ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Побывали в колледже электроники, где обучают востребованным сейчас профессиям
Новый проект агентства «Минск-Новости» «Пусть меня научат» расскажет о профессионально-техническом и среднем специальном образовании столицы. Читателей ознакомим со спецификой обучения в разных учебных заведениях и с самыми востребованными в городе специальностями. Начинаем с Минского государственного колледжа электроники, где вместе со здоровыми детьми высокоинтеллектуальные профессии получают ребята с инвалидностью.
Экскурсию по учебному заведению проводит для нас Валерий Хасин. Валерий Михайлович трудится в колледже 47 лет. Начинал преподавателем, был заместителем директора по учебно-производственной работе, 25 лет работал директором. Сейчас он заведующий учебно-производственной мастерской. Во многом благодаря его усилиям на базе колледжа создан Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития.
Останавливаемся возле стенда, на котором отражена вся 55-летняя история учебного заведения — от техучилища завода имени Дзержинского (сегодня это холдинг «Интеграл») до современного колледжа электроники.
По последнему слову техники
В сентябре 2006-го на базе учебного заведения создан Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития. Обучение проходит в корпусе на Кнорина, 14. Если раньше ребята с инвалидностью, задумываясь о будущей работе, могли рассчитывать лишь на получение профессии сапожника или швеи, то сейчас они имеют возможность обрести высокоинтеллектуальную специальность. Здесь же обучают на техника-программиста, оператора ЭВМ, специалиста по компьютерной графике, измерителя электрофизических параметров изделий электронной техники… В этом учебном году набрали группу, где готовят специалистов по микро- и нанотехнологиям. Есть и иные профессии, благодаря которым о хлебе насущном беспокоиться точно не придется: токарь, слесарь-сборщик бытовой техники, слесарь механосборочных работ. Подготовка идет по двум направлениям: получение профессионально-технического и среднего специального образования.
Для особенных детей в центре созданы восемь групп. Они малочисленные, по 8–10 человек. Сделано это для того, чтобы у преподавателя была возможность индивидуально подойти к обучению каждого учащегося. Здесь занимаются ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, с расстройствами аутистического спектра, причем в корпусе вместе со здоровыми сверстниками. Любопытно, что уже проект здания разрабатывался под особенных детей: широкие коридоры, чтобы можно было проехать на инвалидной коляске, пандусы, лифты учитывают физические особенности ребят. Оборудованы тренажерный и зал ЛФК, специальная легкоатлетическая дорожка, футбольное поле и стадион. Все обустроено по последнему слову техники.
Заказ на специалистов
Заходим в аудиторию, где занимаются ребята с нарушением слуха. Они уже получили профессионально-техническое образование и теперь осваивают специальность на второй ступени. Это будущие техники-программисты. Например, Марина рассказывает, что поступила в колледж, чтобы самореализоваться. Ее сокурсник Андрей признается: решил начать с профессии оператора ЭВМ, так как это база для того, чтобы работать с компьютером.
При обучении преподаватели используют мультимедийные установки. Особенным учащимся намного легче усваивать информацию визуально. Предусмотрено и сопровождение сурдопереводчика.
— Наше базовое предприятие «Интеграл» каждый год помимо здоровых ребят берет и 10–12 человек с инвалидностью, — уточняет В. Хасин. — Руководители предприятий видят, что особенные выпускники колледжа ответственно относятся к порученной работе, целеустремленные, дорожат своим местом. Поэтому с удовольствием принимают их на работу.
«Мы знаем о наших учащихся все!»
В корпусе колледжа на ул. Кнорина 12 лабораторий и мастерских. На предметном столике красиво расставлены экспонаты для фотосъемки — изящные керамические статуэтки, поделки из бисера. Мастер производственного обучения Галина Босянок рассказывает, что в фотостудии она учит ребят настраивать экспозицию, подсвечивая предмет фонариком, создавать нужные эффекты.
— Здесь обучаются по специальности «Фотография», но квалификацию получают «оператор компьютерной графики», — рассказывает Галина Федоровна. — На второй ступени у нас есть тема «Получение фотоизображения». Методы разные: сканирование, извлечение из видеоряда, при помощи фотоаппарата. С сентября на базе среднего образования планируем обучать группу ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ученик Галины Федоровны Богдан ждет, когда она закончит рассказ, потом подходит и настойчиво спрашивает мое имя и обязательно отчество. Мастер производственного обучения говорит, что в этом году у нее такой особенный ученик с аутизмом.
— Я вас сфотографировал и выложу фотографию во «ВКонтакте», — четко докладывает молодой человек о своих планах. — Мне нравится быть фотографом.
— Лучше расскажи, что ты сегодня делал на уроке, — просит Богдана преподаватель.
— Составлял фотокнигу.
— Тебе нравится учиться? — интересуюсь уже я.
— Да! Очень! — без раздумий отвечает он.
Это видно. Парень чувствует себя как дома, запросто, без стеснения общается с преподавателями.
— С семьями таких детей налажена очень тесная связь, — уточняет В. Хасин. — Мы знаем о наших учащихся все, а иначе и быть не может. Представьте, какую ответственность за них мы несем! Когда только планировали открывать центр и набирать особенных ребят именно на высокоинтеллектуальные профессии, нередко слышали: они не справятся. Мы все вместе доказали обратное.
Научить робота танцевать
…Лаборатория промышленной электроники и микроэлектроники. Заведующий ресурсным центром Александр Пугач с восторгом человека, обожающего свою работу, рассказывает про оборудование, на котором ребята выполняют задания по электротехнике:
— В этой лаборатории занимается группа слабослышащих ребят. Обучение проходит по специальностям «Мехатроника» и «Автоматизация технологических процессов и производств». Здесь канадское и немецкое оборудование, а раньше мы работали на том, которое делали сами.
Проходим в лабораторию робототехники.
— Задача ученика — запрограммировать робота на определенные действия, — рассказывает Александр Иванович. — На ходьбу, например. Но высший пилотаж, чтобы он… затанцевал.
— Танцевал?
— А как же!
— Это робот-скорпион, — заведующий ресурсным центром демонстрирует новый «агрегат». — А вот 3D-принтер. На нем мы делаем различные элементы для своих нужд и модели на конкурсы технического творчества.
— Наш колледж по проекту «Качество профессионального образования» в 2020 году получил от ЕС оборудования более чем на 1 млн евро, — дополняет В. Хасин. — Нам поставлены фотостудия, оборудование для лабораторий промышленной электроники и микроэлектроники, электроприводов. Это самое современное оснащение, которое сегодня есть в учебных заведениях страны.
Заходим в лабораторию электрических машин и аппаратов.
— Оборудования в такой комплектации, как здесь, в республике больше нет, — не без гордости говорит А. Пугач. — К нам даже обращаются представители предприятий с просьбой провести переподготовку и повышение квалификации своих сотрудников.
На табличках на дверях кабинетов помимо привычных цифр и надписей нанесена разметка шрифтом Брайля. Группа, где занимаются учащиеся с нарушениями зрения, последняя, куда мы заглянули в колледже. Ребята в наушниках работают на компьютере с затемненным экраном: обучение идет с помощью аудиопрограммы.
— Это увеличитель, читающая книга, — демонстрирует последние новинки В. Хасин. — Ребята уже на второй ступени обучения. Замечу, таких групп для незрячих детей нет в странах СНГ. За опытом к нам приезжают из соседних государств. К сожалению, в связи с пандемией многие визиты пришлось отложить. Но мы делимся наработками на виртуальных семинарах.
…Признаюсь: от посещения колледжа у меня остались очень яркие впечатления. Восхитил коллектив. Про себя и личные достижения никто из преподавателей, с кем довелось общаться, не хотел рассказывать и предлагал обратить внимание на коллег, мол, вот о ком писать надо!.. А все вместе они создали колледж, учиться в котором сегодня большая честь.
Справочно
Каждый год в колледже обучается около 1 100 детей, порядка 100 человек — особенные. Колледж предлагает ряд профессий, востребованных на современном рынке труда. Среди выпускников талантливые программисты, мехатроники, секретари-референты, специалисты в робототехнике и автоматизации процессов, микроэлектронике и нанотехнологиях.
Фото Сергея Пожоги