«Просто встаешь и, как птичка, поешь свою песню». Почему Валентина Губарева называют белорусским Брейгелем


Ему посвящен один из альбомов популярной серии «Лучшие современные художники», его нередко называют белорусским Брейгелем. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Показательно, что в упомянутой серии Валентин Губарев поставлен в один ряд с Фридой Кало, Энди Уорхолом, Эдвардом Мунком, Фрэнсисом Бэконом и другими общепризнанными классиками. Его имя хорошо известно многочисленным ценителям живописи и на постсоветском пространстве, и за рубежом.

Как монах в скиту

Яркие, по-своему необычные, мастерски выполненные картины минского живописца редко кого оставляют равнодушным и почти безошибочно узнаваемы. Их сюжеты и персонажи порой фантасмагоричные, но всегда проникнуты любовью и сочувствием к «маленькому человеку», смешны и трогательны одновременно.

Художнику 72 года. Он родился в Нижнем Новгороде, окончил факультет графики полиграфического института в Москве, с 1975-го живет и работает в Минске. Его полотна находятся в музеях и частных коллекциях Германии, Франции, США, Англии, Японии, Испании, Бельгии, Польши, Беларуси и других стран. Женат, у него двое сыновей.

Первый заместитель председателя Белорусского союза художников искусствовед Наталья Шарангович считает: «Губарев, погружаясь в собственные мысли и чувства, позволяет себе сложить различные диссонирующие стили и создать из них собственный художественный артефакт, подразумевающий новый смысл и подтекст». Убедительное же свидетельство международного признания — эксклюзивный контракт, который заключила с художником известная французская галерея Les Tournesols Bertheas 25 лет назад.

«Овощи и люди»

Неизменно энергичный, остроумный и доброжелательный Валентин Алексеевич и в нынешнее беспокойное время, когда, по его словам, пандемия, связанная со зловредным вирусом, загнала всех в свои квартиры, самозабвенно отдается любимому делу в мастерской и дома, утверждая:

— Мой ритм жизни изменился мало. Ведь труд художника не коллективный, я бы даже сказал, затворнический. Он, как монах в скиту, сидит у мольберта в своей мастерской, и для него жизнь в эти часы та, что создается на полотне или в глине. Вирусы, землетрясения, громкие разводы в шоу-бизнесе — всё это где-то за окном, как белые облака на голубом небе. Вынужденный карантин творцам даже на руку: никто не беспокоит, не зовет на всяческие тусовки. Можно всецело предаться любимому занятию. В конце года у меня ожидается персональная выставка. Поэтому ситуацию надо использовать для лучшей подготовки к ней.

Делать, что хочешь

— В нынешнем году исполняется 25 лет, как вы заключили контракт с парижской галереей. Даже для брака это срок довольно серьезный. Чем вы их сейчас удивляете?

— Несведующие люди могут спросить: а не кабала ли это? Но такой вопрос может задать только наш человек, не понимающий структуры взаимодействия на международном арт-рынке. А в общественном мнении Америки и Европы художником считается только тот, кто на контрактной основе сотрудничает с галереей, может содержать семью за счет своего творчества. А тот, кто работает охранником в супермаркете, а в свободное время рисует, таковым не считается. Поэтому каждый живописец мечтает быть замеченным галереей.

В мире давно сформировался такой своеобразный союз: художник — галерея — коллекционер. Художник не беспокоится о клиентах, рекламе, выставках и просто творит. Галерея организует экспозиции, выставляет работы на аукционах, делает имя художнику и приучает своих клиентов и прессу к его индивидуальному стилю. А коллекционер уверен, что только в галерее можно найти настоящее искусство, и готов отдавать большие деньги за картины. Чего никогда не сделает вне ее стен. Это давно отработанная схема взаимодействия всех звеньев в мире искусства, и будем надеяться, что когда-нибудь она начнет работать и у нас.

«Цветочки»

— В чем заключаются условия вашего сотрудничества?

— Мне грех жаловаться. Галерея оплачивает мои перелеты во Францию и обратно, проживание. Одевает картины в рамы, тратит большие деньги на рекламу и вернисажи. Вместе с тем не вмешивается в творческий процесс и никаких рекомендаций не дает. Счастье, когда ты делаешь, что хочешь, и это вполне устраивает галерею.

В Казани персонажи ожили

— Чужой успех, особенно если кажется, что он не совсем логичный и справедливый, типа выигрыша в лотерею или рулетку, всегда сигнал для тех, кто мечтает его повторить, соблазн использовать те же приемы. Вашу манеру письма пытаются копировать?

— Я думаю, что подражание — это естественное стремление быть лучше. То есть желание походить на образцы, которые тебе кажутся прекрасными и недосягаемыми. Так маленькая дочка хочет быть похожей на маму, юная девушка — на популярную и красивую актрису. Кумиры в искусстве стимулируют на достижение таких же высот. Зачастую подражатели не понимают, что быть как все, терять свою индивидуальность — путь в забвение. В истории остаются ПЕРВЫЕ, поэтому подражание великим мастерам следует рассматривать как курсы повышения квалификации и одновременно стимул искать свой, индивидуальный стиль. Я знаю, что мою творческую манеру пытаются копировать, но меня это мало волнует.

«Зимний вечер в Сморгони»

— Пусть волнует самих эпигонов?

— Да. Но если твой почерк цельный и харизматичный, то твое искусство не только становится узнаваемым, но и обретает популярность и вторую жизнь. Оно начинает органично вплетаться в другие виды искусства. Например, вышло много книг и музыкальных альбомов, где в оформлении использовались мои картины. Персонажи картин становятся елочными игрушками, инсталляциями и авторскими куклами. А три месяца назад Национальный театр в Казани поставил спектакль, полностью основанный на сюжетах моих картин. Было удивительно видеть, как мои персонажи ожили и заговорили.

— Забавные носы и фигуры в сочетании с узнаваемым сюжетом и мастерски выписанным, вполне реалистическим антуражем — ваша фишка?

— Сюжеты мне придумывать не надо, они вокруг нас. Надо просто уметь всматриваться и даже в привычном и банальном делать открытия. Настоящее искусство получается только тогда, когда оно честное. Просто встаешь и, как птичка, поешь свою песню. Не думаешь про зрителя, про гонорары, про отзывы критиков. И в таком творчестве нет ни просчитанных приемов, ни выигрышных сюжетов.

Всем нужно счастье

— Ваше искусство иногда называют наивом, примитивизмом. Но мастерство, с которым написаны работы, делает подобный взгляд чересчур поверхностным.

— Неискушенный зритель признает за большое искусство только похожее на то, что он сам видел. Березовая роща, закат над Припятью, волны черноморского прибоя. У такого человека главными критериями настоящего искусства являются слова «красиво» и «похоже». Это начальная фаза эстетического образования. Более продвинутый скажет про мастерство. Но и это пока еще не искусство. Мастерство — полуфабрикат, дерево, из которого нужно сделать Буратино. Таким образом, без мастерства не создать произведение. Но вот сделать творение настоящим искусством — это главная задача.

В свое время меня вдохновляли и передвижники, и импрессионисты, кубисты и фовисты, но уже в студенческие годы я открыл для себя новый пласт в изобразительном искусстве — наивную живопись. Меня покорили чистое и непосредственное восприятие жизни, простодушное лукавство, юмор и светлая грусть.

Но называть свое творчество наивным искусством я бы не стал. Скорее это профессиональный наив. Художник, не отягощенный академическим образованием, творит так, потому что по-другому не получается, а я творю так осознанно. Герои моих картин — простые люди. Они живут обычной жизнью, которая лишена всяческого гламура, они простодушны и без камня за пазухой. Им всем немного не хватает счастья, но они об этом не догадываются.

«Розовый сон»

Интересны солисты

— Коричнево-бежево-оранжево-золотисто-рыжая гамма — мое зрительное восприятие ваших полотен. Не оно ли дает повод называть вас белорусским Брейгелем?

— Одно интервью со мной во французском журнале было действительно озаглавлено «Белорусский Брейгель». Такой оборот подхватили и наши издания. Каждый на свой вкус дает этому сравнению свое объяснение. У меня тоже есть свое.

На мой взгляд, такое сопоставление можно найти в изобразительном пластическом решении линейной и воздушной перспективы. Но я об этом не задумываюсь, потому что оно совершенно бессмысленно. Иначе всех художников, которые пишут воду, надо отсылать к Айвазовскому, кто пишет женщин с ребенком — к Рафаэлю, а пейзажи — к Левитану или Шишкину. Как говорил Дэвид Хокни: «В искусстве нет прогресса». Из века в век художники обращаются к одним и тем же сюжетам — материнство, природа, цветы, любовь. Меняются лишь технологии, приемы и материалы.

— За что вообще любят ваши картины зарубежные зрители, очень далекие от наших реалий? Их неожиданная реакция на ваши сюжеты радует или только озадачивает?

— Для меня источником вдохновения являются жизнь вокруг, детство, юность. И, казалось бы, как эта сугубо наша доморощенная действительность может быть интересна французскому или итальянскому зрителю? Да, разумеется, они мало знакомы с нашим бытом, праздниками и зачастую от них можно услышать совершенно неожиданные вопросы. Тогда почему же их цепляет такое искусство? Ответ прост. Они открывают для себя художника, который изображает жизнь по-своему, не так, как другие. Их интересуют солисты.

«Страна чайников»

Франция и драники

— Как считаете, вы бы стали известным всему миру Валентином Губаревым, если бы не переехали в 1985 году в Минск?

— Художника не делает место. Поль Гоген уехал из Франции на Гаити и продолжал быть большим художником. Изменились только его палитра и сюжеты картин. Я живу в Беларуси, несколько лет в Олехновичах, что в 50 км от Минска, и мои картины об этой жизни. О том, как я водил корову к быку, копал картофель, ловил рыбу, гулял на свадьбах в Красном и Миорах. И мои люди, собаки, кошки и деревья из этой жизни.

Когда я подписал контракт с французской галереей, они решили, что теперь я перееду поближе к работе, во Францию. Но для меня это было исключено. Что бы я стал писать? Ведь вокруг всё будет чужое, незнакомое. Писать сюжеты, к которым я не имею душевного сопричастия, или, вспоминая тещины драники и утирая ностальгические слезы, писать сюжеты из прошлой жизни?

— Страны, коллекции, галереи, где находятся или выставлялись ваши работы, едва ли есть смысл перечислять. А самые важные для себя можете назвать?

