Приговор «Бухенвальдской ведьме» и катастрофа АН-24 в Минске. Этот день в истории: 15 января
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 15 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1478 год. Падение Новгородской республики, просуществовавшей более трех веков
По мере усиления Москвы и «собирания» ею русских земель становился все более ощутимым ее нажим на Новгородскую республику в целях присоединения территории к Великому княжеству Московскому. В Новгороде сложились две партии: за Москву — в основном простонародье, и за Литву — бояре. Великий князь московский Иван III неоднократно увещевал новгородцев: «Не отступай, моя отчина, от православия; изгоните, новгородцы, из сердца худую мысль, не приставайте к латинству, исправьтесь и бейте мне челом; я буду вас жаловать и держать по старине». Но те не прислушались и заключили договор о переходе Новгорода под покровительство польско-литовского государя Казимира. В Москве сочли это не только изменой великому князю, но и вере православной, всему русскому народу и выступили в поход против отступников.
В 1471 г. в битве на реке Шелони новгородцы были наголову разбиты войсками Ивана III, а в 1478-м Новгород вынужден был сдаться на его милость уже без всякого сопротивления. 15 января всех жителей Новгорода привели к присяге на полное повиновение великому московскому князю, а символ независимости Новгородской республики — вечевой колокол, созывавший людей на собрания, — сняли и отправили в Москву. История республиканской модели средневековой русской государственности подходила к концу и полностью прекратила свое существование в 1510 г., когда Москвой была ликвидирована вторая крупная русская средневековая республика — Псков.
1797 год. Первая демонстрация нового головного убора, получившего название «цилиндр», закончилась скандалом
В этот день лондонский галантерейщик и шляпных дел мастер Джон Хетерингтон появился на оживленной улице Лондона в чудном головном уборе собственного изготовления. Его экстравагантный вид не только удивил и возмутил прохожих, но и вызвал общественные беспорядки. Хетерингтон был задержан правоохранителями и привлечен к суду, который приговорил шляпника к солидному штрафу.
Как следует из материалов суда, своим появлением на публике в головном уборе, который сам обвиняемый именовал цилиндром, он произвел столь шокирующий эффект, что «одна женщина упала в обморок, дети кричали, собаки тявкали, а младший сын башмачника Томас, зажатый суетливой толпой, сломал правую руку».
Головной убор, считающийся в наши дни старомодным символом респектабельности и консерватизма, когда-то воспринимался как недопустимый по отношению к добропорядочной публике. Дело в том, что высокую шляпу с узкими полями (прообраз классического цилиндра) еще в XVII столетии начали носить английские пуритане, а сто лет спустя она стала символом борьбы за независимость североамериканских колоний Британской империи.
Популярность цилиндры обрели только в 1820-е годы. Поначалу мужчины надевали их лишь на торжества и деловые встречи, но очень скоро они стали повседневным атрибутом костюма средних классов в Европе и Америке. В те годы данные головные уборы изготовлялись разных фасонов с вариациями цвета, материала и формы. Например, высокий цилиндр, который всегда носил президент США Авраам Линкольн, позволял ему помещать внутрь письма, финансовые бумаги, законопроекты и заметки.
В конце XIX века цилиндры стали выходить из моды, их постепенно вытеснили котелки, более удобные для городской жизни и массового производства. В 1920–1930-е годы цилиндр надевали исключительно в торжественных случаях (званые вечера, общественные церемонии, ритуальные мероприятия, свадьбы). Вместе с тем дипломатический этикет регламентировал ношение цилиндра вплоть до 1970-х годов.
1846 год. Завершена первая публикация романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо»
Публикация одного из самых знаменитых романов писателя в парижской газете Journal des De’bats («Газета дискуссий») была начата 28 августа 1844 г. и продолжалась в 136 номерах. Все это время великий беллетрист держал публику в неослабном напряжении: читатели, следившие за приключениями несчастного графа и горевшие желанием поскорее узнать его дальнейшую судьбу, засыпали редакцию письмами. Между тем первые книжки отдельного издания появились у букинистов уже в 1845 году. Все сочинение заняло 18 томов («оптом» — по 135 франков). Триумф романа превзошел успех всех других произведений автора. По нему охотно ставили спектакли в театрах. Доходы писателя достигли баснословных размеров, и про него стали говорить: «Богат, как Монте-Кристо».
На вырученные от романа деньги Дюма выстроил под Парижем роскошный и вычурный замок Монте-Кристо и сам начал вести расточительную жизнь, достойную своего героя. Дюма очень быстро растранжирил свое богатство. Уже на следующий год его замок был продан с молотка за долги и достался какому-то состоятельному зубному врачу. Сейчас в нем музей писателя.
1951 год. Судом присяжных Аугсбурга (ФРГ) жена коменданта концлагеря Бухенвальд Ильза Кох приговорена к пожизненному заключению
Из человеческой кожи фрау Кох шила себе перчатки, сумочки и белье. Особо ценилась кожа с татуировками. Трупы убитых по ее приказу заключенных доставляли в патологоанатомическую лабораторию, где их обрабатывали специальным спиртовым раствором: кожу сдирали, смазывали растительным маслом и высушивали.
Многие узники лагеря, пытаясь спасти себе жизнь, сами вытравливали свои татуировки и разными способами уродовали кожу, чтобы не привлекать внимания фрау Кох.
Проведя за решеткой 17 лет, «Бухенвальдская ведьма» в возрасте 60 лет покончила с собой, повесившись в тюремной камере на простыне.
Образ Кох послужил прототипом для героини фильмов производства США и Канады «Ильза, волчица СС» (1975), «Ильза — хранительница гарема нефтяного шейха» (1976), «Ильза — свирепая тюремщица» (1977), «Ильза, тигрица из Сибири» (1977).
1979 год. Катастрофа АН-24 в Минске
Самолет авиакомпании «Аэрофлот» упал в окрестностях белорусской столицы, в районе пересечения нынешних ул. Тимошенко и Одинцова.
Экипаж 327-го летного отряда Украинского управления гражданской авиации «Аэрофлота» выполнял рейс по маршруту Таллин — Днепропетровск с промежуточной посадкой в Минске. На борту находились 14 человек, включая пятерых членов экипажа. Самолет вылетел из Таллинского аэропорта в 11:14 и занял крейсерскую высоту 4 500 м. Согласно полученному перед вылетом прогнозу погоды, в Минске ожидалась сплошная облачность с нижней границей 100 м и верхней 1 000 м, слабый снег, небольшая дымка, видимость — 2 000 м, небольшая болтанка, в облаках обледенение, ветер юго-восточный 12 м/с.
В 13:03 командир, выйдя на связь с диспетчером, доложил: «Вошел в глиссаду, шасси выпустил, к посадке готов». Диспетчер разрешил посадку. В 13:04 после запроса экипажа диспетчер передал их местонахождение: удаление 7 км, левее 50 м, ниже глиссады 40 м. Однако экипаж получение информации не подтвердил, а на запросы уже не отвечал. Около 13:05 самолет со скоростью 130 км/ч и с вертикальной скоростью снижения 15 м/с с небольшим углом тангажа (килевая качка) упал между деревень Малое Медвежино и Барановщина на заснеженный глиняный карьер глубиной 15 м. Воздушное судно проскользило по земле еще 14 м, после чего остановилось, развалившись на части. Разброс обломков составил 30 м, но пожара при этом не возникло.
Прибывшие аварийные службы обнаружили среди мертвых тел трех пассажиров с признаками жизни. Двое из них — мужчина и женщина — находились в критическом состоянии и позже скончались в больнице. Единственной выжившей была трехлетняя Вика. Девочка родилась в рубашке — не иначе. От удара ее выбросило в сугроб, и она лежала там без единой царапины и даже не плакала.
Всего погибли 13 человек: пять членов экипажа и восемь пассажиров. Расследованием причин катастрофы занялось министерство гражданской авиации СССР. При изучении обломков на передних кромках крыла стабилизатора и киля следователи обнаружили лед шириной от 20 до 40 мм и толщиной до 2 мм. Согласно заключению комиссии, экипаж при заходе на посадку раньше времени, еще находясь в облаках, выключил противообледенительную систему. В результате крыло и хвостовое оперение начали покрываться льдом, что ухудшило продольную устойчивость самолета. В 7 км от взлетно-посадочной полосы, когда самолет летел со скоростью 220 км/ч, на высоте 300 м и с выпущенными в посадочное положение закрылками экипаж после получения информации от диспетчера о боковом уклонении и следовании ниже глиссады увеличил режим работы двигателей. После этого на стабилизаторе произошел срыв потока, поэтому экипаж, действуя согласно руководству по летной эксплуатации, убрал закрылки до 10 градусов и уменьшил режим работы двигателей до малого газа. Летя далее в облаках, пилот не стал уходить на второй круг. За 18 с до катастрофы АН-24 вышел на критические углы атаки, при этом сильно снизилась его поступательная скорость. Из данной аварийной ситуации самолет вывести уже было невозможно. Главная причина авиапроисшествия — частичная потеря продольной устойчивости самолета в посадочной конфигурации с закрылками, выпущенными на 38 градусов, с обледеневшим вследствие преждевременного выключения противообледенительной системы стабилизатором.
Разбившийся в Минске самолет эксплуатировался с декабря 1965 г. В 1973 г. он участвовал в съемках фильма «Абитуриентка», в основу сюжета которого положены подлинные события угона в 1970 г. советского АН-24 в Турцию и гибели стюардессы Надежды Курченко.