«Приговор зачитывали два дня». Заместитель прокурора Фрунзенского района — о своей работе
Про подростка, совершившего шесть преступлений, и мужчину, подставившего родного брата, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала заместитель прокурора Фрунзенского района Кристина Асрян.
В старших классах Кристина Асрян увлеклась обществоведением, даже участвовала в республиканской олимпиаде по этому предмету. Вероятно, это и сыграло роль в выборе будущей профессии — она твердо решила поступать на юрфак БГУ.
— Намерение связать свою жизнь с надзорным ведомством не было спонтанным, — говорит Кристина Асрян. — Окончив третий курс, мы с одногруппниками проходили ознакомительную практику в суде и прокуратуре, после которой я выбрала специализацию «судебно-прокурорско-следственная деятельность». Особенно мне был интересен уголовно-судебный надзор. Двухмесячную преддипломную практику проходила уже в прокуратуре Ленинского района.
Окончив вуз с отличием и успешно сдав экзамен в Генеральной прокуратуре, Кристина Асрян распределилась на службу в прокуратуру Фрунзенского района. С первых дней она поддерживала в суде государственное обвинение. Поначалу это были несложные дела — по алиментам, кражам, но спустя неделю ей доверили дело о покушении на убийство.
— Между двумя мужчинами после совместного распития алкоголя случился конфликт. Один из них схватил нож и порезал товарищу шею, после чего скрылся. К счастью, рана оказалась неглубокой, потерпевшему своевременно оказали медицинскую помощь, — вспоминает собеседница. — Процесс был не из легких: обвиняемый отрицал наличие у него умысла на убийство, в суде допрашивали судебного эксперта… Мне не хватало практики. Но, как говорил один из моих преподавателей, если тщательно к чему-то готовиться, это обязательно компенсирует недостаток опыта. Помню, свое выступление в прениях я репетировала перед подругой. Тот процесс закончился вынесением обвинительного приговора.
«Сейчас я понимаю: такие уголовные дела — обыденность. Мы с коллегами постоянно поддерживаем гособвинение по бытовым преступлениям: тяжким телесным повреждениям, покушениям на убийство, кражам. Кроме того, большой проблемой остается незаконный оборот наркотиков и психотропов».
За годы службы Кристина Асрян более 600 раз поддерживала гособвинение по различным уголовным делам. Особенно ей запомнилось дело о краже в особо крупном размере, совершенной организованной группой. Злоумышленники на протяжении нескольких лет похищали дизтопливо, врезаясь в трубопровод, проходящий по территории одной из областей. По тонкой трубе оно стекало в подвалы ветхих домов, где были установлены огромные емкости. В них могло накапливаться до 30 т горючего. Похищенное преступники продавали.
Они всячески соблюдали конспирацию: для связи использовали позывные, имели свою технику для перевозки топлива и даже приборы ночного видения, чтобы делать врезки в трубопровод в темное время суток.
— Сложность процесса заключалась в том, что требовалось изучить большой объем информации, все 12 обвиняемых были со своими защитниками и всячески противостояли стороне обвинения. Мне запомнилась изощренность злоумышленников, из которых только один признавал вину, — вспоминает собеседница. — Зал судебного заседания был заполнен до отказа: конвоиры, родственники и знакомые обвиняемых… Дело слушалось ежедневно с утра до вечера на протяжении месяца. После два адвоката заявили ходатайство об оглашении полного приговора, а не резолютивной его части. Это заняло еще два рабочих дня.
Несколько месяцев назад Кристина Асрян поддерживала гособвинение по уголовному делу в отношении 15-летнего подростка, который за короткий промежуток времени совершил сразу шесть преступлений.
— Юноша очень хотел водить автомобиль, — рассказывает собеседница. — В силу возраста он не мог создать аккаунт для пользования каршерингом. Потом подросток вспомнил, что одна из его педагогов приезжала на работу на каршеринговом автомобиле, и решил воспользоваться ее аккаунтом, но для этого требовался мобильный телефон учителя.
Ничего лучше не придумав, парень стал слать ей угрозы с неизвестного номера, но это не привело к заветной цели. Потом он сообщил о минировании школы и детсада и в царящей суматохе всё же завладел гаджетом педагога.
— Далее подросток совершил две поездки на каршеринговом автомобиле, что было квалифицировано как угон транспортного средства, — продолжает Кристина Асрян. — Но и на этом юноша не остановился: он похитил 10 000 долларов у своей тети, чтобы купить машину. Самое удивительное, что продавца ничуть не смутил возраст клиента.
Задержали парня за рулем того самого авто. На время предварительного расследования он был заключен под стражу. Учитывая личность и возраст обвиняемого, а также то, что все имущественные взыскания были погашены его бабушкой, Кристина Асрян предложила суду назначить ему наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Суд согласился с позицией гособвинителя.
Уголовные дела по обвинению несовершеннолетних всегда рассматриваются коллегиально: судьей и двумя народными заседателями. Кроме того, у подростка обязательно должен быть защитник, в процессе также присутствуют законный представитель обвиняемого и педагог-психолог.
По словам Кристины Асрян, в прокуратуру граждане обращаются по различным поводам: жалуются на шумных соседей, некачественную уборку парадных, незаконное привлечение к административной ответственности. Некоторые обращения направляются в организации, в компетенцию которых входит их рассмотрение, или же заявителям разъясняют, где им могут помочь.
А однажды на прием пришел минчанин, утверждавший, что его незаконно привлекли к ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. В ходе разбирательства выяснилось: у мужчины есть родной брат, который ранее попадался за рулем подшофе. Когда сотрудники ГАИ в очередной раз задержали его за езду в нетрезвом виде, тот соврал, что забыл документы дома, и назвал данные брата. Сделал это неспроста — чтобы избежать уголовного преследования. Благодаря вмешательству прокуратуры удалось расставить все точки над i.
Фото Павла Русака
Смотрите также: