Режиссер искала исполнителей через детские комнаты милиции. Как снимали фильм «Пацаны»
Почти всех исполнителей ролей режиссер искала через детские комнаты милиции, в спецприемниках и закрытых школах для трудных подростков. О том, как создавали художественную картину «Пацаны», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Павел Антонов собирает трудных, состоящих на учете в милиции подростков и увозит их в летний спортивно-трудовой лагерь, где пытается помочь каждому из неблагополучных ребят измениться и обрести будущее.
Правдивая история
Фильмы режиссера Динары Асановой были сняты на таком нерве, что становились для зрителей эмоциональным потрясением. О кино она мечтала с детства. Окончив школу, Асанова пришла на студию «Киргизфильм» в родном городе Фрунзе (сегодня Бишкек) и попросила принять ее на любую должность. Девушку взяли ассистентом режиссера. Даже официально устроили ей ознакомительную поездку в Москву, где она побывала на Киностудии имени Максима Горького и во ВГИКе. В это учебное заведение она поступила через два года на курс Михаила Ромма. Дипломной работой стала короткометражная картина «Рудольфио» по рассказу Валентина Распутина. По сюжету девятиклассница испытывает платоническую любовь к женатому мужчине, пытаясь пробудить в нем отцовские чувства, которых ей не хватает в семье. Он же, не желая себя компрометировать, рвет не начавшиеся отношения. После экранизации истории Динару не взяли ни на одну из московских киностудий. Но на «Ленфильме» разглядели в ней перспективного постановщика, способного снимать картины по подростковой проблематике. Она очень тонко чувствовала несчастье несовершеннолетних, связанное с семейными передрягами взрослых. Принимала близко к сердцу детские трагедии в своих фильмах, считая, что только так можно добиться искренности на экране, брала на роли тех, кто пережил драму. Например, Ольга Машная, постоянно появлявшаяся в ее лентах, в 15 лет ушла из родительского дома. Асанова приняла ее как мать и опекала.
Литератор Юрий Клепиков стал сценаристом первой полнометражной картины Динары «Не болит голова у дятла» (1974). Спустя девять лет он принес ей свой новый сценарий «Пацаны», история основана на реальных событиях. В 1960-е годы в Ленинграде жил педагог-подвижник, ставший прообразом Павла Антонова, которого сыграл Валерий Приемыхов. Только в жизни всё было гораздо острее и жестче. Антонов добился открытия под Ленинградом лагеря, куда привозил детей из неблагополучных семей, пытаясь без всяких нотаций вернуть их на путь истинный. Поскольку речь о 1960-х, сложно поверить, но факт остается фактом: это были не просто уличные хулиганы, а наркоманы, коловшиеся тогда неизвестно чем. Конечно, в начале 1980-х годов тему наркомании не могли допустить в советском кино. Поэтому в ленте наркотики заменили пристрастием к алкоголю.
Проверены временем
Валерий Приемыхов никогда не считал себя актером. Он окончил сценарный факультет ВГИКа. Периодически предлагал Асановой свои работы. Она же, глядя на его мужественную фактуру, хотела видеть его в своих фильмах в качестве главного героя. Приемыхов долго не соглашался. Однако в 1979-м поддался на уговоры и снялся в ее картине «Жена ушла» по сценарию Виктора Аристова. Альянс состоялся. Следующий фильм, «Никудышная», Асанова делала уже по сценарию Приемыхова, снова задействовав его в одной из ролей. В качестве сценариста и актера он выступил и в ее предпоследней ленте «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984). Когда в руки Динары попал сценарий «Пацаны», она не сомневалась: роль начальника летнего спортивно-трудового лагеря Павла Антонова предназначена для Приемыхова.
Было еще несколько исполнителей, которых режиссер задействовала в своих постановках на постоянной основе. Одна из них — Екатерина Васильева — в «Пацанах» исполнила роль матери Пети Зайцева. Марина Левтова снималась у Динары, начиная с фильма «Ключ без права передачи» (1976). В «Пацанах» также не обошлось без нее. Девушке досталась роль подруги одного из героев. Правда, актрисе уже исполнилось 23 года, но выглядела она как старшеклассница.
Наш земляк Зиновий Гердт сыграл сердобольного судебного заседателя, а актер Драматического театра Белорусской армии Евгений Никитин — циничного воспитателя Куренного.
Большинство исполнителей ролей обитателей лагеря режиссер искала через детские комнаты милиции и спецприемники. Она хотела видеть в кадре не паинек, изображающих юношей со сломанными судьбами, а пацанов, по-настоящему опаленных жизнью.
Примечание — «посмертно»
Фильм снимали в 1983 году на берегу Ладожского озера в городе Приозерске под Ленинградом. Поскольку в населенном пункте было много хулиганистой братвы, столько же — на съемочной площадке, во время кинопроцесса присутствовал наряд милиции. Боялись, что местные подерутся с приезжими. Асанова и Приемыхов разрешили всем обращаться к ним на ты. И даже создали в группе атмосферу лагеря, о котором делали фильм. Поэтому участники кинопроцесса порой забывали, что их снимают. Вели себя так же естественно, как в жизни. Они не играли, а жили в кадре. Приемыхов вне работы стал для них тем самым педагогом Антоновым, который старался помочь ребятам переосмыслить себя, показать, что есть другая, нормальная жизнь.
Одна из особенностей фирменного стиля Асановой заключалась в том, что она не пыталась в точности следовать сценарию. Диалоги и даже ситуации часто придумывали сами исполнители прямо по ходу мизансцен, черпая подробности из собственной жизни. Режиссер считала, что в кино о детях нельзя держаться за печатное слово — выйдет фальшиво. Категорично заявляла: сценарий умирает, когда рождается кино.
Постановщик хотела показать, насколько важной для мальчишки, ставшего на кривую дорожку, может оказаться встреча с человеком, на которого он захочет быть похожим. Она снимала кино об одиночестве и о жажде любви тех, кого обычно называют изгоями. Подростки с заблудшими душами поняли, что ответственны не только за себя, но и за людей, которые им поверили и ждут от них помощи в создании фильма.
Картина для некоторых стала поворотным моментом. Например, Андрея Зыкова, сыгравшего роль Вовы Киреева, киношники нашли в спецшколе. Он был отъявленным хулиганом. После съемок остепенился.
А вот Сергей Наумов, исполнивший роль Саши Белоусова, угодил в колонию на длительный срок и писал Асановой письма с извинениями. Ему казалось, он подвел друга, который давал ему путевку в другую жизнь.
Окончательную версию картины чиновники не приняли. Сказали, что фильм оставляет впечатление, будто трудные подростки в СССР безразличны всем, кроме педагога, роль которого исполнил Приемыхов. Заставили снять финальную сцену, где его персонаж дает интервью тележурналисту центрального телеканала о своих методах перевоспитания. Это означало, что проблемой озабочены на государственном уровне и всячески пытаются содействовать.
Оператор Векслер, сценарист Клепиков, актер Приемыхов, режиссер Асанова за фильм были удостоены Государственной премии СССР. Правда, Динара Кулдашевна не узнала об этом. В ее наградном документе есть примечание — «посмертно». Сердце Асановой остановилось в апреле 1985-го. Ей было всего 42 года.
Еще материалы рубрики:
Сожгли настоящий хутор и пшеничное поле. Как снимали фильм «Они сражались за Родину»
Смотрите также: