1200 90

Ради девятисекундной сцены взорвали стену старинного замка. Как снимали фильм «Двадцать дней без войны»

За что чиновники Госкино СССР ополчились на режиссера Алексея Германа, и как ему помог Константин Симонов вернуться из небытия и снять фильм «Двадцать дней без войны». Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

poster naverh stati

О чем кино

Корреспондент «Красной звезды» Василий Лопатин на 20 дней едет в Ташкент, чтобы проконсультировать авторов фильма, который снимают по его сталинградским очеркам. Там он встречает 1943 год, переживает недолгую яркую любовь с женщиной Ниной, видит горе и нищету тыла, отдающего фронту все.

Прямиком в ЦК КПСС

aleksej german

Алексей Герман

Алексей Герман окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии в 1960-м. Первую совместную с Григорием Ароновым картину — «Седьмой спутник» — снял в 1967 году. Стать самостоятельным постановщиком ему позволили лишь в 1970-м.

Это была лента по повести Юрия Германа (отец режиссера) «Операция «С Новым годом!». Ее назвали «Проверка на дорогах». Цензоры увидели в фильме антисоветскую агитацию и дегероизацию партизанского движения, отправили его на полку. После такого дебюта в Госкино СССР решили, что Герману не место в кинематографе Союза, и на его карьере поставили крест. Естественно, в начале 1970-х «Проверка на дорогах» оказалась недоступной массовому зрителю, однако представители советской литературной и кинематографической элиты картину увидели, и в культурной среде прошел слух, что в Ленинграде появился новый одаренный постановщик.

Писатель Константин Симонов был любопытным. Он приехал в Ленинград. Как отказать депутату Верховного Совета СССР, члену Центральной ревизионной комиссии КПСС? В закрытом просмотровом зале «Ленфильма» ему показали работу молодого режиссера. Константин Михайлович остался в восторге от ленты и предложил Герману экранизировать свою повесть цикла «Из записок Лопатина», по сути, автобиографическую. Ведь литератор сам в качестве военного корреспондента «Красной звезды» побывал на всех фронтах, стал свидетелем войны с первых дней до последних боев за Берлин.

konstantin simonov

Константин Симонов

Вернуть Германа из небытия Симонову не составило труда. Он не пошел в Госкино СССР — это не его уровень. Отправился прямиком в ЦК КПСС. После этого короткого визита на «Ленфильме» немедленно начали подготовку к съемкам картины «Двадцать дней без войны». Герман подумал, что повести «Из записок Лопатина» ему недостаточно. Он попробовал докопаться до мотивов ее написания, посмотреть глазами Симонова на все, что вдохновило его на создание произведения. Для этого Алексей выпросил у литератора весь его архив — фронтовые записки, которые писатель диктовал машинисткам, приезжая с фронтов. Как говорил постановщик, он задумал создать кино «против фальшака войны на экранах». Хотя в ленте всего три военные сцены, она показывает горе изнутри: тишину в ожидании похоронок, страх перед неизвестностью, скудный тыловой паек, мальчишек и стариков у станков. Эта рутина военного времени злее, чем грохот канонад и продвижение войск. По словам Симонова, Герман не экранизировал его повесть, а забрался к нему под кожу, но писатель терпел, чувствуя, что результат окажется превосходным.

Необычный подход

Первой неожиданностью для писателя стало заявление режиссера: «Молодой красавец Лопахин, как в повести, нам не нужен. Это должен быть человек с печатью смерти и обреченности на лице». Поскольку Симонов является прототипом главного героя, а в 1941-м ему исполнилось всего 26 лет, такое решение постановщика его обескуражило. Но, подумав, он согласился, заметив, что ход интересный. На роль Лопатина пробовались Василий Шукшин, Анатолий Солоницын. Однако Василий Макарович скоропостижно скончался накануне съемок, а Анатолий Алексеевич воспринимался чрезмерно мужественным. Кандидатура Юрия Никулина показалась спорной. Правда, железным аргументом стало то, что он фронтовик. Но все помнили, как в «Андрее Рублеве» он исполнил роль монаха Патрикея, которому в горло заливают олово, а зал при этом смеялся, воспринимая происходящее как очередную репризу комика. Да и сам Юрий Владимирович сомневался, не хотел участвовать в проекте, говорил, что любовь никогда не играл.

Симонов пришел к нему домой с бутылкой коньяка, весь вечер они вспоминали войну. Перед уходом литератор сказал: «Вы должны это сыграть в память о погибших товарищах».

Даже на пробах в Никулине не утихал комик. На реплику партнерши «У тебя такие сильные руки» он ответил: «Ты еще не видела мои ноги». Герман остановил съемку и попросил забыть прежние актерские комедийные работы.