— Жить и творить предпочитаю на Родине, в окружении близких и родных мне людей. А искусство не знает границ. Поэтому свои картины я выставляю не только в Беларуси и во Франции. Персональные выставки с успехом прошли в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии. Не так давно состоялась моя персональная выставка в Дубае. Также горжусь своим успешным участием в аукционах CHRISTIES’S в Лондоне, TASCHEN в Париже и Kinsky в Вене. Рад, что у нас в стране на открытиях выставок вижу много людей, которым нравится мое творчество. Это очень вдохновляет.

Фото из архива Валентина Губарева

Смотрите также:

Новый мурал появился в Минске на ул. Кузьмы ЧорногоНовый мурал появился в Минске на ул. Кузьмы Чорного
Минский курьер. События Минска. Выпуск 3Минский курьер. События Минска. Выпуск 3
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Кто зарывал свой талант в землю и зачем сыр катали в масле? Узнали о происхождении фразеологизмов

Оказывается, фраза «уйти по-английски» связана с французскими дезертирами, а зарытый в землю талант — с евангельской притчей. О происхождении известных фразеологизмов — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото freepik.com

«Уйти по-английски»

Так говорят, когда кто-то уходит, не попрощавшись. Сперва может сложиться впечатление, что это попытка пристыдить англичан: мол, те не следуют правилам этикета. Однако они, наоборот, отличаются обходительностью. Согласно одной из версий, появилось выражение во времена Семилетней войны 1756–1763 годов. Основными противниками в ней были англичане и французы, которые из-за вражды любили друг над другом подшучивать. Во время войны стало стремительно расти количество случаев дезертирства во французской армии. Именно это и стало основанием для появления выражения «уйти по-французски» (его употребляли англичане в отношении противников). Чувства последних, разумеется, были задеты. Поэтому французы стали в отместку использовать выражение «уйти по-английски» — заимствовали шутку.

В дальнейшем фраза стала крылатой. Ее использовали в отношении тех, кто уходил со светских мероприятий, не попрощавшись с хозяевами и гостями. Также выражение применялось, чтобы пристыдить тех, кто удалился с дамой или не смог откланяться, так как находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.

«Как в воду глядел»

Выражение означает предвидеть, предугадать что-либо. А его происхождение связывают с гаданиями, которые были популярны на Руси. В те времена воде приписывали магические свойства, поэтому она часто использовалась в качестве инструмента, якобы позволяющего заглянуть в будущее. Так, люди гадали на кругах, которые появлялись на глади, когда в воду бросали камни, пытались увидеть в отражении своего суженного, кидали в речку венки на праздник Ивана Купалы и т. д.

«Катается как сыр в масле»

Фразеологизм употребляется, чтобы подчеркнуть чью-либо безбедную и беззаботную жизнь. А его происхождение восходит к старинному «лайфхаку», связанному с хранением сыра. Чтобы продукт не черствел, его клали в кадушку со сливочным маслом, которую потом закрывали и перекатывали из стороны в сторону. Масло впитывалось в сырную корочку — это задерживало испарение влаги и вытапливание жира из сыра, в связи с чем продукт дольше оставался свежим. Так как такую провизию могли позволить себе только люди состоятельные, фразеологизм ныне связан с безбедностью. К слову, первоначальный вариант фразы звучал так: «катает сыр в масле».

«Зарыть талант в землю»

Первоначально выражение означало зарыть в землю ценный предмет. Дело в том, что талантом в древние времена называлась самая крупная денежно-счетная единица Древней Греции, Вавилона и Персии. Визуально — кусок серебра весом приблизительно 30 кило. И согласно евангельской притче, кое-кто действительно закопал ценный предмет.

Поучительный рассказ повествует о человеке, который отдал рабам на сохранение свои таланты. Двое из них решили отдать их взаймы под проценты. В результате они двукратно приумножили свои таланты, чем хозяин остался очень доволен. А вот третий раб получил выговор, потому что просто закопал предоставленный ему кусок серебра в землю. С тех пор о человеке, который обладает чем-то эксклюзивным, но не реализует потенциал, говорят «зарывает талант в землю».

«При царе Горохе»

Выражение используется для того, чтобы подчеркнуть давность тех или иных событий. Согласно одной из версий, фразеологизм восходит к русскому фольклору, в котором был такой персонаж — Царь Горох, добрый, но не очень умный правитель. Считается, что жил он очень давно.

Другая версия происхождения выражения связана с гороховой кашей. Раньше она была достаточно популярным блюдом. С течением времени есть ее стали реже. Поэтому времена пика востребованности каши отсылают нас к старине.

Есть и еще одна теория: «горох» в этой фразе — искаженное «Грох» (эвфемизм для бога Перуна). Соответственно, выражение могло означать «времена, которые были еще до Перуна».

В каких сферах в Минске самые высокие зарплаты

Лидером в зарплате по видам экономической деятельности в столице в сентябре 2025 года оказалась сфера информации и связи — 6 710 рублей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления г. Минска.

Речь идет о номинальной начисленной средней заработной плате, а именно о сумме, которая начисляется до вычета налогов и взносов.

Далее идут финансовая и страховая деятельность (4 579,7 рубля), строительство (4 341,3 рубля), профессиональная, научная и техническая деятельность (3 962,7 рубля), сельское, лесное и рыбное хозяйство (3 435 рублей).

