1200 90

Про пенно-веничный массаж и метод «парение тещи». Банный мастер поделилась секретами любимого дела

Победительница международного конкурса женского банного мастерства в номинации «Самая техничная», бронзовый призер 4-го белорусского народного чемпионата по парению, участница банных фестивалей и выставок с программами по женскому коллективному парению Ольга Качура рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о тонкостях своего дела. Спойлер: мастеру доводилось парить не только людей.

img 20220622 203303

— Ольга, в чем особенность женских бань? Как вы их проводите?

Это как путешествие с опытным гидом-проводником, который понимает глубинную историю и скрытый потенциал места, где вы хотите побывать. Он поведет вас тайными тропами, наполнит яркими эмоциями и новыми осознаниями на этом пути, привычное для вас раскроет с другой стороны.

Женская баня еще и про то, как смотреть на женщину глазами Бога — с любовью. Видеть за растяжками на груди или животе материнство, а за лишними килограммами и морщинами весь женский путь, где не все было гладко и сладко.

Дамы приходят в баню не только попариться, но и совместить приятное с полезным: поговорить, отдохнуть, получить желанный уход за телом, да и просто выдохнуть из себя заботы.

Эмоциональное состояние женщин хрупкое, и в бане его легче «подлатать», выровнять, задействовав при этом все органы восприятия.

— Как это происходит?

Я всегда создаю красоту в пространстве, усладу для глаз. Это «солнечные» пятна на столе — яркие свечи, фрукты, облепиховый и клюквенный морс, россыпи сухих бархатцев и календулы. Особое внимание уделяю и подбору полотенец, простынок, вееров, своего банного платья.

Обычно выбираю бани за городом. Очень люблю их за тишину. Ничто не мешает слышать, как огонь урчит в глубине печки, вода льется на камни и шипит, как шуршат веники, навевая воспоминания о лете, детстве и еще о чем-то очень личном, что погружает человека в состояние безмолвия и безвременья. Как раз то, что ищут люди, уходя в глубокую медитацию. В бане же это достигается естественным образом под особые звуки, я бы сказала — песни парной. У каждой бани есть своя неповторимая мелодия гармонии и умиротворения. Женщины к этому особенно восприимчивы.

img 9353

— Меня с детства приучили к хлестким березовым веникам. А ваши гостьи любят крепкое парение или все же предпочитают бани на мягком пару и расслабляющие солевые скрабы?

— Приятные тактильные ощущения основные в бане. Кто-то любит мягкое парение, а кто-то, как и вы, просит, чтобы их хорошо пробили вениками на горячем пару.

Помню, одна девушка попросила попарить так, как это делал ее дедушка. Мое парение ей понравилось даже больше, и она не поверила, что я похлестывала ее березовым веником с оголившимися прутиками. В этой технике есть свои секреты (хорошо разогретое тело, легкая рука, пар на грани обжигания). Ее мне показал опытный мастер, который парил «как дед научил» и называл этот метод «парение тещи». Теперь эту технику применяю для банных гурманов. Как и проливки. У меня есть программа «Парение водой», где эффект достигается за счет контраста температур и медленных проливок тела от кончиков пальцев до макушки.

Немало тех, кто любит, чтобы их пробили вениками на горячем пару. Некоторые просят, чтобы все тело промяли и растерли вениками (веничный массаж), а кто-то выбирает мягкие припарочки и компрессы. Есть даже такая техника парения, как «томление под вениками». Все тело укрывается хорошо прогретыми вениками (их нужно от 13 до 20), затем надо поддать пару, чтобы это «одеяло» не остыло.

Просят и пенно-веничный массаж, когда тело растирается березовыми вениками, смоченными в горячей мыльной пене. Температура в парной при этом низкая, что особенно хорошо для тех, кто когда-то испытал стресс от горячего пара. Благодаря мягкому пару многие женщины и их дети постепенно привыкают к бане, смакуют и наслаждаются ее ритуалами.

Например, косметическую глину и маски можно наносить не только руками, но и широкими кисточками. В этот процесс с радостью включаются дети. Еще можно рисовать узоры из глины на себе или на маме, поливать друг друга водой. Такая игровая форма не только приобщает ребенка к бане, но и сближает семью, что особенно ценно в отношениях мамы и дочки.

img 9355

— А мужчины попадали к вам под веники?

— Меня приглашают и семейные пары, просят «особенную» баню для всей семьи, приезжих родственников. Доводилось мне парить и собаку, и кота. По опыту поняла, что мужчина идет на парение к женщине, когда ему нужны особые ощущения заботы, отдыха после стресса или большого напряжения.

— О чем вы мечтаете?

— О собственной бане на берегу речки или озера с трапезной, где гости смогут отведать вкусной домашней еды, попробовать полезные сладости и напитки. А еще, чтобы с внесением профессии банщика в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и утверждением профстандарта у не только нас появились обучающие банные программы, но и возросло понимание ценности бани и культуры парения. Чтобы владельцы и строители частных бань, крупных комплексов при проектировании парных тщательно продумывали зоны для парения и хорошую вентиляцию. И чтобы больше людей ходили в баню и с радостью говорили: «Как заново родился!»

— Расскажите о бане, которая особенно запомнилась.

— Была такая, когда мы в прямом смысле обмывали покупку автомобиля. Девушка пригласила подруг отметить это событие. Все много смеялись, радовались, что теперь будет проще ездить в загородные бани. Подруги заказали торт с изображением той самой машинки с надписью: «Легкой дороги!» (по аналогии с «Легким паром»). После бани теми же вениками, которыми парились мы, «попарили» и авто, чтобы легко бегало, под веселую музыку.

Глубоко уверена: баня — это не только про очищение тела, заботу и уход. Она удивительным образом собирает человека, возвращает его целостность, состояние радости, легкости и, конечно, придает тонус и жизненную силу.

img 9354

Солевой скраб от Ольги Качуры

Используется для очищения всего тела. И не только в бане.

На пачку каменной соли добавляем две столовые ложки соды и столько же сухой горчицы. Перемешиваем. Ароматизируем любимыми эфирными маслами. Для зимнего периода — это масло апельсина, лимона, пихты и лаванды.

Для очищающего скраба с травами добавляем пару столовых ложек цветов ромашки, календулы и череды. Это успокаивает кожу.

Энергетическую грязь хорошо снимают полынь, пижма, зверобой и щепотка сухого болотного розмарина — багульника.

Подготовила Татьяна Шамко

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.