Главную женскую роль Нины, с которой у Лопатина возникает роман, постановщик хотел отдать Алле Демидовой. Когда же Симонов увидел ее в гриме, то категорически запретил снимать. Дело в том, что актриса в образе оказалась очень похожей на Валентину Серову. С ней писатель состоял в браке 15 лет и пережил болезненное расставание. Тогда возникла кандидатура Людмилы Гурченко. В 1957 году (во время VI Международного фестиваля молодежи и студентов) она являлась популярной актрисой, но после отказа сотрудничать с КГБ ее внесли в черный список. В кино предлагали лишь маленькие эпизоды. Роль в этой картине дала ей вторую жизнь в профессии.

В ленте снялись известные актеры: Алексей Петренко, Лия Ахеджакова, Николай Гринько, наш соотечественник Олег Корчиков. Принял участие в работе еще один наш земляк — оператор-постановщик Валерий Федосов.

Взорвали замок

Кино снимали в павильонах «Ленфильма», в Ташкенте и Калининградской области (города Пионерский, Неман, Черняховск и Знаменск).

На пляже в Пионерском, на берегу Балтийского моря, имитировали бомбардировку, с которой начинается картина. Дело было ранним утром. В песок зарыли мины, а в небе показались настоящие самолеты. Пиротехники начали взрывать эти мины. В населенном пункте решили: началась война.

Железнодорожный вокзал Черняховска выдали за ташкентский, поменяв вывеску на фасаде. Пьяный дембель в форме вышел на платформу и заплакал, думая, что вместо родины приехал в столицу Узбекистана! Гурченко его успокоила и дала автограф!

Герман не проявлял милосердия к актерам. С первых дней он заметил: Людмила Марковна лучше играет во взвинченном состоянии. Тогда режиссер начал при всех ей говорить: «Люся, это тебе не чечетку танцевать, надо тебя менять». Актриса приходила в тонус и искрила в кадре.

В фильме есть страшный эпизод, где рушится стена замка, хороня под собой женщину с детьми и Пашу, друга Лопатина, решивших сделать там снимок на память. Ради девятисекундной сцены пиротехники по поручению Германа взорвали одну из стен старинного замка Рагнит XV века длиной 30 м, высотой 10 м и толщиной до 2 м в Немане. Правда, он оказался заброшенным и полуразрушенным. Таково строение и сейчас.

Отсмотрев первые снятые материалы, из Госкино прислали требование заменить Никулина, однако за него снова заступился Симонов.

Многие и сегодня считают роль Лопатина самой яркой в карьере Юрия Владимировича.

Еще материалы рубрики:

Алексей Петренко, Николай Караченцов, Олег Даль. Кого они должны были сыграть в фильме-катастрофе «Экипаж»

Во время съемок Абдулов незаконно пересек границу и угодил за решетку. Как снимали фильм «Убить дракона»

Никита Михалков едва не погиб. Как снимали фильм «Собака Баскервилей»

Режиссер искала исполнителей через детские комнаты милиции. Как снимали фильм «Пацаны»

Угнал самолет и был приговорен к смертной казни. Интересные факты о режиссере фильма «Вариант «Омега»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От -7 °С до +2 °С будет в Беларуси 23 ноября, местами обещают снег

В республике температура воздуха ночью 23 ноября составит от -7 °С по северо-западу до +1 °С по юго-востоку, днем — -3 … +2 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

apd 2500 1

В субботу местами по стране, а ночью на большей части Гомельской и Могилёвской областей ожидается снег, в том числе мокрый. По востоку этих регионов — сильный снег. В ночные и утренние часы местами прогнозируются налипание мокрого снега и слабый гололед. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Не исключен порывистый ветер.

В Бресте в светлое время суток будет 0… +2 °С, в Гомеле — до +1 °С. В Гродно, Могилёве и Витебске будет -1… +1 °С, в Минске — 0… -2 °С.

Среди лауреатов XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» фильмы минских режиссеров

В Сочи завершился XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» им. Владимира Меньшова. На конкурсы форума поступило около 600 работ из 50 стран. В этой конкурентной среде, по мнению жюри пяти профессиональных конкурсов, отмечены белорусские работы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 21 43 45

В номинации «Документальный проект» приза «Новый взгляд» удостоен фильм Екатерины Шаромет о художнике-мультипликаторе, создавшем образы Крокодила Гены, Чебурашки, Снежной королевы и многих других персонажей. Это «Леонид Шварцман. Сказка о мальчике и старом городе» (Студия исторических фильмов Владимира Бокуна). В конкурсе киношкол приз «Лучший фильм» получила работа студентки Белорусской государственной академии искусств Екатерины Ксёнц «Вверх тормашками» (мастер — Галина Адамович) за творческое воплощение темы становления личности в подростковом возрасте.

Почетную награду имени Святослава Бэлзы присудили фильму «Майя Плисецкая, которую мы не знали». Автор — Николай Ефимович, производство телеканала «БЕЛРОС» при участии Генерального продюсерского центра (г. Минск). В фильме использована редкая хроника, частное видео, эксклюзивные комментарии. Все это делает кино уникальным и неповторимым. Поздравляем коллег!

Фото автора