Номинальная начисленная средняя зарплата в транспортной деятельности, складировании, почтовой и курьерской деятельности составила 3 361,6 рубля, в промышленности — 3 355,6 рубля, в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов — 3 227,1 рубля.

В общем средняя зарплата работников столичных организаций в сентябре составила 3 620 рублей.

На территории «Тростенца» появится музейная экспозиция. Какой она будет

Половину средств, заработанных в Минске на республиканском субботнике, направят на создание информационного центра экскурсионного обслуживания мемориального комплекса «Тростенец» с постоянной тематической экспозицией. Какой она будет — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Как рассказали в Белорусском культурном центре духовного Возрождения, проект разработан под эгидой Союзного государства России и Беларуси. В его создании участвовало много специалистов, в том числе из художественной студии «Невский баталист» (Санкт-Петербург) и анимационной студии видео и графики «Красный квадрат» (Москва).

Информационный центр разместится в существующем здании на улице Селицкого, 82, которое потребуется реконструировать под новое назначение (ранее там располагался «Белтелеком»).

На 1-м этаже отведено место для необходимой в таком объекте инфраструктуры: под гардероб, туалеты, небольшую административную зону, возможно, под объект торговли, где посетители смогут купить воду, кофе. На 2-м — планируется размещение самой экспозиции и конференц-зала для мероприятий.

Музейная часть начинается с довоенного времени, которое рассказывает о жизни одного из героев минского подполья — врача профессора медицины, Героя Советского Союза Евгения Клумова, который вместе с супругой погиб в Тростенце. Здесь показан его рабочий кабинет в одной из старейших больниц Минска. Далее экспозиция поочередно отражает страницы истории нашего города в период Великой Отечественной: захват нацистами белорусской столицы, создание Минского гетто и лагеря в деревне Малый Тростенец, куда для уничтожения свозили евреев из многих европейских стран. Отдельные залы рассказывают об урочище Благовщина, где в годы войны находились рвы-могилы — места массовых расстрелов узников, и об урочище Шашковка с располагавшейся в нем кремационной ямой-печью.

Задумано, что экскурсанты хронологически проходят путь от мирного времени до периода оккупации и создания лагеря смерти в Тростенце, — рассказывает экскурсовод Белорусского культурного центра духовного Возрождения Екатерина Хмельницкая. — Символический железнодорожный вагон, машина-душегубка в одном из залов отражают страшный конвейер уничтожения людей. Известно, что нацисты построили узкоколейку от железнодорожного вокзала Минска в Тростенец, чтобы вагоны с будущими узниками приходили прямо в лагерь. Будущая экспозиция, безусловно, вызовет у посетителей сильные эмоции. Например, по проекту здесь есть инсталляция теплицы с розами в человеческий рост. Ее прототипом послужила реальная теплица в лагере смерти, где цветы выращивали, удобряя землю пеплом сожженных людей. Можно увидеть сарай, в который среди бревен складывали погибших узников. В нем будет гореть интерактивный огонь… Все детали восстановлены по реальным рассказам выживших пленников. Помимо трехмерных инсталляций, в каждом зале добавят другие выразительные средства для повествования о происходившем: звук, свет, изображение, даже вибрацию. В экспозиции разместят личные вещи узников, найденные при раскопках.

Музейная часть информационного центра задумана на 12 залов. История, представленная в них, завершается пространством, в центре которого скульптурная композиция «Путь памяти». Она представляет собой фрагмент знака бесконечности, окаймляющего горящую свечу. Символ сформирован из множества переплетенных фигур, словно путь человечества. Непрерывный бег бытия включает и величайшие взлеты, и ужасающие падения — никто не застрахован от повторения страшных моментов истории. И только память дает шанс избежать однажды случившихся трагедий, позволяет почтить память множества людей, от которых в материальном мире не осталось ничего — ни могил, ни даже имен.

Пространство последнего зала дополняет «Стена памяти», где будет содержаться информация обо всех лагерях смерти, находившихся в Беларуси. В специальном поисковике разместят имена и фамилии жертв концлагеря, а в электронной библиотеке — архивные документы, доступные каждому. Финальная часть экспозиции расскажет о геноциде белорусского народа: здесь будут представлены свидетельства преступлений против человечества.

История мемориала

Вместо скромных обелисков, существовавших с 1960-х годов, на территории бывшего лагеря смерти решили построить мемориальный комплекс «Тростенец».

  • 2002 год — Совет Министров Республики Беларусь принял постановление о создании мемориального комплекса «Тростенец».
  • 2014-й — по поручению Президента Беларуси Александра Лукашенко началось строительство комплекса.
  • 2015 год — открытие на улице Селицкого комплекса «Дорога памяти» (руководитель проекта — Анна Аксенова («Минскпроект») и мемориальной скульптуры «Врата памяти» (скульптор — Константин Костюченко).
  • 2018-й — в присутствии президентов Беларуси, Австрии и Германии и других официальных лиц открыта вторая часть мемориала — урочище Благовщина.
  • 2019 год — на улице Селицкого установлен монумент «Массив имен» в память об австрийских гражданах, погибших в Тростенце.

Тростенец был комбинированным вариантом трудового лагеря и места массового уничтожения советских военнопленных, гражданского населения и депортированных из Европы граждан разных вероисповеданий и национальностей. По количеству жертв входит в число восьми самых крупных концлагерей периода Второй мировой войны. Официально признано, что здесь погибли не менее 546 000 человек.

