Реально ли превратить Чижовское водохранилище в зону для купания, и что для этого нужно сделать
Чижовское водохранилище давно привлекает минчан. Некоторые пытаются здесь купаться или ловить рыбу. Однако водоем по-прежнему имеет статус технического. Можно ли ожидать перемен в его назначении, узнавал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Категорически запрещается
В 1982 году в Минске ввели в эксплуатацию Цнянское водохранилище. Со временем пляжную территорию оборудовали разнообразной инфраструктурой для отдыха горожан, и теперь Цнянку по праву называют водной жемчужиной Минска. В противоположной стороне столицы — в Чижовке и Серебрянке — есть еще один водоем. По обустройству и интересному соседству ему, пожалуй, сегодня нет равных в Беларуси. Вдоль береговой полосы Чижовского водохранилища расположены парки имени 900-летия Минска и Н. Грековой, «Чижовка-Арена», принимавшая в 2014 году чемпионат мира по хоккею, православные храмы Минской иконы Божией Матери и в честь Георгия Победоносца, а также спортивная школа по гребле. За дамбой находится столичный зоопарк. Более года назад напротив микрорайона Чижовка-6 «Зеленстроем Заводского района» была создана зона отдыха «Жара», причем ее продолжают расширять и благоустраивать по сей день. Вот только поплавать здесь не получится… Несколько табличек предупреждают: «Купаться категорически запрещается!». В нынешнем году здесь открыли спасательный пост Минской городской организации ОСВОД.
В каком состоянии сейчас водоем, возможно ли его восстановить до полноценного уровня отдыха не только на берегу, но и на воде, и что для этого нужно сделать? На эти и другие вопросы отвечает доктор технических наук, профессор кафедры водоснабжения и водоотведения Белорусского национального технического университета Виктор Левкевич.
Отстойник каскадной системы
— Тружусь в этой области более 40 лет, — рассказывает собеседник. — С Чижовским водохранилищем знаком с 1976 года. Тогда работал в институте комплексного использования водных ресурсов, затем в Академии наук, после чего попросили вернуться в альма-матер — БНТУ. После реконструкции и очистки водоема в 2010-м в городе была закольцована общая система ливневой канализации. С тех пор все стоки при помощи коллекторов централизованно отправляются на Минскую станцию аэрации, где и производится доочистка вод. Кроме этого, функционируют несколько крупных локальных очистных сооружений, которые принимают ливневые стоки и очищают их перед сбросом в Свислочь. Одни из них находятся в районе стадиона «Динамо», другие — на реке Мышке, притоке Свислочи, которая впадает в Чижовское водохранилище, а также в Лошице и других местах Минска.
Как теперь в городе организована схема сброса сточных вод? Промышленные стоки идут по закрытой канализационной сети и подаются на станцию аэрации (МОС-1 и МОС-2). Туда же поступают и бытовые стоки по отдельной системе хозяйственно-бытовой канализации. Функционирует также третья система — ливневая канализация. В нее тоже идут стоки, не отягощенные тяжелыми металлами и нефтепродуктами. В Чижовское водохранилище поступает только часть образующегося на городской территории дождевого стока, который весь очищается. Этот водоем является одним из замыкающих звеньев водного каскада, построенного на Свислочи в 1950–1970-е годы, и связан с Вилейско-Минской водной системой. Он находится внизу каскада и фактически был отстойником, воды которого сбрасывались в Свислочь. Многие годы здесь накапливались разнообразные вредные вещества, поступавшие с МТЗ, МАЗа и других предприятий, а также с ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, которые производили водозабор для обеспечения своих нужд. До реконструкции и очистки всего русла Свислочи и непосредственно Чижовского водохранилища их курировал коллега Виктора Левкевича по кафедре БНТУ профессор, доктор технических наук Эдуард Михневич. По его данным, отклонение от проектного режима эксплуатации, а также нерегламентированный сброс недостаточно очищенных сточных вод привели к снижению водообмена водоема, изменению в нем гидрохимического и теплового режимов, повышению концентрации загрязняющих веществ. Ил был очень сильно загрязнен. Так, содержание канцерогенно опасного соединения бензапирена превышало предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 40–50 раз, а фенолов — в 1 000. Во многих пробах было зафиксировано превышение ПДК по тяжелым металлам, в частности по хрому, в 1 000 раз…
Вывезли и захоронили
— Очистка водоема позволила углубить его с 2,5 до 5 метров, — продолжает Виктор Левкевич. — На дне его тогда наблюдались даже отложения мазута и дизтоплива, поступившие сюда после ряда серьезных инцидентов, связанных с разливом нефтепродуктов в 1950–1960-е годы на станции Минск-Сортировочный. И весь этот «слоеный пирог», первооснову которого составили тысячи тонн ила, вывезли и захоронили на полигонах. Переработать его было невозможно. После этого ограничили сбросы стоков предприятий и ливневой канализации в водоем. Если что-то и отложилось в нем впоследствии, то лишь песок. Местами, правда, вполне возможна нефтяная пленка, попадающая сюда с дождевой водой с улично-дорожной сети. КПД очистных сооружений, установленных тогда на Чижовском водохранилище, около 80 %. По проекту, а его никто пока не отменял, водоем по-прежнему остается объектом технического водоснабжения.
