1200 90

Режиссер Нечаев и сценарист Веткина пошли на аферу, чтобы создать фильм «Приключения Буратино»

Фильм «Приключения Буратино» стал культовым и разошелся на цитаты. Как создавали кинохит и почему его рождение называют авантюрным — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

5334bbb6cc0e74aac77a180f3fe4b6b3 1

«Приключения Буратино»

Продолжение следует

1976 год. Москва, Центральное телевидение. После успеха фильма-сказки «Приключения Буратино», показанного на телеэкранах 1 и 2 января, режиссера Леонида Нечаева и сценариста ленты, главного редактора сценарно-редакционной коллегии творческого объединения «Экран» Инну Веткину вызвал директор этого подразделения по производству фильмов Борис Хессин. Он поздравил с удачей в деле поиска золотого ключика к детским сердцам и вежливо поинтересовался, не желают ли соавторы продолжить работу в том же духе. Нечаев выпалил: «Да, хотим снять о Красной Шапочке». Инна Ивановна тут же больно наступила ему на ногу под столом. Начальник, не переставая улыбаться, подвел итог: «Прекрасно! Тогда жду сценарий на утверждение!» Когда вышли от Хессина, Веткина схватила режиссера за рукав пиджака и сказала: «Ты с ума сошел! В этой народной байке, пересказанной Шарлем Перро и переписанной братьями Гримм, три страницы от силы! О чем снимать будем?»

leonid nechaev 01

Леонид Нечаев

И. Веткина была разносторонне развитой девушкой, поэтому долго искала себя. В 1946-м поступила на режиссерский факультет ВГИКа, но не создала ни одного фильма. В 1951–1956 гг. училась в Литературном институте им. А. М. Горького. Книг не писала, однако успела поработать литсекретарем у прозаика Виталия Бианки.

В 1959-м ушла в новую тогда сферу — телевидение. В литературно-драматической редакции возглавляла отдел сатиры и юмора. Благодаря ей в 1966 году появилась знаменитая в ту пору программа «Кабачок «13 стульев». Как только в 1967-м открылось объединение «Экран», перешла туда. Оно самостоятельно производило около 15 телекартин в год и выполняло в структуре Гостелерадио функции заказчика съемок телефильмов и сериалов на киностудиях страны. Ежегодно таких заказов было более 100. Веткиной как главному редактору требовалось искать темы для лент, обозначать круг авторов, вычитывать чужие сценарии, писать что-то самой.

С 1970-го в объединении начали делать мультипликационное кино для показа на телевидении. Так появились циклы: «Приключения Незнайки и его друзей», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения кота Леопольда».

Буратино тоже должен был предстать перед нами в рисованной ипостаси, если бы не находчивость режиссера.

Авантюра

inna vetkina

Инна Веткина

Когда И. Веткина написала сценарий пяти серий мультфильма «Приключения Буратино», руководители «Экрана», исходя из прежнего опыта, понимали: один режиссер будет делать их до второго пришествия. Решили доверить серии пяти постановщикам, чтобы они снимали их синхронно. Одна досталась Л. Нечаеву. Ранее тот занимался в московском «Экране» режиссурой биографической документалистики. Но в 1974-м буквально спас «Беларусьфильм». В Минске снимали ленту «Приключения в городе, которого нет». Герой картины по стечению обстоятельств попадает в сказочный город, где живут литературные персонажи. История была унылой. Первый взявшийся за нее постановщик провалил дело, растратил бюджет. А у приглашенного все исправить Нечаева в этом фильме персонажи стали хулиганить, петь и танцевать. Лента сложилась, режиссера благодарили. Помня об этом, он взял текст своей серии мультипликационного «Буратино» и оформил как заявку на двухсерийное художественное игровое кино. Приехал в Минск, сказал на киностудии: мол, начальство Центрального телевидения в Москве не против, если вы поставите в план производство этого детского фильма для дальнейшего показа в московском телеэфире. Белорусские киночиновники подумали: почему бы и нет? Однако нужен внятный сценарий. Вернувшись в Белокаменную, Нечаев рассказал Веткиной о своем поступке в духе Остапа Бендера. Она была в шоке. Но потом талантливую Инну Ивановну охватил азарт. Решила поучаствовать в авантюре. Предала афере статус официального заказа от объединения «Экран» и очень быстро переделала литературную основу мультсериала в сценарий фильма «Приключения Буратино». Произведение изобиловало, как говорят сейчас, мемами: «щас в рожу вцеплюсь!», «богатенький Буратино», «крекс, фекс, пекс», «пациент скорее мертв, чем жив» и прочими перлами. Кино стало культовым и разошлось на цитаты.

fmt 97 24 27152958.986709.6833

«Про Красную Шапочку»

Финал без оптимизма

После заявленного в кабинете Хессина намерения снимать историю о Красной Шапочке И. Веткина думала сутки, а потом набрала номер Нечаева и произнесла одно слово: «Приезжай». Он прибыл к ней домой. Идея литератора заключалась в том, чтобы сочинить продолжение классической истории. Оба не выходили из квартиры две недели. Леонид Алексеевич рассказывал: «Помню, она, несчастная, в таком авральном режиме до того доработалась, что пыталась прикурить от водопроводного крана». Сценарий будущего фильма «Про Красную Шапочку» был готов за 14 дней. Сказка стала хитом для целого поколения.

Альянс сценариста Веткиной и постановщика Нечаева существовал почти 10 лет. Ленты минской студии по заказу московского объединения «Экран» «Проданный смех» (1981), «Сказка о звездном мальчике» (1983) — их совместные произведения. Некоторые зрители считают их проигрышнее первых. На деле фильм про Буратино, Красную Шапочку — это для детей 10–12 лет. А вот две вышеперечисленные картины — для публики 13–16 лет. В них есть элемент фантастики и философская подоплека, которую заложили авторы первоисточников Джеймс Крюс и Оскар Уайльд.

7994890 900 1

«Сказка о звездном мальчике»

На этом союз распался. Следующий сценарий Инны Ивановны Нечаев не принял, так как был увлечен сценарными работами нового соавтора Георгия Полонского, включая «Рыжий, честный, влюбленный», и еще несколькими произведениями, вскоре экранизированными «Беларусьфильмом».

И. Веткина умерла в 1995 году. В 2007-м Леонид Алексеевич вернулся к ее ранее отвергнутому сценарию «Дюймовочка». Снял ленту, однако она осталась незамеченной. Интерпретация классической сказки морально устарела.

Москвич Нечаев, отчасти сделавший белорусскую студию детским Голливудом 1970–1980-х, делился: «За 17 лет я снял в Минске 13 картин, а в Москве за 20 лет — только три! Но я так и не стал «своим» в белорусской столице. Меня несколько раз выдвигали на соискание Госпремии СССР, но так ни разу и не дали. Я успел до развала Союза закончить фильм «Безумная Лори». И потом десять лет — ничего! Хоть ложись и умирай».

Отрадно, что ленты И. Веткиной и Л. Нечаева продолжают радовать любителей детской советской киноклассики, которые помнят их создателей.

Еще материалы рубрики:

Гагарин сдавал ему экзамен. Чем известен «быстрый разум» советской космонавтики Феоктистов

Через конкурентов и бюрократию — к звездам. Как в СССР создавался прототип современной МКС

Любовь Мастера. Вспоминаем о «забытой» жене Булгакова

Ателье на Арбате и сотрудничество с НКВД. Как жил минчанин, ставший главным фотопортретистом СССР

Профессия — Ширвиндт. Как актер, сыгравший всего две главные роли в кино, сумел стать знаменитостью

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.