Разрешение на прокат фильма дала сама Фурцева. Как снимали «Когда деревья были большими»
Картину не хотели выпускать в прокат, художественный совет обвинял авторов в антисоветчине. Ленту спасла министр культуры Екатерина Фурцева. Подробнее о съемках популярного советского фильма читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Фронтовик Кузьма Иорданов живет в Москве, крепко выпивает, перебивается случайными заработками. Однажды он берется помочь пожилой женщине. Та купила стиральную машину, и ее нужно доставить. К своему ужасу, Иорданов случайно роняет дорогую бытовую технику в лестничный пролет. Пытаясь скрыться, падает, получает травму и оказывается в больнице. Сердобольная старушка сочувствует Кузьме, приходит к нему в палату и, повествуя о своей жизни в деревне, упоминает девушку Наташу, сироту, которую воспитали всем колхозом в годы войны.
Кузьма решает выдать себя за отца Наташи, прибывает в село. Доверчивая девушка принимает ложь Иорданова за чистую монету. Ее искренность переворачивает душу аферисту и пьянице.
Хлопнул дверью
Драматург и режиссер Николай Фигуровский прошел всю Великую Отечественную войну в роте связи, окончил ВГИК. В 1952 г. его по распределению направили на студию «Беларусьфильм», в штате которой он числился до 1965-го. Как режиссер и соавтор сценария сделал классическую отечественную картину «Часы остановились в полночь». В качестве сорежиссера со Львом Голубом поработал над лентой «Дети партизана». В белорусский период у Фигуровского была богатая фильмография. Но он решил двигаться дальше.
В конце 1960 г. в почтовый отдел Киностудии имени М. Горького пришла бандероль из Минска, а в ней — сценарий Фигуровского. Молодому редактору Наталье Фокиной, супруге режиссера Льва Кулиджанова, произведение очень понравилось. Она показала его директору студии Сергею Герасимову. Тот, прочитав материал, сразу принял решение запустить картину в производство. Оставался один вопрос: «Кто будет постановщиком?»
Лев Кулиджанов тогда находился в командировке. И когда вернулся вечером, жена отдала ему произведение. Прочитав его, режиссер уверенно сказал, что хочет снимать эту ленту. Но не все было так просто. Из алкоголиков, тунеядцев, аморальных типов в СССР главных героев никто не делал. И художественный совет наложил на сценарий вето: мол, кинематограф в нашей стране несет воспитательную функцию. Несмотря на одобрение Герасимова, все задавались вопросом: «На каком примере мы будем учить молодежь?» Кулиджанов ушел с худсовета, хлопнув дверью… Скорее всего, авторитет Герасимова сыграл решающую роль. Фильм решили снимать.
Пьяный гример
Сначала на роль Кузьмы Иорданова утвердили Василия Меркурьева, он дал свое согласие. Но театр и преподавательская деятельность в Ленинграде заставили его выдвинуть условие: съемки должны проходить в городе на Неве и области. Везти группу из Москвы в Ленинград из-за одного актера никто не хотел. Начали искать альтернативу.
Юрий Никулин тогда являлся известным цирковым клоуном. В кино снялся всего в нескольких картинах в эпизодических ролях. Еще была короткометражка «Самогонщики» из сборника комедийных новелл. По ней актера и запомнили. Но не в качестве драматического артиста, а как комика. Кулиджанов сходил с супругой в цирк, увидел, что Никулин может играть трагические и комические роли, и принял решение утвердить его на главную роль. Теперь сам Юрий Владимирович сомневался. Боялся не справиться. Ходил по московским рынкам и злачным местам, наблюдая за привычками и характерами людей, потерявших себя. В итоге решился.
На роль Наташи, за отца которой выдает себя герой Никулина, пробовали много актрис, но утвердили Инну Гулую. Были в ней тайна, загадочность. Для Людмилы Чурсиной стала дебютом в кино большая роль первой в деревне красавицы по имени Зоя. Она не хотела выступать в образе женщины-вамп, брюнетки, попросила осветлить ей волосы. По ее рассказу, гример на студии, от которого пахло спиртным, намазал ей волосы какой-то ядреной химией и пошел к коллегам играть в шахматы, забыв об актрисе. А когда спустя 50 минут вернулся и смыл раствор, в умывальнике оказалась половина волос девушки. С тех пор она мучилась, испытывая трудности с прическами.
Персонажами второго плана в ленте стали Леонид Куравлев, Василий Шукшин, Виктор Павлов.
Списали на декорации
Фильм снимали летом 1961 г. в Москве, затем в Московской области — в деревне Мамонтово Ногинского района. Встречу главных героев, Кузьмы и Наташи, запечатлели на ж/д станции Белокаменная Малого кольца Московской железной дороги (в фильме — станция Селиваново).
Съемки начались с курьеза. Никулин, входя в образ, пришел с трехдневной щетиной и в обшарпанной одежде своего персонажа. В этот день снимали сцену покупки стиральной машины в магазине. Директор увидел его и не пустил, приняв за бомжа, вызвал милицию.
Когда разобрались, начали снимать падение стиральной машины в лестничный пролет. Для этого студия закупила два агрегата. К слову, большой в те времена дефицит. Чтобы не напугать весь район, из одного извлекли двигатель. Цель — смягчить удар. Но звукорежиссеру показалось, что стиралка без двигателя упала не слишком впечатляюще. И тогда в пролет сбросили вторую, с двигателем. Раздался такой грохот, что снова приехала милиция.
На съемки деревенских сцен режиссер и актеры прибыли с семьями. Жители деревни расселили всех в своих домах. В первую же ночь, когда пошел ливень, выяснилось: в помещении, где остановились Никулин с супругой Татьяной, крыша похожа на дуршлаг. Полночи пришлось двигать раскладушки, чтобы найти место, где не капает с потолка. Владельцами дома оказались очень пожилые люди. Пришлось за счет средств, отпущенных на строительство декораций, починить им крышу.
Когда картину смонтировали, началось новое противостояние с худсоветом. Мэтры, лауреаты сталинских премий обвиняли авторов в том, что те специально отыскивали плохие квартиры, убогий быт, а это антисоветчина. У Кулиджанова опустились руки.
И вдруг Герасимов показал ленту министру культуры. Фурцева осталась в полном восторге и убедила отдел ЦК КПСС по культуре, что никакой крамолы в фильме нет. После премьеры 26 марта 1962 г. на студию и лично Никулину пришли тысячи писем, в которых люди делились такими же печальными историями. Израненный войной народ узнал себя в героях картины.
Еще материалы рубрики:
Как смерть танцора вдохновила сценаристов на создание фильма «Зимний вечер в Гаграх»
А после репетиций – в футбол. Как снимали фильм «Обломов»
Как снимался фильм «Отпуск за свой счет», и почему все сцены с Михаилом Боярским приказали вырезать
Почему режиссер ленты «Берегите мужчин!» и хита «Джентльмены удачи» застрелился, не дожив до 60 лет
В 1979 году фильм посмотрели 25 млн зрителей. Как снимали картину «Суета сует»