«Повесили» саму Шендрикову». Как снимали фильм «Король Лир»
В сцене с повешением героини Валентины Шендриковой пришлось участвовать самой актрисе. Важно, чтобы в кадре было ее лицо, поэтому муляж и дублерши не подошли. Как снимали фильм «Король Лир» режиссера Григория Козинцева — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
На склоне лет король Лир решает уйти на покой и разделить свои владения между тремя дочерьми при условии, что те с помощью слов докажут любовь к нему. Младшая, Корделия, считает, что ее любовь не требует доказательств. В гневе отец ее прогоняет. Старшие — Гонерилья и Регана — расчетливо льстят ему и делят между собой наследство. Борьба за королевство порождает цепочку интриг и убийств. Сам же Лир и его верный шут оказываются в степи среди нищих.
Живой классик
К 1970-му режиссер Г. Козинцев стал общепризнанным киноклассиком, который снимал советские фильмы почти 50 лет. В свои 19, в 1924 году, в Ленинграде без специального образования вместе с Леонидом Траубергом он создал свою первую немую короткометражную ленту «Похождения Октябрины». Позже его картины выходили почти ежегодно. Самая знаменитая из немых — «Шинель», снятая по одноименному произведению Гоголя. С появлением звука в кино Козинцев продолжал трудиться на «Ленфильме», не сбавлял оборотов. Известнейшие из его довоенных лент — «Юность Максима» (1934) и «Возвращение Максима» (1937).
Во время войны трудился над боевыми киносборниками. После Победы, в период засилья трофейных картин в прокате, работал над биографическими фильмами о докторе Пирогове, литературоведе Белинском. Когда умер Сталин, он смог воплотить мечты, обратившись к мировой классике. В 1957 году вышел его «Дон Кихот» с Николаем Черкасовым в главной роли. В 1964-м — «Гамлет», где основного героя сыграл Иннокентий Смоктуновский.
Мысли о произведениях Шекспира не покидали Григория. Вот что режиссер писал о своей задумке экранизации трагедии «Король Лир»: «В фильме нужно показать, обобщенную картину цивилизации, идущей к гибели. Исследуется проблема власти в обществе, основанном на несправедливости и неравенстве. Через весь фильм лейтмотивом пройдет «марш нищих», «марш горя», к которому один за другим присоединятся власть имущие герои трагедии. Они ошибались, думая, что находятся «над» этим миром».
На ленинградской студии безоговорочно принимали все заявки мастера на постановки. Единственный спор возник на почве того, что Козинцев хотел снимать черно-белую ленту. В связи с большими затратами на декорации начальство настаивало на цветной пленке, чтобы запечатлеть роскошь. Отстоять черно-белый вариант классику помог второй режиссер картины, занимавшийся организацией художественно-производственной части процесса, уроженец Минска Иосиф Шапиро.
Прощал пьянство
Самым сложным для Козинцева стали поиски исполнителя роли короля Лира. Пробы прошли десятки артистов. Один перестарался с безумием героя, другой — с чрезмерной яростью. По мнению Григория Михайловича, никто не был похож на этого персонажа. Однажды классик увидел фотографию эстонского актера Юри Ярвета, которому предложили сыграть нищего. Его вызвали в Ленинград. В съемочном павильоне артиста усадили на черном фоне возле горящей свечи и попросили думать о смерти. Этого оказалось достаточно, чтобы утвердить Ярвета на главную роль, несмотря на плохое знание русского языка. На съемочной площадке с ним находился переводчик. На финальном этапе актера озвучил еще один наш земляк — Зиновий Гердт.
Другой проблемой стал поиск артиста на роль шута, который не смешит окружающих, а пытается донести до короля правду. Сначала выбрали… Алису Фрейндлих. Она отлично справилась с задачей на пробах. Однако к моменту начала съемок актриса ждала ребенка.
Как-то Козинцев посмотрел по телевизору картину «Старая, старая сказка» (1968), в котором Олег Даль исполнил главную роль. Как режиссер разглядел на экране в актере потенциально надломленного шута, неизвестно. Он не проводил с ним даже фотопробы, а просто пригласил артиста, побеседовал с ним и утвердил. Григорий Михайлович много писал в своих записках о Дале, его нервно-чувствительном мире души, хрупкости и духовной стойкости, непреклонности и при этом ранимости. Прощал ему все. Например, когда Олег Иванович, поддавшись слабости, сорвал съемочный день с тысячной массовкой, постановщик взял вину на себя, тихо, пророчески повторяя: «Он не жилец…».
Большинство персонажей сыграли прибалтийские артисты (Регимантас Адомайтис, Донатас Банионис и др.), так как в кадре требовались европейские лица. Одним из исключений стала Галина Волчек. Она исполнила роль Реганы. На вопрос о выборе Козинцев ответил: «Мне тут не лицо нужно, а человек, который может выгнать из дома своего отца».
Шлак разъедал обувь
В поисках съемочных объектов группа объехала всю страну. Некоторые эпизоды фильма снимали в Паланге, Новосибирске. Но основным местом стала Ивангородская крепость в Ленинградской области. Вокруг нее выстроили множество декораций, дополнительных башен и зданий. Рядом проходила на тот момент условная граница РСФСР и Эстонии. Недалеко, на территории Эстонии, виднелись трубы Нарвской ГРЭС, работавшей на сланцевом топливе. Забавно, что степь, по которой странствует Лир, искали в Дагестане, Северной Осетии, Крыму, Грузии. А потом случайно поднялись на возвышенность рядом со съемочной площадкой и увидели бескрайнее пустынное пространство вокруг прибалтийской ГРЭС. Оказалось, отходы станции — зола и шлак — скапливались и образовывали такие плоскости. Верхний слой высыхал и превращался в чешуйчатую кору. Такое болезненное пространство завораживало на фоне зловещего пасмурного неба. Однако всем пришлось тяжело. Химическая пыль летела актерам в глаза и разъедала обувь.
В некоторых сценах шли на ухищрения. По сюжету Корделию — единственную, кто не предал отца, — злоумышленники вешают на одном из сводов замка. Ее роль исполнила Валентина Шендрикова. Причем у Шекспира факт повешения упоминается, но не описывается.
Режиссер же решил его продемонстрировать. Сначала пробовали на манекене. Что происходило дальше, вспоминал постановщик: «Муляж не подошел: заметен. На следующий день по крепости бегали четыре «Корделии» в серых рваных платьях, с белокурыми волосами, как у Вали Шендриковой. Это эстонские спортсменки-парашютистки. С помощью страховочных поясов бедные девушки должны были раскачиваться в петле. Подмена не получилась. Необходимо, чтобы было видно лицо героини. После всех мытарств «повесили» саму Шендрикову».
После премьеры 8 февраля 1971-го лента получила призы на кинофестивалях в Чикаго, Милане, Тегеране. Козинцев сразу приступил к подготовке экранизации последней пьесы Шекспира «Буря», но снять ее не успел. Он скончался 11 мая 1973 года в возрасте 68 лет.
Еще материалы рубрики:
«Ко мне, Мухтар!». Почему во время съемок этого фильма пес едва не загрыз Льва Дурова
«Объяснение в любви». Как неприличная правда о семейной эпопее стала фильмом
Театральная дива наотрез отказалась сниматься. Как подбирали актеров на главные роли картины «Идиот»
Концовку пришлось переделать из-за недовольства Хрущева. Как снимали фильм «Друг мой, Колька!..»
Конфликты с Гурченко и кордебалет на траве. Как снимался фильм «Небесные ласточки»