1200 90

Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 12 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1934 год. Опера Александра Бородина «Князь Игорь» впервые поставлена в Минске

knyaz igor

Дирижером-постановщиком выступил Илья Гитгарц. Одессит, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки, он в 1930 г. переехал в Минск, чтобы стать худруком и главным дирижером Белорусской студии оперы и балета. В 1933-м на базе студии открылся Белорусский театр оперы и балета, первым директором и главным дирижером которого Гитгарц работал до 1936 г. Опера «Князь Игорь» была одной из первых оперных постановок Ильи Александровича в Минске. Собственно, своего здания у оперного театра до 1939 г. не было, и его спектакли, в том числе «Князь Игорь», шли на сцене БДТ-1 (ныне театра им. Янки Купалы).

Минская премьера «Князя Игоря» была приурочена ко дню рождения композитора (12 ноября), которого к этому времени уже не было в живых (Бородин умер в 1887-м). С тех пор «Князь Игорь» с перерывами идет на сцене Белорусского театра оперы и балета по сей день.

Источником для сюжета самого знаменитого произведения Бородина послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Опера-эпопея, создаваемая (но так и не законченная) композитором на протяжении 18 лет и завершенная его коллегами и почитателями Александром Глазуновым и Николаем Римским-Корсаковым, остается одной из драгоценных жемчужин классического оперного репертуара. Ее знаменитые арии, хоры и хореографическая картина «Половецкие пляски» известны и любимы во всем мире.

1954 год. В Москве в рабочей семье родился прозаик, публицист, драматург и поэт Юрий Поляков

99323 32500.jpg.crop display

Во всех источниках датой его рождения считается 12 ноября, но на самом деле он родился 13-го. Мама из-за суеверий попросила изменить «несчастливое» число в документах при регистрации ребенка. Поляков допускает, что этот факт и повлиял на его судьбу. Но на выбор профессионального пути повлияла школьная учительница по русскому языку.

Первые же прозаические произведения Полякова, «ЧП районного масштаба» и «100 дней до приказа», стали бестселлерами. Культовым был и роман-эпиграмма «Козленок в молоке», выдержавший 13 изданий. Ряд произведений писателя экранизирован и поставлен на театральной сцене.

С 2001 по 2017 г. Поляков возглавлял «Литературную газету», став ее тридцать первым главным редактором (первым был барон Дельвиг). В 2004 г. по инициативе Полякова на логотип «Литературки» был возвращен профиль Максима Горького, возобновившего издание в 1929 г. За пять лет под началом Полякова газета увеличила свой тираж в три раза, чем не может похвастаться ни одно современное российское культурологическое издание.

1954 год. В Донецке родился кинорежиссер, сценарист и продюсер Юрий Кара

md

Родители мальчика не имели отношения к искусству — отец был технарем, кандидатом физико-математических наук, а мама работала учительницей в школе.

Юра с детства тянулся к прекрасному, еще школьником с удовольствием прочел роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, а в 14 лет впервые оказался в театре, навсегда влюбившись в этот удивительный мир творчества. Но в юности он считал, что иного пути, помимо родительского, у него не будет.

В 1972 г. Юрий поступил на физико-химический факультет Московского института стали и сплавов. Через шесть лет дипломированный специалист вернулся в родной город и стал работать инженером-радиофизиком.

Однако осознав, что избранная профессиональная стезя все же не его, Кара вновь направил стопы в Первопрестольную и в 1982-м поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На 3-м курсе вместе с однокурсником Юрием Морозом, будущим постановщиком сериалов «Каменская» и «Женщины в борьбе без правил», Кара вступил в КПСС как раз в то время, когда многие из нее уже выходили.

Мировой успех к режиссеру пришел с первой же, дипломной работой — экранизацией повести Бориса Васильева «Завтра была война». Картина была куплена в 48 стран и получила множество международных призов.

Год спустя, в 1988-м, Кара снял «Воры в законе» — один из самых кассовых фильмов за всю историю советского кино — более 120 млн зрителей. Сам режиссер рассказывает о съемках этого фильма так: «Мне предложили сценарий, в котором наши шинкуют душманов как капусту. Я поехал в Афганистан, увидел все ужасы, которые там происходили, и сказал: «Давайте снимем честный фильм». Но мне ответили: «Нет, парень, честного нам не надо. Лучше тогда что-нибудь другое сними». И я снял картину по рассказам Фазиля Искандера «Воры в законе» — о рождении мафии в СССР. Никто тогда не верил, что такое возможно. Я тоже думал, что рассказ «Чегемская Кармен» — это нереальная история. Приехал в Сухуми, чтобы выбрать подходящую натуру и найти актеров, и вдруг узнал, что все герои рассказов Искандера — реальные люди и до сих пор живы, за исключением девушки, которую действительно застрелил отец за непотребное поведение».

В 1989 г. Кара снял «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». Этот фильм в 1990 г. режиссер возил в США, показывал там, в том числе и в американском конгрессе.

