Пример интернет-кумиров — не лучший. Узнали, как научить ребенка разумно относиться к деньгам
Как научить ребенка разумно тратить деньги, и почему финансовая грамотность — жизненно важный навык. Об этом и не только корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с председателем Постоянной комиссии по экономическому развитию, финансам, бюджету и предпринимательству Минского городского Совета депутатов Светланой Кожекиной.
О социальной ответственности
— Мое первое образование — экономист в сфере промышленности. По счастливой случайности попала на собеседование в банк, и это стало моей профессией и смыслом жизни. Люблю свою работу, руковожу большим коллективом, несу за него ответственность. Речь идет о более чем 5 тысячах сотрудников. Каждый может обратиться с вопросом — приду на помощь.
Я абсолютно уверена, что для современного банка важно не только преуспевать в финансовом бизнесе, но и генерировать социальные проекты. Финансовое учреждение прежде всего должно вызывать доверие у людей. Мы многое делаем для повышения финансовой грамотности населения, однако особое внимание уделяем молодому поколению. В каждой области работают наши инициативные группы. Сотрудники банка приходят в детские, школьные, студенческие коллективы. Инициируем олимпиады и интеллектуальные игры, охватывающие всю страну, издаем пособия. Финансовая сфера очень консервативна, но есть немало нюансов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Вишинг, фишинг и прочие мошеннические схемы, киберпреступность — это те самые вызовы современности, с которыми предстоит бороться. Как правило, в зоне риска наиболее уязвимые слои населения — пожилые граждане и молодежь. Мы обязаны уделять этой теме много внимания, популяризировать знания об экономике, чтобы люди понимали, как действовать в экстренной ситуации.
Об умении тратить деньги
— Все начинается с семьи. С ранних лет дети должны понимать: деньги не даются просто так — их надо заработать. Как это происходит, как сберегать средства, из чего складывается семейный бюджет и какие расходы бывают? Все эти вопросы обязаны стать частью родительского воспитания. Вырастая, молодой человек должен быть готов к тому, чтобы взять ответственность за собственную семью. Не только моральную, но и материальную. Многие экономики мира построены на том, что люди живут в кредит. Это еще одна тема, на которую необходимо обращать внимание, обучать молодое поколение. Ребенок обязан знать, как правильно контролировать финансы, чтобы не допустить крупных долгов и закредитованности во взрослой жизни. Юное поколение видит пример успешных блогеров, интернет-кумиров. Им кажется, что деньги текут рекой, достаточно включить камеру. Однако за красивой картинкой, как правило, стоит большой труд. Чтобы что-то заработать, необходимо приложить усилия.
О личных финансах
— Стараюсь жить по средствам, как бы банально ни звучало. Наверное, это главный постулат финансовой грамотности.
Планирую траты, в том числе и крупные, исходя из имеющегося бюджета. Жизнь в кредит может затягивать, и таким подспорьем лучше не злоупотреблять. Не пользуюсь приложениями, которые помогают вести учет расходов. В этом нет необходимости, ведь за плечами большой опыт работы в банковской сфере. Хотя считаю, что такие цифровые помощники в смартфоне могут быть полезны людям, далеким от финансовой деятельности. Оставшиеся средства сберегаю. В моем случае — вклад в банке.
Уроки финансовой грамотности
Дошколятам лучше всего предложить ролевые сюжеты. Например, поиграть «в банк» и «в магазин или ресторан». Когда чадо переступает порог школы, уровень его финансовой осведомленности можно наращивать. Благо средства для этого имеются. Так, школьники часто пользуются банковскими картами, выпущенными специально для них. Например, есть карта учащегося «Беларусбанка». В этом возрасте появляются карманные деньги. Сначала их можно давать ребенку раз в день. Затем — раз в неделю, а позже — раз в месяц. Таким образом ребенок будет учиться равномерно расходовать карманные деньги, самостоятельно определять, на что их потратить. В 10-11 лет его можно отправлять за покупками в магазин, а старшеклассники уже способны зарабатывать самостоятельно. Сколько бы мы ни говорили о ценности денег, пока сам их не заработаешь — не поймешь.
Справочно
С. Кожекина — заместитель председателя правления ОАО «АСБ Беларусбанк».
Фото из архива собеседника
Смотрите также: