Ребенок убегал из дома от пьяной матери. Минчанку лишили родительских прав
Под председательством судьи суда Первомайского района Ирины Митрахович рассмотрено гражданское дело по иску районного управления по образованию о лишении 39-летней минчанки родительских прав в отношении сына, 2016 года рождения. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Елена* пришла в суд в спортивной одежде, с маленькой сумочкой через плечо и ярким маникюром. Ее сопровождал новый сожитель. Со стороны казалось: ответчица до конца не осознавала, что ее могут лишить родительских прав. В некоторых моментах она горячо пыталась оспаривать доводы представителя управления по образованию, вела себя вызывающе, из-за чего судья делала ей замечания.
Когда сыну Елены не исполнилось еще и полутора лет, малыша признали нуждающимся в государственной защите и забрали из семьи, потому что его мама и папа беспробудно пьянствовали. Опеку над ним тогда оформила бабушка по линии отца.
В июне 2018-го суд лишил мужчину родительских прав, Елене же дали шанс на исправление. Ей вернули ребенка. Она обещала вести добропорядочный образ жизни. Казалось, минчанка сделала правильные выводы и больше не допустит такого поведения. Увы, на деле все иначе.
В декабре 2023 года она привела сына в детский сад с опозданием. Воспитатель заметила, что мать в нетрезвом состоянии. Последняя отмахнулась: мол, ушла в отпуск, позволила себе расслабиться.
Заведующая связалась с отделом кадров предприятия, на котором трудится Елена, и выяснила: в тот день та отсутствовала на рабочем месте без уважительной причины. Вечером она пришла за малышом пьяной. Чтобы не подвергать воспитанника опасности, заведующая приняла решение не отдавать ей мальчика. Его поместили в приют социально-педагогического центра Первомайского района.
В последующие дни педагоги приходили домой к Елене, однако дверь им никто не открывал. На звонки минчанка не отвечала, на работу не выходила.
Выяснилось, что нерадивая мать регулярно заглядывает на дно бутылки. Когда она находилась в алкогольном беспамятстве, сын неоднократно уходил из дома и один гулял по району в позднее время.
Елену пытались образумить, но она упорно не желала становиться на путь исправления. Женщина не посещала занятия с психологом и социальным педагогом, не пришла на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, систематически прогуливала работу. Задолженность по коммунальным платежам за ее двухкомнатную квартиру на улице Волгоградской превысила 3 500 рублей. Расходы на содержание сына, который находился на государственном обеспечении, минчанка не возмещала.
Когда межведомственной комиссии все же удалось попасть к ней в квартиру, там было накурено и не убрано. В одной из комнат находился пьяный мужчина — ее сожитель. Елене в очередной раз порекомендовали пройти лечение от алкоголизма, однако та отказалась, сославшись на то, что у нее эпилепсия.
Мать регулярно навещала ребенка в приюте, но не сделала ничего, чтобы вернуть его. Управление по образованию было вынуждено обратиться в суд с иском о лишении ее родительских прав и передаче несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства. Ответчица требования не признала.
Допрошенный по просьбе Елены в судебном заседании сожитель характеризовал даму сердца положительно, просил дать ей последний шанс под его ответственность.
В прениях минчанка еще раз попыталась оправдаться, но не обронила ни одной фразы о том, что любит сына и хочет его вернуть.
Суд, заслушав стороны и свидетеля, исследовав заключение районного управления по образованию, изучив письменные материалы дела, выслушав мнение прокурора, удовлетворил заявленные исковые требования.
Решение суда Елена слушала спокойно, даже с безразличием.
Компетентный комментарий
— Лишение родительских прав — исключительная мера, направленная на защиту интересов детей, — говорит заместитель председателя суда Первомайского района по гражданским делам Ирина Митрахович. — В соответствии со ст. 80 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка. Такое может произойти, к примеру, если взрослые не выполняют свои обязанности; злоупотребляют правами или жестоко обращаются с детьми; ведут аморальный образ жизни; отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании.
Притом ст. 84 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусматривает, что родители могут восстановиться в правах, если этого требуют интересы детей, и они не усыновлены. Такие иски подают мамы и папы, однако не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения о лишении их родительских прав. Суду необходимо проверить, изменились ли поведение и образ жизни истцов, выяснить их отношение к воспитанию детей. При этом для восстановления в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие.
*Имя героини изменено по этическим соображениям.
Читайте также:
- Независимый Вольтер, «закон о невозвращенцах» и дебют Эллы Фицджеральд. Этот день в истории: 21 ноября
- Одну из улиц в столице хотят назвать именем Ивана Баграмяна. Чем прославился этот выдающийся военачальник
- За два года ни разу не позвонил. Суд лишил родительских прав мужчину, избегавшего общения с дочками
Смотрите также: