Прокат продлился недолго: почему запретили фильм «Семья Януш»
Почему фильм «Семья Януш», посвященный включению в состав СССР Западной Беларуси, в 1945 году запретили к показу — разбирался корреспондент газеты «Минский курьер».
О чем кино
Сентябрь 1939-го. У Юсты Януш четверо сыновей и дочь. Один из них, Остап, звеньевой в белорусском колхозе «Пограничник», решает жениться. Накануне свадьбы приезжают братья: ученый Михась, шахтер-передовик Артём и полковник Красной армии Кирилл.
В разгар веселья через село проходит колонна танков Т-28. Объявляют мобилизацию с целью освобождения Западной Беларуси. Кирилл присоединяется к частям по долгу службы. В ряды РККА призывают Остапа и Артёма. Пожилая Юста остается руководить колхозом. Ей помогает Михась, которого не взяли в солдаты из-за того, что он важный научный работник. Селяне собирают богатый урожай. Вскоре мобилизованные возвращаются. Празднуют победу! Собранное зерно на машинах отправляют в освобожденные от панского ярма районы.
Бодро, слаженно
У будущего постановщика Сигизмунда Навроцкого было много неожиданных поворотов в судьбе.
В 1925 году он окончил могилёвские курсы режиссеров театра художественной самодеятельности. Однако профессия показалась ему несерьезной. Поступил на юридический факультет БГУ. По его окончании в 1932-м работал прокурором в Минске. Но страсть к творчеству не отпускала Навроцкого. Он отправился на учебу во ВГИК, а потом попал по распределению на студию художественных фильмов «Советская Беларусь», временно располагавшуюся в Ленинграде. В 1937-м снял ленту «Днепр в огне».
В конце 1930-х сценарист Евгений Помещиков был начинающим, но ярко заявившим о себе литератором. Картины по его сценариям «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939) шли с огромным успехом.
В сентябре 1939-го — в результате Польского похода Красной армии — БССР и Западная Беларусь воссоединились. Поэты и писатели откликнулись на это событие яркими произведениями. Что касается кинематографистов, то производство фильмов занимает много времени. Тогда работа над полнометражной лентой длилась минимум год.
После получения приказа создать картину на заданную тему на студии «Советская Беларусь» сразу начали трудиться. Чиновники определили, что фильм не должен быть суровым, военным. Распорядились показать произошедшее так, чтобы вызвать умиление у зрителей. Например, в ленте появляются такие сюжеты: паренек Жорка увязывается на велосипеде за уезжающими на полуторках мобилизованными бойцами и вскоре возвращается с трофеем, тащит в село пограничный столб с гербом Польши. А одна из героинь прибегает на ток, встает на лавку и радостно объявляет колхозникам: «Радио сообщило: Красной армии приказ — перейти границу. А панов по морде, и протянуть братскую руку нашим, которые наши по крови».
Нужно отметить, что на деле всеобщей мобилизации тогда не случилось. Просто призыв на военную службу объявили раньше. А 10 сентября начали военные сборы для тех, кто в запасе. В целом Польский поход Красной армии официально осуществили войска Белорусского и Киевского особых военных округов, усиленных дополнительными подразделениями.
Причина того, что сценарист Помещиков использовал мобилизацию в сюжете, очевидна: поступила директива показать, что братьев-белорусов освобождали всем миром.
Сценарий был готов к зиме. Но для натурных съемок требовалась теплая погода, ведь снимать польский поход в снежную пору года — историческая профанация.
Походным порядком
В 1940-м студии «Советская Беларусь» выделили несколько зданий в Минске по адресу: Могилёвское шоссе, 8 (сейчас Партизанский проспект). Организация едва занялась переездом. Поэтому над картиной начали работать в Ленинграде. Кстати, окончательная передислокация в белорусскую столицу тогда так и не состоялась, а после окончания войны постройки отдали велозаводу. Отечественная кинофабрика действовала в Красном костеле и перебралась в новый комплекс лишь в 1959 году.
В связи со съемками в городе на Неве в фильме было много ленинградских, московских и украинских актеров. Например, роль Остапа исполнил Степан Крылов, позже известный по лентам «Два бойца» (1943), «Иваново детство» (1962). Полковника Кирилла воплотил на экране Пётр Масоха. Его знали по «Трактористам».
Жорку, принесшего пограничный столб, сыграл Алексей Консовский. Его знаменитый образ впереди: принц в сказке «Золушка» (1947).
Лидия Генель-Аблова исполнила роль Юсты Януш. Родившись в 1880-м, снималась в кино до середины 1960-х.
Тайные причины
Сперва в кинопавильонах Ленинграда соорудили декорации, где запечатлели сцены в интерьерах. Летом 1940 года группа отправилась в Минскую область. Там снимали натуру, сельские пейзажи. Картине помогала армия. Белорусский военный округ предоставил колонну проезжающих по селу танков. Дочь Юсты Феша торжественно объявила в поле то, что прочитала в газете: «Буржуазное правительство Польши бежало!». В это мгновение над головами селян пролетели десять советских военных самолетов. Разумеется, их присутствие в кадре обеспечила армия.
Премьера ленты состоялась в Минске 12 мая 1941-го. Тема единения была свежа, этот день отмечали ежегодно до июня 1941-го. Прокат длился недолго по понятным причинам. После Победы Польша стала советской, фактическим сателлитом СССР. Память о событии хранили, но из политкорректности тему микшировали. Поэтому фильм оказался на полке.
Есть и иные причины запрета ленты. Актер Павел Масоха, исполнивший роль Кирилла, в 1943-м оказался в плену. Его отправили в Германию, где он играл в берлинском театре. После Победы до 1953-го находился в ссылке. Композитор картины Алексей Туренков создал интересную музыку, стилизованную под белорусскую народную. Но в период оккупации жил в Минске. Сочинял мелодии для радио захватчиков. В 1945-м как «пособника немецких оккупантов» его приговорили к 10 годам лагерей. В 1959-м его реабилитировали посмертно.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Огонь, вода и медные трубы. Почему не пропускали в телеэфир фильм «Приключения Петрова и Васечкина»
Как Асанова снимала честное кино про советских подростков, и какие эпизоды все же вырезали
И смех, и грех на киношном курорте: как снимали фильм «Будьте моим мужем»
Актриса Татьяна Васильева едва не погибла из-за норовистой кобылы. Как снимали фильм «Дуэнья»
«Дорогой мой человек»: как личная драма Макаровой помогла создать шедевр