Фото Сергея Мицевича и из архива агентства «Минск-Новости»

Солнечная активность может возрасти в конце октября

Ученые из лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН прогнозируют значительное увеличение активности Солнца. Ближайший всплеск ожидается 29 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Лабораторию солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ.

солнце

Фото Depositphotos

Специалисты предполагают, что вспышки и выбросы плазмы могут произойти из-за приближения активных областей огромной звезды к Земле.

Уровень вспышек уже к концу октября может достичь оранжевого или самого высокого — красного — уровня. Ученые предупреждают метеозависимых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, о возможном ухудшении самочувствия в дни, когда Солнце будет наиболее активно.

В Минске ожидается дождливая погода 27 октября

Облачность с прояснениями и небольшие дожди ожидаются в столице 27 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года

Ночью температура воздуха составит от +5 до +7 °С. Днем синоптики обещают +7… +9 °С. Ветер ожидается юго-западный, 5–10 м/с. Вероятность осадков — 80–90 %.

В Беларуси в понедельник будет облачная с прояснениями погода, временами возможны дожди. Ветер южный, юго-западный умеренный, в западных областях — порывистый. Температура воздуха минимальная ночью составит +2… +7 °С, максимальная днем будет в пределах +6… +11 °С.

Художник и архитектор Дмитрий Мохов: зритель должен выйти с фильма или спектакля наполненным

Дмитрий Мохов начинал как архитектор, продолжил как художник кино и театра, в послужном списке которого 11 фильмов и около 300 спектаклей, поставленных по всему СССР. А еще его наследие — большое количество рисунков и фотографий. Сегодня он профессор Белорусской государственной академии искусств, известный мастер и учитель художников театра и кино. Подробности — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».

«Дмитрий Максимович Мохов — многогранная личность в искусстве. Крупный, яркий художник, который создал свой уникальный театр, представленный множеством постановок в разных городах и странах», — так охарактеризовала героя статьи доктор искусствоведения Вероника Ярмолинская.

— Я уже в школе знал, что буду художником. Чтобы приблизиться к мечте, поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Потом была учеба в Минске. В студенческие годы много путешествовал, объехал Сибирь, Крайний Север, Карелию, Среднюю Азию, — рассказывает Дмитрий Максимович. — Жажда познания была столь сильной, что порой путешествовал нелегально — на крыше вагона поезда (теперь такое невозможно даже представить). В поездки всегда брал фотоаппарат, блокнот и этюдник. Параллельно с учебой в вузе начал работать в кино. А дальше — жизненные университеты. Мне повезло общаться с большими мастерами: драматургами, художниками, режиссерами, композиторами. Они были моими учителями.

Поездка в Среднюю Азию

Советчик королей

— Вы реализовывали себя в разных жанрах искусства: театре, кино, зодчестве. А кем по профессии себя считаете?

— Раньше в наших дипломах писали «художник-архитектор». Точная формулировка, и это как раз про меня. Всегда полагал, что архитектор — одно из лучших образований, синтез изобразительного искусства и науки — математики, физики. Неспроста в давние времена советниками у королей были именно зодчие. Профессия архитектора, к слову, очень понадобилась для работы в кино и театре, чтобы представлять, как выстроить придуманные пространственные композиции. Помню, как начинал работу в кино на съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Художник-постановщик Шавкат Абдусаламов нарисовал для съемок город, который не вписывался ни в один закон архитектуры. Но надо было строить, и я это сделал. Декорации, кстати, долго стояли на берегу моря в Ялте. Там были собор, торговая улица, улица ремесленников. Потом оказалось, что территория частная, все постройки снесли.

Декорации к фильму «Житие и вознесение Юрася Братчика»

Кино всегда привлекало меня своим масштабом, когда можно было выйти за пределы замкнутого пространства и возводить города, дворцы, замки. А еще было важно, что художник театра и кино владеет тем, чем не владеют другие художники. Временем! Он может перенести зрителя на 100 лет вперед или назад и показать образ в развитии.

На съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика»

В кино Дмитрий Мохов начинал ассистентом художника-постановщика и декоратором на съемках фильмов «Город мастеров», «Альпийская баллада», «Я, Франциск Скорина», «Сказание о Рустаме». Впоследствии стал художником-постановщиком. В его послужном списке работа над фильмами «Стая», «Краповый берет», «Тум-Паби-Дум» и другими.

Театральная рапсодия

Театральный период в творческой жизни Дмитрия Мохова пришелся на 1970–1980-е. Художник ставил спектакли разных жанров: оперы, балеты, драмы. Разные режиссеры, разные города. Но каждый раз это был поиск образного пространственного решения пьесы.

— В то время я работу не искал, меня искали режиссеры, — вспоминает Дмитрий Максимович. — Спектакли с моими декорациями и костюмами получали призы на международных фестивалях, поэтому режиссеры дорожили сотрудничеством. Заказы были расписаны на два-три года вперед, проходило по пять-шесть премьер за сезон по всему СССР. Помню, было 10 премьер за год, так совпало за счет «переходящих» спектаклей, работа над которыми начиналась сезоном раньше.

«Дом Бернарды Альбы»

— Что для вас в творчестве было отправной точкой?