Конкретизировать степень его нынешнего загрязнения собеседник не может, потому что наблюдение за ним ведут и периодически отбирают пробы воды специалисты Минского городского центра гигиены и эпидемиологии. БНТУ занимается только гидрологическим режимом водохранилища, а не химическим. Виктор Евгеньевич предполагает, что по аналогии с другими водоемами технологического значения в Чижовке сегодня вполне могут присутствовать такие вредные вещества, как свинец, хром и отчасти бензапирен. Но их содержание невелико, и они могут концентрироваться в глубокой части русла водоема в слое отложений толщиной максимум 20–30 сантиметров.
А купаться можно будет?
Чтобы изменить статус водоема на рекреационный, нужно поменять режим его эксплуатации, провести комплексную экспертную оценку, уточняет Виктор Левкевич. Для этого должно быть организовано обследование и дана независимая и объективная оценка качества воды и донных отложений. А также представлено заключение, может ли водоем быть использован для целей рекреации, в том числе для купания, соревнований и т. д.
— Вначале необходимо изыскать средства на обследование водоема, — поясняет специалист. — Заняться обработкой образцов воды и ила должна аттестованная лаборатория. Это могут быть Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» или Центральный НИИ комплексного использования водных ресурсов Минприроды Республики Беларусь. Принять участие могут и специалисты столичной санэпидслужбы. Анализируются качество воды, степень загрязнения водоема или его отдельных участков и возможности их технической локализации.
Затем готовится проект и определяется подрядчик для выполнения обозначенных работ. На все это нужны финансы. Однако по сравнению с 2010 годом их понадобится значительно меньше.
Чистоту пойманной рыбы на этом водоеме контролирует санэпидслужба города, а также Институт рыбного хозяйства. За состоянием береговой полосы, зарастающей камышом и другой растительностью, обязан следить местный «Зеленстрой».
— Проблема этого водоема еще и в том, что он слабопроточный, — продолжает Виктор Евгеньевич. — В нем активно развивается такой организм, как дрейссена — ракушка-моллюск, которой обрастают защитные решетки (поверхностных водозаборов ТЭЦ, водосбросного сооружения). Бороться с ним очень тяжело и накладно. Очищают решетки от ракушек несколько раз в год. Считаю, что превратить Чижовское водохранилище в полноценную зону отдыха вполне возможно при заинтересованности общественности и городских властей.
Справочно
Чижовское водохранилище создано на реке Свислочи в 1951 году для водоснабжения ТЭЦ-3 и нескольких промышленных предприятий и входит в Вилейско-Минскую водную систему. Его площадь — 1,5 кв. км, наибольшая глубина — 4,7 м. В 2010-м провели очистку водоема, на что потратили 6 млрд неденоминированных рублей. В том же году здесь ввели в строй малую ГЭС с двумя гидроагрегатами суммарной мощностью 260–300 кВт.
Фото автора, БЕЛТА и Павла Русака