если и педагог заметил неладное, можно обратиться к школьному психологу. Чтобы мы начали заниматься с учеником индивидуально, родителям нужно написать заявление. Еще есть работа в группах. Каждая форма взаимодействия имеет свои преимущества. Групповые занятия хороши тем, что дети смотрят друг на друга и осваивают новые стратегии поведения, плюс индивидуальных в том, что школьник понимает: он важен, им интересуются. Большинство детей недополучают этого в семье.

Помните: если заметили синяки, следы побоев, однозначно надо вмешиваться. Если первый раз можно списать на «случайно упал», то после второго нужно прийти на беседу к классному руководителю. Если педагог не реагирует (хотя мне трудно представить такое в нашем учреждении образования), идем к завучу, директору.

Сколько бы ни было лет вашему ребенку, важно дарить ему время и внимание, делиться историями из своего школьного детства, рассказывать, как вы справлялись с трудностями. Тогда сын или дочь поверят, что всегда можно найти лучшее решение и поддержку у близких людей.

Фото Сергея Мицевича

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Премии 200 лучшим учащимся присуждены в Минске

Премии Минского городского Совета депутатов присуждены 200 лучшим учащимся столицы. Соответствующее решение принято на седьмой внеочередной сессии Мингорсовета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssh182

Фото носит иллюстративный характер

Как пояснила председатель комитета по образованию Мингорисполкома Марина Ильина, ежегодно такими премиями награждают наиболее способных и одаренных ребят — победителей республиканских и (или) международных олимпиад, конкурсов, конференций, турниров и других образовательных мероприятий, спортивных соревнований, а также учащихся, имеющих творческие достижения в различных областях искусства. Кандидатуры выдвигают районные управления по образованию на основании ходатайств педагогических коллективов учебных заведений.

В этом году специальная комиссия комитета по образованию после изучения предоставленных документов рекомендовала к награждению 200 лучших претендентов. Из них высоких результатов в интеллектуальной деятельности достиг 101 учащийся, в исследовательской и творческой деятельности — 79, спортивной деятельности — 17, общественной работе и социально значимой деятельности — 3.

Справочно

В соответствии с решением Минского городского Совета депутатов, принятым ранее, ежегодно такими премиями награждали сотню наиболее способных и одаренных ребят. Однако после того, как несколько лет назад был проведен анализ достижений столичных учащихся за последних три учебных года, на 45-й очередной сессии Мингорсовета 28-го созыва было принято решение увеличить количество возможных премий до 200.

Беларусь и Мурманская область расширят и укрепят сотрудничество

План по развитию торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества на 2025–2027 гг., а также ряд других важных документов подписан на заседании рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Мурманской области. Оно прошло 22 ноября в Мингорисполкоме, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 18 11 45 kopiya

Первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич отметила, что стороны встречаются уже в седьмой раз, и подобный формат — эффективный инструмент взаимодействия, расширения сотрудничества и оперативного решения рабочих вопросов: 

— Сегодня у нас была отличная площадка для диалога. Ряд наших предприятий занимается успешной поставкой товаров в Мурманскую область, прежде всего БЕЛАЗ, который открыл совсем недавно в Апатитах сервисный центр. Отмечу также «Белкоммунмаш», МАЗ, Минский тракторный завод, «Могилёвлифтмаш». Все они успешно экспортируют продукцию, но считаю, что объем может быть увеличен. Хотим также расширить список предприятий, для этого посетили сегодня «Великий камень». Завтра посетим и другие предприятия столицы — например «Мотовело». А в «Першым нацыянальным гандлёвым доме» наши гости увидят воочию десятки белорусских брендов. 

photo 2024 11 22 18 11 43 kopiya

Впрочем, по словам Н. Лазаревич, сотрудничество между регионами развивается не только в торговой сфере. Например, белорусские хирурги уже передают свой опыт в мурманских больницах. Что касается туризма, то появление прямых рейсов «Белавиа» поможет увеличить поток с двух сторон. Для этого городские власти предпринимают все шаги — проводят выставки, фестивали, концерты.

В свою очередь, заместитель губернатора Мурманской области — министр развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова подчеркнула, что рада активному сотрудничеству сторон в разных сферах и готова к поиску новых точек для успешной совместной работы. 

22 11 2024 mgik podpisanie dokumentov s murmanskom malinovskaya23 kopiya

— Отмечу, что в нашем регионе есть высокий спрос на белорусскую продукцию. Мы, в свою очередь, поставляем в братскую республику рыбу и морепродукты, а также компоненты для химических предприятий. Сегодня была задана высокая планка — увеличить объем сотрудничества в пять раз. Тем не менее, думаю, что это вполне реально, — отметила С. Панфилова.

Отметим важнейшие направления. Прежде всего, поставки белорусской техники в северный российский регион. Кстати, недавно в Апатитах открылся центр БЕЛАЗ. Безусловно, объемы поставок будут расти.

Не менее важно сотрудничество в сфере строительства и благоустройства. Речь идет об использовании новых технологий и направлений, о повышении энергетической эффективности объектов капитального строительства, малоэтажках, которые популярны в российском регионе. И, конечно же, закупке россиянами лифтов могилевского производителя.

22 11 2024 mgik podpisanie dokumentov s murmanskom malinovskaya30 kopiya

22 11 2024 mgik podpisanie dokumentov s murmanskom malinovskaya31 kopiya

Касаясь агропромышленной сферы, стороны затронули инвестиционный проект по созданию завода по производству кормов для выращивания аквакультуры. Рыбная продукция из Мурманской области, в свою очередь, пользуется немалым спросом в Беларуси. 

Нельзя не отметить и сотрудничество в областях здравоохранения, образования и науки. В частности, Мурманский арктический университет (МАУ) и Кольский научный центр (КНЦ РАН) продолжат активно взаимодействовать с вузами и научными организациями Беларуси. 

По итогам встречи были подписаны важные двусторонние документы.

photo 2024 11 22 18 11 47 kopiya

photo 2024 11 22 18 11 44 2 kopiya

Среди них план по развитию торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества на 2025–2027 гг. Важную роль заняло соглашение о сотрудничестве Национального агентства инвестиций и приватизации Минэкономики Беларуси и Корпорации развития Мурманской области. Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве между информационно-туристским центром «Минск» и Туристским информационным центром Мурманской области, что значительно расширит и укрепит туристические связи между регионами.

Фото Ирины Малиновской