В дальнейшем фильмографию Кары пополнили фильмы «Я — кукла», «Интересные мужчины», «Звезды эпохи», «Королёв», «Гамлет. XXI век», «Главный» и др.

Практически каждый фильм этого режиссера становился событием для кинематографа. Его картины отличаются новаторством и зрелищностью сцен, но не у всех судьба складывалась удачно. Так, «Мастера и Маргариту» — первую экранизацию знаменитого романа Михаила Булгакова — зрители увидели только через 17 лет. А среди проектов, которые Ю. Каре по разным причинам так и не удалось реализовать, — «Остров Крым» по Василию Аксёнову, «Пикник на обочине» по повести Аркадия и Бориса Стругацких, а также экранизация романа «Идиот» Фёдора Достоевского.

1959 год. В Москве открывается I съезд Союза журналистов СССР

1646750784811724 mhaitm0t

Фото ТАСС

Предвестниками будущих журналистских корпораций в России были объединения пишущих людей вокруг журналов «Современник», «Московитянин», «Русский вестник» и других изданий первой половины XIX века. А к началу Первой мировой войны в Общество деятелей периодической печати, объявившее своим приоритетом защиту профессиональных интересов журналистов, входило уже около 250 работников печати, включая Короленко, Бунина, Боборыкина и другие известных писателей и публицистов. Но после победы Октября все, разумеется, решено было строить с чистого листа, и в ноябре 1918 г. в Москве состоялся первый Всероссийский съезд советских журналистов. Однако эта попытка создания журналистских объединений, как и несколько следующих, периодически предпринимавшихся в стране победившего социализма, заканчивалась их закрытием по инициативе властей в связи с «аполитичностью и оппортунизмом».

В 1945 г. страны антигитлеровской коалиции договорились о создании международной журналистской организации, призванной помочь журналистам разных государств в исполнении ими ответственной роли в строительстве послевоенного мира. И в 1946-м при участии СССР в Копенгагене открылся I конгресс Международной организации журналистов (МОЖ). Однако идеологическое противостояние вскоре разделило бывших союзников на два лагеря. Разрыв произошел в 1952 г., когда США и Западная Европа образовали свою корпорацию — Международную федерацию журналистов. Представители СССР и его сторонники остались в МОЖ, которая превратилась в важный инструмент для борьбы с противником в холодной войне. Но для полного и эффективного использования МОЖ в политических целях не хватало самой «малости»: в СССР не было журналистского союза.

В 1956 г. Президиум ЦК КПСС принял решение о создании в стране нового общественного объединения — Союза журналистов СССР. Главным инициатором его образования выступал журналист Алексей Аджубей, а секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов всячески этому противился. Главному идеологу Кремля хватало хлопот с писателями. По мнению Суслова, образование еще одного творческого союза привело бы к излишним вольностям, которых в годы хрущевской оттепели и так хватало.

Но, видимо, решение принял сам Хрущёв. Не зря ходила поговорка «Не имей сто друзей, а женись, как Аджубей». С 1949 г. Аджубей стал зятем Хрущёва, женившись на его дочери Раде. А когда Никита Сергеевич взял в руки всю полноту власти, Аджубей в 1957 г. дослужился до должности главного редактора «Комсомольской правды», а в мае 1959-го возглавил «Известия».

Первый съезд Союза писателей СССР открылся со всей помпой — в Колонном зале Дома Союзов в Москве. С речью выступил сам Хрущёв, который назвал журналистов «подручными партии». «Почему подручные? — спросил Хрущёв и сам же ответил: — Потому что вы действительно всегда у партии под рукой. Как только какое-нибудь решение надо разъяснить и осуществить, мы обращаемся к вам, и вы, как самый верный приводной ремень, берете решение партии и несете его в самую гущу нашего народа…». В этом месте, согласно стенограмме, зал взорвался продолжительными аплодисментами.

Первый журналистский съезд проходил по той же схеме, что и другие подобные форумы — президиум, регламент, речи, резолюция, выборы правления… И все-таки, по словам его участников, было в нем какое-то более живое начало. Например, с первого же дня работы в фойе появилась юмористическая стенгазета под названием «Из зала — сюда». А в выступлениях люди старались говорить не очень казенно. Самой веселой оказалась речь будущего председателя союза Аджубея. Под громкий хохот зала он цитировал на съезде заголовки и фразы из советских газет.

1989 год. В Мадриде на 94-м году жизни умирает от пневмонии лидер испанских коммунистов Долорес Ибаррури, известная также как Пассионария

image 29 1.jpg

Ей приписывают авторство бессмертного девиза «Но пасаран!» и фразы «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», хотя дотошные историки утверждают их более раннее происхождение. Как бы то ни было, в массы эту фразу и девиз запустила именно Ибаррури, когда в своей речи 18 июля 1936 г. в ответ на приближение к Мадриду войск франкистов воскликнула «No pasarán» («Они не пройдут»), и когда 3 сентября 1936 г. на выступлении в Париже сказала: «Если позволить фашистам продолжать преступления, которые они совершают в Испании, агрессивный фашизм обрушится и на другие народы Европы. Нам нужна помощь, нужны самолеты и пушки для нашей борьбы… Испанский народ предпочитает умереть стоя, нежели жить на коленях».

