Режиссер заставлял актрису падать по 10 дублей подряд. Как снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь»
Во время съемок фильма «Мой ласковый и нежный зверь» 41-летний режиссер Эмиль Лотяну нашел 16-летнюю музу в лице исполнительницы главной роли, а после съемок фильма женился на ней. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Конец XIX века. Дочь лесника Ольга кажется ангелом во плоти, однако на деле расчетлива и тщеславна. В нее влюбляются сразу трое немолодых мужчин. Она выходит замуж за самого богатого из них — дворянина Урбенина.
Правда, ей симпатичен Камышев, не располагающий достаточными средствами. Он уязвлен. Неожиданно история о любовном многоугольнике превращается в остросюжетный детектив с изменами и убийством в финале.
Ловелас и сердцеед
Режиссер Эмиль Лотяну родился в 1936 году в селе Клокушна в Бессарабии, когда она еще оставалась территорией Румынии. С детства мальчишку тянуло к литературе и живописи. В 1952 году он получил аттестат в Бухаресте, хотел поступать в киношколу, но не был принят. Тогда парень принял смелое решение, обратился в советское посольство с просьбой о репатриации в СССР. Ведь в 1944 году произошло присоединение Бессарабии к Советскому Союзу, и он как бы возвращался на родину, в свою деревню. Но в селе не засиделся. Поехал в Москву. В 1953 году поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ.
Через два года понял: ему тесно в актерской профессии. Забрал документы. После экзаменов был принят на режиссерский факультет ВГИКа. С 1962-го работал постановщиком на киностудии «Молдова-фильм», где нашел свой жанр — романтическую драму, окрашенную в цыганские тона. Он снимал вне всяких правил и идеологий об обжигающем темпераменте и умении страстно любить женщин. И любил сам. Первой его музой стала Светлана Тома, которую он случайно встретил на автобусной остановке в Кишиневе и сделал кинозвездой. Лотяну снимал ее во многих картинах: «Красные поляны» (1966), «Лаутары» (1971), наконец, «Табор уходит в небо» (1976). Находясь в браке, Светлана не скрывала близких отношений с всегда энергичным режиссером. Дело дошло до того, что в 1972 году 25-летний супруг актрисы покончил с собой.
В середине 1970-х Лотяну — победитель кинофестиваля в Сан-Себастьяне (Испания) — переезжает в Москву. На «Мосфильме» ему предлагают отложить на время цыганскую тему и подумать о русской классике. Он на бумаге адаптирует для экрана повесть Антона Чехова «Драма на охоте», дает сценарию название «Мой ласковый и нежный зверь». Впереди было самое сложное: найти актрису. Светлане Тома уже исполнился 31 год — цветущая красивая женщина. А по сценарию дочь лесничего Ольга — юная невинная девушка, почти нимфетка.
Муза в отставке
По заданию режиссера ассистенты разъехались по всей стране в поисках главной героини. Задача была такова: отыскать нечто среднее между Татьяной Самойловой в юности и Одри Хепберн. Галину Беляеву отыскали в Воронежском хореографическом училище. Внешностью постановщик остался доволен. Правда, попытки провести с ней многочисленные актерские пробы не увенчались успехом. Режиссер намеревался отправить 16-летнюю претендентку на роль обратно в Воронеж. В то же время в актерской труппе появился Олег Янковский, и его парный эпизод с девушкой убедил Лотяну.
Сам Олег Иванович попал в ленту без кинопроб на роль Камышева. Актер согласился не сразу. Ему не нравилась переделанная Лотяну версия повести Чехова, но из интереса поработать с Эмилем Владимировичем дал добро. К слову, советский секс-символ имел прямое отношение к Минску. В 1957 году его старший брат Ростислав стал работать на сцене Государственного русского драматического театра имени М. Горького. Чтобы избавить мать от материальных забот, он забрал 13-летнего Олега к себе. Здесь мальчик ходил в школу, занимался в футбольной секции и даже впервые вышел на сцену в спектакле «Барабанщица» в роли мальчика Эдика. БССР внесла свою лепту в становление звезды: снимаясь в дебютной картине «Щит и меч» (1968), параллельно исполнил главную роль в белорусском фильме «Жди меня, Анна» (1969), где сыграл журналиста.
Кинопробы не проходили и другие звезды, например Кирилл Лавров, утвержденный на роль графа Карнеева. Но возникли сложности: его персонаж — похотливый аморальный алкоголик, а Кирилл Юрьевич был депутатом Верховного Совета СССР, исполнял роли Ленина и других советских деятелей. Киноначальство пыталось запретить ему участвовать в ленте, но Лавров настаивал, что для него как актера роль интересна. Чиновники сдались.
Петра Егоровича Урбенина, дворянина, управляющего имением, сыграл известный исполнитель Леонид Марков, актер Театра имени Моссовета.
В повести Чехова действительно есть короткая ремарка о том, что однажды в имение пригласили цыган. Лотяну воспользовался этим и, следуя своей страсти, наводнил ленту цыганскими распевами. Табор с гитарами периодически присутствует в кадре. В его составе оказалась и бывшая муза режиссера Светлана Тома.
Называл самодеятельностью
Большая часть съемок фильма проходила в подмосковном Валуево, в усадьбе XVIII века, некогда принадлежавшей графу Мусину-Пушкину. Городские сцены были отсняты в Суздале.
Говорили, что и в работе, и в жизни Лотяну был человеком-цунами, перед которым невозможно устоять. Вся труппа знала, что с начала съемок 41-летний постановщик ухаживал за 16-летней исполнительницей главной роли. Завязался бурный роман. Но это не мешало, а только способствовало достижению высокого качества фильма. Свою любовь и страсть режиссер выплескивал на экран. Был требователен к Галине, заставлял падать по 10 дублей подряд, если этого требовал сценарий, а по окончании съемочного дня превращался в нежного поэта с цветами, читал ей собственные стихи. Впрочем, о девушке заботилась вся команда, ведь она была еще ребенком, к тому же неопытным и хрупким. Кирилл Лавров несколько раз отправлял ее после съемок на выделенной ему «Волге», а сам добирался на попутках, о чем парторганизатор студии написал докладную записку!
Говоря о ленте, нельзя не вспомнить знаменитый вальс Евгения Доги, который считается одним из лучших не только в советском, но и в мировом кино. Вначале перед Догой стояла одна задача: подобрать вальс XIX века в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Но как он ни старался, как ни перебирал существовавшие записи, не мог прийти к желаемому результату. Накануне запланированного дня съемок, когда вальс должен был состояться, композитор сообщил режиссеру о своей неудаче, упомянув, что у него есть собственные наработки. Сел за инструмент, показал их. Лотяну остался в восторге и велел за ночь дописать финал. Съемки сцены танца прошли под звуки вальса, сыгранного на фортепиано. Для окончательной версии нужно было записать вальс с оркестром. Дирижер Сергей Скрипка вспоминал, как режиссер после каждого дубля (всего их было 12) ругался матом и называл исполнение коллектива сельской самодеятельностью. Но результат на слуху!
Премьера фильма состоялась 18 сентября 1978 года. После нее Лотяну женился на Беляевой, в семье родился сын Эмиль.
Картину ругали за излишнюю цыганщину и искажение произведения Чехова. Однако зрители любят это кино и сегодня с удовольствием его пересматривают.
Еще материалы рубрики:
Как на съемках новогоднего фильма «Сирота казанская» Лев Дуров едва не погиб от рук Валентина Гафта
Андрей Соколов в период съемок попал в тюрьму. Интересные факты о фильме «Маленькая Вера»