— Понимание первоисточника: в кино это сценарий, в театре — пьеса, в архитектуре — проектное задание. Именно драматургия рождает образное пространственное решение.

В минских театрах в разные годы шли спектакли Дмитрия Мохова «Дом Бернарды Альбы», «Ромео и Джульетта», «Дар», «Зов», «Счастье мое», «Женитьба Бальзаминова», «Человеческий голос», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Евгений Онегин», «Фантазии по Гоголю», «Комедия о Лисистрате», «Гамлет», «Мефисто», «Маленький лорд Фаунтлерой» и другие.

Спектакль «Средство Макропулоса»

— В своей книге «Ностальгия по настоящему», рассказывая о собственной жизни и творчестве, вы пишете, что нельзя делать иллюстрацию пьесы или сценария. Надо искать решение для раскрытия темы.

— Конечно. В пьесе, например, написано: действие происходит высоко в горах. Первое, что напрашивается — нарисовать в декорациях горы. Или нагородить. Это неправильный ход. Сценография может быть условной, при этом главная задача художника — по заданной драматургии найти эквивалент жизненному пространству. Пространству, которое радует или угнетает. Здесь необходимы образ, метафора, символ как поиск решения того главного, что уже вдохновило драматурга на написание пьесы, режиссера — на постановку спектакля, композитора — на создание музыки.

Спектакль «Гамлет»

Дмитрий Максимович вспоминает, как вместе с режиссером Борисом Луценко трижды на разных сценах поставил спектакль «Гамлет». В минском Театре-студии киноактера декорации представляли собой панораму древнего сооружения с наслоениями позднейших культурных эпох, сквозь которые проступали почти утраченные фрески. Полупрозрачный гобелен-занавес создавал условную пелену времени. Так мир шекспировской трагедии обретал неожиданное пластическое решение. В Русском театре на сцене появлялся павильон, напоминающий шекспировский театр «Глобус». В декорации нарочито вводились конструкции из современной архитектуры: большой купол, накрывающий театр-мир, тумбы, турникеты, шведские стенки…

Другой пример — вместе с режиссером Валерием Рубинчиком Дмитрий Мохов работал над спектаклем «Комедия о Лисистрате» в Театре-студии киноактера. Руководствуясь сверхзадачей драматурга о сохранении мира, творческому тандему удалось не иллюстрировать определенную эпоху, а соединить разные времена в самых неожиданных сочетаниях и рискованных столкновениях. Сцена представляла собой кинопавильон, рельсы тележки кинооператора соединяли зрительный зал и подмостки. В декорациях присутствовали фрагменты античных статуй, барельефов. Костюмы с античной основой дополнялись современными элементами, боди-артом, перьями. Звучала музыка современных композиторов. Казалось, играла каждая деталь спектакля, все, что находилось в пространстве сцены.

Балет «Мефисто»

А для балета «Мефисто» в Музыкальном театре сконструировали подъемно-опускную установку «Паук» с длинными шлейфами, необычным цветовым освещением, серебристым покрытием деталей. Это фантастическое зрелище, в котором были загадка и своя философия. При минимуме декораций создавалось пространство для столкновения разных миров, разных жизненных философий.

— Пространство должно быть активным соучастником в действиях актеров. Рациональный, жесткий расчет конструкций на сцене, одновременно экспрессия и поэзия создаваемого пространства определили мой стиль работы в театре. — подчеркивает Д. Мохов.

— Случалось отказываться от постановок?

— Редко. Когда не было творческой совместимости с режиссером и я понимал, что мы по-разному трактуем проблемы драматургии. Когда доводилось слышать: «Старик, ну а чем еще будем удивлять, если не этим?» Как будто театр или кино предназначены только удивлять.

— А для чего предназначены?

— Зритель должен ассоциативно столкнуться с проблемами, которые его задевают в жизни, и выйти после спектакля, фильма эмоционально и ментально наполненным. Но есть, конечно, спектакли сугубо для развлечения.

О времени и о Художнике

— Вы в профессии уже 60 лет. Если сравнивать последнюю четверть прошлого столетия и первую нынешнего, как бы вы их оценили с точки зрения развития культуры?

— Философы говорят, что история человечества движется по спирали, значит, и культура тоже. Для меня последняя четверть XX столетия была временем подъема, своеобразного Ренессанса. Время новой драматургии, новаторской сценографии, если говорить о театре. А сейчас мы находимся на другом отрезке спирали. Это закономерно, так и должно быть. Посмотрим, что ждет нас впереди.

— Ходите сегодня в театр?

— Нечасто. Если намечается премьера, смотрю по фамилиям, кто режиссер, художник, и понимаю, стоит ли идти. Сегодня, на мой взгляд, на высоте кукольные театры: минский, гродненский. Это образцы данного вида искусства.

— «Ностальгия по настоящему» — название стихотворения Андрея Вознесенского стало названием вашей книги и одной из последних персональных выставок. О чем сегодня ностальгирует художник Дмитрий Мохов?

— Я не против прогресса в виде компьютера, искусственного интеллекта, но ИИ подменяет настоящее, это не источник знаний, это копилка. И полагаться на него целиком не стоит. Что касается творчества, тут вообще настораживает «помощь» некоторых современных технологий. Художники перестают что-то делать руками, все за тебя компьютер прорисует. Но ведь истинное произведение рождается от соприкосновения твоей души, твоего нерва к материалу и передается через тонкие колебания, через кончики пальцев в инструмент, которым ты работаешь: в кисточку, карандаш. Искусственному интеллекту это не под силу.

