Режиссер Нечаев и сценарист Веткина пошли на аферу, чтобы создать фильм «Приключения Буратино»
Фильм «Приключения Буратино» стал культовым и разошелся на цитаты. Как создавали кинохит и почему его рождение называют авантюрным — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Продолжение следует
1976 год. Москва, Центральное телевидение. После успеха фильма-сказки «Приключения Буратино», показанного на телеэкранах 1 и 2 января, режиссера Леонида Нечаева и сценариста ленты, главного редактора сценарно-редакционной коллегии творческого объединения «Экран» Инну Веткину вызвал директор этого подразделения по производству фильмов Борис Хессин. Он поздравил с удачей в деле поиска золотого ключика к детским сердцам и вежливо поинтересовался, не желают ли соавторы продолжить работу в том же духе. Нечаев выпалил: «Да, хотим снять о Красной Шапочке». Инна Ивановна тут же больно наступила ему на ногу под столом. Начальник, не переставая улыбаться, подвел итог: «Прекрасно! Тогда жду сценарий на утверждение!» Когда вышли от Хессина, Веткина схватила режиссера за рукав пиджака и сказала: «Ты с ума сошел! В этой народной байке, пересказанной Шарлем Перро и переписанной братьями Гримм, три страницы от силы! О чем снимать будем?»
И. Веткина была разносторонне развитой девушкой, поэтому долго искала себя. В 1946-м поступила на режиссерский факультет ВГИКа, но не создала ни одного фильма. В 1951–1956 гг. училась в Литературном институте им. А. М. Горького. Книг не писала, однако успела поработать литсекретарем у прозаика Виталия Бианки.
В 1959-м ушла в новую тогда сферу — телевидение. В литературно-драматической редакции возглавляла отдел сатиры и юмора. Благодаря ей в 1966 году появилась знаменитая в ту пору программа «Кабачок «13 стульев». Как только в 1967-м открылось объединение «Экран», перешла туда. Оно самостоятельно производило около 15 телекартин в год и выполняло в структуре Гостелерадио функции заказчика съемок телефильмов и сериалов на киностудиях страны. Ежегодно таких заказов было более 100. Веткиной как главному редактору требовалось искать темы для лент, обозначать круг авторов, вычитывать чужие сценарии, писать что-то самой.
С 1970-го в объединении начали делать мультипликационное кино для показа на телевидении. Так появились циклы: «Приключения Незнайки и его друзей», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения кота Леопольда».
Буратино тоже должен был предстать перед нами в рисованной ипостаси, если бы не находчивость режиссера.
Авантюра
Когда И. Веткина написала сценарий пяти серий мультфильма «Приключения Буратино», руководители «Экрана», исходя из прежнего опыта, понимали: один режиссер будет делать их до второго пришествия. Решили доверить серии пяти постановщикам, чтобы они снимали их синхронно. Одна досталась Л. Нечаеву. Ранее тот занимался в московском «Экране» режиссурой биографической документалистики. Но в 1974-м буквально спас «Беларусьфильм». В Минске снимали ленту «Приключения в городе, которого нет». Герой картины по стечению обстоятельств попадает в сказочный город, где живут литературные персонажи. История была унылой. Первый взявшийся за нее постановщик провалил дело, растратил бюджет. А у приглашенного все исправить Нечаева в этом фильме персонажи стали хулиганить, петь и танцевать. Лента сложилась, режиссера благодарили. Помня об этом, он взял текст своей серии мультипликационного «Буратино» и оформил как заявку на двухсерийное художественное игровое кино. Приехал в Минск, сказал на киностудии: мол, начальство Центрального телевидения в Москве не против, если вы поставите в план производство этого детского фильма для дальнейшего показа в московском телеэфире. Белорусские киночиновники подумали: почему бы и нет? Однако нужен внятный сценарий. Вернувшись в Белокаменную, Нечаев рассказал Веткиной о своем поступке в духе Остапа Бендера. Она была в шоке. Но потом талантливую Инну Ивановну охватил азарт. Решила поучаствовать в авантюре. Предала афере статус официального заказа от объединения «Экран» и очень быстро переделала литературную основу мультсериала в сценарий фильма «Приключения Буратино». Произведение изобиловало, как говорят сейчас, мемами: «щас в рожу вцеплюсь!», «богатенький Буратино», «крекс, фекс, пекс», «пациент скорее мертв, чем жив» и прочими перлами. Кино стало культовым и разошлось на цитаты.
Финал без оптимизма
После заявленного в кабинете Хессина намерения снимать историю о Красной Шапочке И. Веткина думала сутки, а потом набрала номер Нечаева и произнесла одно слово: «Приезжай». Он прибыл к ней домой. Идея литератора заключалась в том, чтобы сочинить продолжение классической истории. Оба не выходили из квартиры две недели. Леонид Алексеевич рассказывал: «Помню, она, несчастная, в таком авральном режиме до того доработалась, что пыталась прикурить от водопроводного крана». Сценарий будущего фильма «Про Красную Шапочку» был готов за 14 дней. Сказка стала хитом для целого поколения.
Альянс сценариста Веткиной и постановщика Нечаева существовал почти 10 лет. Ленты минской студии по заказу московского объединения «Экран» «Проданный смех» (1981), «Сказка о звездном мальчике» (1983) — их совместные произведения. Некоторые зрители считают их проигрышнее первых. На деле фильм про Буратино, Красную Шапочку — это для детей 10–12 лет. А вот две вышеперечисленные картины — для публики 13–16 лет. В них есть элемент фантастики и философская подоплека, которую заложили авторы первоисточников Джеймс Крюс и Оскар Уайльд.
На этом союз распался. Следующий сценарий Инны Ивановны Нечаев не принял, так как был увлечен сценарными работами нового соавтора Георгия Полонского, включая «Рыжий, честный, влюбленный», и еще несколькими произведениями, вскоре экранизированными «Беларусьфильмом».
И. Веткина умерла в 1995 году. В 2007-м Леонид Алексеевич вернулся к ее ранее отвергнутому сценарию «Дюймовочка». Снял ленту, однако она осталась незамеченной. Интерпретация классической сказки морально устарела.
Москвич Нечаев, отчасти сделавший белорусскую студию детским Голливудом 1970–1980-х, делился: «За 17 лет я снял в Минске 13 картин, а в Москве за 20 лет — только три! Но я так и не стал «своим» в белорусской столице. Меня несколько раз выдвигали на соискание Госпремии СССР, но так ни разу и не дали. Я успел до развала Союза закончить фильм «Безумная Лори». И потом десять лет — ничего! Хоть ложись и умирай».
Отрадно, что ленты И. Веткиной и Л. Нечаева продолжают радовать любителей детской советской киноклассики, которые помнят их создателей.
Еще материалы рубрики:
Гагарин сдавал ему экзамен. Чем известен «быстрый разум» советской космонавтики Феоктистов
Через конкурентов и бюрократию — к звездам. Как в СССР создавался прототип современной МКС
Любовь Мастера. Вспоминаем о «забытой» жене Булгакова
Ателье на Арбате и сотрудничество с НКВД. Как жил минчанин, ставший главным фотопортретистом СССР
Профессия — Ширвиндт. Как актер, сыгравший всего две главные роли в кино, сумел стать знаменитостью