Долорес происходила из нищей шахтерской семьи, жившей в суровой Стране Басков. Она рано вышла замуж — также за шахтера. В этом браке родила шестерых детей: пятерых девочек и одного мальчика. Четыре дочери скончались еще в младенчестве из-за плохого медицинского обслуживания и недостаточного питания. Будущая Пассионария навсегда запомнила те дни, когда она вынуждена была одалживать деньги на гробики для умерших дочек. В те черные дни в ней и загорелась жажда социальной справедливости, которую нищим шахтерам обещали коммунисты. И всю свою долгую и непростую жизнь неистовая испанка потратила на то, чтобы раздуть коммунистический пожар во всем мире.

Ибаррури была активной участницей республиканского движения в годы Гражданской войны в Испании (1936–1939) и одной из основательниц Международной демократической федерации женщин, а затем — активным деятелем эмигрантской оппозиции диктатуре Франко. С 1942 г. Ибаррури занимала должность генерального секретаря, а с 1960-го до конца жизни — председателя Коммунистической партии Испании.

Во время Второй мировой войны Ибаррури боролась за объединение испанцев в едином национальном фронте, чтобы помешать диктатору Франко втянуть испанский народ в войну на стороне фашистской Германии. Участвовала в международном антифашистском движении.

Сын Ибаррури — 22-летний Рубен сложил голову, сражаясь в рядах Красной армии. Он был комиссован после тяжелого ранения, но добровольцем, уже с парализованной рукой, вернулся в строй, чтобы, командуя пулеметной ротой, геройски погибнуть, защищая Сталинград. Посмертно он был награжден вторым орденом Красного Знамени. В 1956-м ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Читайте также:

minsk novosti 910 110

Смотрите также:

Что такое ЗОЖ для ребенка и другие важные советы врача-педиатраЧто такое ЗОЖ для ребенка и другие важные советы врача-педиатра
Вечерний Минск: схемы мошенников и новогоднее настроение. Актуальные темы с 4 по 10 ноябряВечерний Минск: схемы мошенников и новогоднее настроение. Актуальные темы с 4 по 10 ноября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Олег Корзун: порядок во дворах нужно поддерживать круглогодично

Порядок во дворах жилых домов нужно поддерживать круглогодично, заявил заместитель председателя Мингорисполкома Олег Корзун на заседании рабочей группы по вопросам содержания и благоустройства города. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

licza natalya narkevich lukashov 02 kopiya

Как сообщил участникам заседания заместитель главврача Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Григорий Гетюк, за прошедшую неделю санитарные врачи проверили более двух тысяч городских территорий и выявили там 230 нарушений — примерно столько же, сколько и во время предыдущих объездов. Проблемы есть и в гаражных кооперативах, на объектах торговли и строительства, пунктах приема вторсырья. Несколько улучшилась ситуация во дворах жилых домов, но назвать ее идеальной пока нельзя.

— Я смотрю на фотографии, сделанные в некоторых районах города, и вижу неубранную листву, — заметил О. Корзун.  Осенью надо максимально ее убрать, не оставляя это дело на весну, чтобы опавшие листья не засоряли ливневые колодцы и не создавали тем самым дополнительные проблемы. Что касается дворовых территорий, то убирать их надо круглогодично — с жалобами на неубранные дворы люди обращаются постоянно.

Как отметил Г. Гетюк, по итогам последней проверки были составлены 25 протоколов и выданы 72 рекомендации. В 14 случаях за повторные нарушения в отношении субъектов хозяйствования начаты административные процессы.

Мингорсвет оформит 27 елей в разных районах Минска к новогодним праздникам

В ходе выполнения работ по новогоднему оформлению города «Мингорсвет» выполнит световое оформление 27 елей, сообщил директор предприятия Славомир Гриневич на заседании рабочей группы по вопросам содержания и благоустройства города, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

prazdniki torgovlya yarmarka stolyarov 30 kopiya

— Кроме этого, в Минске появятся около 100 новых световых конструкций в дополнение к уже имеющимся, — добавил руководитель предприятия.

— Люди ждут праздника, поэтому вам есть к чему стремиться, — отметил заместитель председателя Мингорисполкома Олег Корзун.  И участвовать в новогоднем оформлении города должны все субъекты хозяйствования — эта работа делается для людей, для тех, кто живет и работает в столице.

Также С. Гриневич сообщил, что в городе продолжается планомерная работа по архитектурной подсветке зданий и иных сооружений, и сегодня в Минске такое оформление выполнено на 600 фасадах, 33 путепроводах, 47 архитектурно-скульптурных комплексах и восьми въездных знаках. Общее количество светоточек архитектурного освещения составляет около 71,5 тыс. штук.