Справочно

Преподавательская деятельность Д. Мохова началась в 1976 году в Минском институте культуры. Дмитрий Максимович был руководителем по сценографии у режиссеров-дипломников. С 2008-го преподает в Белорусской государственной академии искусств. За это время под его руководством были выпущены две группы художников кино. Сейчас обучается очередной набор студентов.

Фото Сергея Лукашова, Юрия Мозолевского и предоставлены собеседником

Телеведущий Николай Дроздов уменьшился в росте. С чем это связано

Известный советский и российский телеведущий, зоолог и профессор Николай Дроздов стремительно теряет рост из-за прогрессирующего остеопороза. За последние месяцы мужчина уменьшился в росте на 18 см, сообщает кореспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Mash.

Сейчас экс-ведущий программы «В мире животных» ростом всего 162 сантиметра — вместо прежних 180. В апреле болезнь уменьшила Н. Дроздова на десять сантиметров. Ученый испытывает боли в суставах, общую слабость и деформацию спины.

Кроме проблем с костями, Н. Дроздов борется с раком предстательной железы, диагностированном в 2023 году. Сейчас биогеограф проходит курсы противоопухолевой терапии и наблюдается у врачей.

Стуков и Галкин хулиганили не по-детски.  Как снимали фильм «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна»

Девятилетний Владислав Галкин на съемках фильма «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна» будто и не выходил из роли Гека — лучшего друга главного героя. Его хулиганские выходки доводили многих до паники. Подробности — читайте в материале корреспондента газеты «Минский курьер».

О чем кино

Том Сойер и его друг беспризорник Гекльберри Финн в поиске приключений видят, как ночью на кладбище индеец Джо убивает человека. С этим злоумышленником они еще раз столкнутся, начав поиск клада.

Усомнились в герое

Почему знаменитый режиссер Станислав Говорухин после невероятного успеха сериала «Место встречи изменить нельзя» решил взяться за картину для детей и юношества? Как утверждал сам постановщик, в начале 1980-х он понял: ребята почти перестали читать — смотрят телевизор, ходят в кино. И его самые любимые книги пройдут мимо них. Решил вернуть всем потрясающую литературу хотя бы в виде кинолент.

Постановщик бережно отнесся к произведению Марка Твена, смог уместить в три серии похождения американских мальчишек из XIX века. Правда, начальство попросило его поумерить пыл Тома Сойера, по книге бунтаря и хитреца. Не делать из него неисправимого хулигана-подростка, потенциального гангстера. Режиссер решил проблему за счет благовидной фактуры исполнителя роли Тома — Феди Стукова. Как его ни гримировали, он всё равно выглядел в юности максимум озорником из киножурнала «Ералаш». В этом были и минусы. Даже сегодня при просмотре мало верится, что он может противостоять индейцу Джо. А на фоне Влада Галкина, на сто процентов попавшего в образ Гека Финна, Том Сойер — Стуков кажется беглым принцем из другой книги Марка Твена («Принц и нищий»). Из-за этого приключенческий фильм местами напоминает, как сейчас говорят, ролевой квест.

Михалков подсказал

Изначально Феди Стукова не было в числе кандидатов на участие в картине.

Задолго до событий, еще 6-летним ребенком, он ехал с мамой в автобусе. К ним подошла ассистент режиссера одной из студий и попросила принести снимок мальчика для актерской базы. В результате в 1978 году он сыграл сына главного героя в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979). А в 1981-м вышла лента того же режиссера «Родня». Там Федя органично, с цирковым задором перевоплотился в хулиганистую Ирочку, дочь главных персонажей.

В поиске исполнителя роли Тома Говорухин объявил детский всесоюзный конкурс, который выиграл не менее миловидный Игорь Сорин, будущий солист группы «Иванушки International» (в титрах — Игорь Райберг). Собирался сниматься. Но в последний момент Михалков посоветовал обратить внимание на Стукова. Станислав Сергеевич посмотрел «Родню», и Фёдор стал Томом на экране.

Владислав Галкин (в титрах — Владик Сухачёв) рос в актерской семье. Мать Елена Демидова и приемный отец Борис Галкин не желали мальчишке актерской доли. В определенный период он жил с бабушкой Людмилой Николаевной. Она тайно отвела его на кинопробы. Пожилая женщина, не умевшая хранить секреты, за полгода никому из родственников не сказала, что внука утвердили на роль Финна. Терпела! Всё раскрылось, когда настало время ехать на съемки.

Чтобы 8-летняя Маша Миронова приняла участие в фильме, Говорухин действовал через ее маму Марию Градову, известную по роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Девочка не рвалась на площадку. Мать ее убедила: поработать с Говорухиным — большая удача. От процесса Маша осталась не в восторге: клопы в гостинице, 40-градусная жара в Сухуми, холод в пещере со сталактитами, длительное пребывание в пышных многослойных платьях ее героини Бэкки Тэтчер. К тому же она до дрожи боялась Талгата Нигматулина, игравшего индейца Джо. Девочка, очевидно, успела посмотреть «Пиратов ХХ века», где актер предстал в качестве свирепого бандита Салеха. Он пытался наладить контакт с ребенком, рассмешить, но Маша всякий раз в ужасе ретировалась. Разочарование постигло и на премьере, когда она, увидев себя на экране, услышала, что говорит чужим голосом. Профессиональные артисты озвучили не только всех детей в картине. За Нигматулина за кадром говорит Караченцов.

Совершенно случайно роль богатого адвоката исполнил белорусский режиссер Валерий Рубинчик, создатель лент «Последнее лето детства» (1974), «Венок сонетов» (1976). Он дружил с Говорухиным со времен учебы во ВГИКе и приехал к нему отдохнуть в Одессу. Валерий Давидович всегда был одет с иголочки, носил очки в изящной оправе, выглядел респектабельным. Чем не американский адвокат?

На страницах Time

Фильм снимали в Одессе, Херсонской области, Абхазии, Новоафонской пещере. Реку Днепр выдали за Миссисипи.

Федя Стуков с Владом Галкиным хулиганили не по-детски. Однажды угнали построенный реквизиторами плот и сплавились вниз по реке. Течение оказалось мощным. Их едва поймали через десяток километров.

На экскурсии в дендропарке в Сухуми Галкин стащил из стеклянной емкости несколько древесных скорпионов, запер их в найденной картонной коробке. А в служебном автобусе, в котором в гостиницу ехала часть съемочной группы, коробку, якобы случайно, уронил, она раскрылась… По Сухуми разошелся слух, что кучка сумасшедших выпрыгивала из брошенного на дороге автобуса, скакала на месте, кое-кто даже снял штаны и майку, оставшись в трусах. Ведь это членистоногое смертельно опасно!

Права на прокат картины купили многие страны, в том числе США, где ее посмотрели более 9 млн человек. В журнале Time хвалили ленту. А Стукова пригласили в Штаты — прокатиться по Миссисипи на настоящем пароходе XIX века.

После показа фильма в СССР число продаж книг Марка Твена заметно выросло. Говорухин достиг цели.

Фото из интернета

Еще материалы рубрики:

На какие доступные в Сети российские детективные сериалы лучше не тратить время, и что посмотреть

Как минчанка Ирина Метлицкая стала известной благодаря киноленте «Палач»

Улетевший с каскадером вертолет и любовный треугольник за кадром. Как снимали «Шла собака по роялю»

Гусева отказалась, а Арбузова пошла по стопам героини. Все, что вы не знали о фильме «Авария — дочь мента»

Прокат продлился недолго: почему запретили фильм «Семья Януш»

На Восточном кладбище открыли мемориал, посвященный памяти композитора Олега Елисеенкова

Памятник заслуженному деятелю искусств Беларуси Олегу Елисеенкову открыли 26 октября на Восточном кладбище в Минске спустя год с момента смерти композитора, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

Мемориал состоит из горизонтальной и вертикальной плит, напоминающих рояль, с бронзовыми клавишами на левой стороне — символом последнего аккорда жизни маэстро. На вертикальную плиту нанесена краткая биографическая надпись о композиторе, а на горизонтальную — всего два слова: «Вспоминайте меня…».

На памятном событии присутствовали близкие и друзья О. Елисеенкова.

Белорусский композитор российского происхождения получил образование в Молодечненском государственном музыкальном училище им. М. К. Огинского, руководил студией «Гран-при» Государственного концертного оркестра, откуда вышли Вера Каретникова, Вячеслав Нагорный и группа «Ванильное небо». О. Елисеенков написал музыку к большинству песен из репертуара Александра Солодухи, композициям в исполнении Алексея Хлестова «Спасибо тебе», «Ты такая», «Невеста», а также песни «Ветразь кахання» в исполнении Ирины Дорофеевой и композиций «Не потеряй», «Птицы», «Усмешка» от эстрадной певицы Алеси.

Справочно

Указом Президента Беларуси в 2009 году композитор был награжден медалью Франциска Скорины.

Фото БЕЛТА

Ученые из Тайваня разработали натуральную сыворотку, стимулирующую рост волос

Исследователи Национального университета Тайваня разработали сыворотку, которая обещает остановить облысение и вернуть утерянные волосы всего за 21 день. Инновационное средство может быть доступно в продаже без рецепта, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Times of India.

Действие сыворотки основано на одном из видов гипертрихоза, когда на раздраженных или поврежденных участках кожного покрова начинают усиленно расти волосы. Ученые искусственно вызвали экзему у самцов и самок обритых мышей, нанося на их спины раздражитель — додецилсульфат натрия. Примерно через 10–11 дней из фолликул шириной около 1 мм на коже начали прорастать новые волосы. На участках, не подвергавшихся воздействию раздражителя или не страдавших экземой, в течение этого периода возобновления роста волос не наблюдалось.

Чтобы проанализировать воздействие жирных кислот на кожу без использования химических раздражителей, исследователи создали сыворотки, содержащие различные жирные кислоты, растворенные в спирте, такие как олеиновая и пальмитолеиновая. Они также оказались эффективными для стимуляции роста волос. Испытание на человеческих тканях один из авторов исследования проводил на себе. Профессор Сун-Джан Линь наносил сыворотку на бедра и наблюдал за ростом волос. Эффективность средства была доказана.

Команда ученых уже запатентовала сыворотку и в дальнейшем планирует протестировать ее различные дозировки на коже головы людей, прежде чем выпустить на рынок в свободную продажу.