«Руки вверх! Выключить рацию». Как белорус предотвратил первый в СССР угон гражданского самолета
Первый в СССР угон гражданского самолета предотвратил белорус. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Обычный рейс
8 января 1954 года погода в Таллине не благоприятствовала пилотам, шел сильный снег. В зоне посадки у здания аэровокзала стоял самолет Ли-2. На борт рейса № 365 Таллин — Минск — Ленинград должны были подняться всего пять пассажиров. Малое число граждан, пожелавших лететь, не смущало четырех членов экипажа. Основная их задача — доставка груза. Грузопассажирские рейсы в те годы обычная практика. В салон самолета первым вошел мужчина лет 30 в кителе офицера ВВС без погон. Очевидно, мобилизованный авиатор.
В руках он держал небольшой чемоданчик. Многие прошедшие войну ходили тогда в форме без опознавательных знаков. Китель старшего офицера указывал на статус и вызывал доверие. Вместе с мужчиной в салон поднялась привлекательная дама. Еще до взлета она спросила: «Почему так зябко?» Пилот ответил: «Когда полетим, включится система обогрева, станет тепло». По рассказам очевидцев, вскоре вошли еще двое хорошо одетых мужчин. Последней была девушка лет 17. Ее провожали отец в форме капитана второго ранга и мать. Папа пошутил, глядя на дочь: «Я тебе говорил, что летчики будут молодые. С ними не пропадешь». Девушке стало неловко, она покраснела.
Несмотря на метель, борт поднялся в воздух в штатном режиме. Самолет прошел все поворотные пункты после взлета, набрал высоту и лег на заданный курс. В кабине слушали пеленги: в этом районе предстояло разойтись с другим встречным самолетом Эстонской объединенной авиационной эскадрильи.
Командир экипажа Гаранин вспоминал: «Бортмеханик Тимофей Ромашкин установил наивыгоднейший режим наддува, отрегулировал работу винтов. Перед вылетом он провозился с очисткой самолета и не успел раздать пассажирам журналы. Попросил разрешения выйти в салон. Я разрешил. Ведь он совмещал должность с обязанностями бортпроводника».
Тимофей прошел по салону, раздав немногочисленным путешественникам прессу для времяпрепровождения. 17-летней девушке предложил «Огонек» с интервью молодого актера Вячеслава Тихонова. Она улыбнулась. Когда Ромашкин устремился обратно в кабину пилотов, пассажир в форме ВВС ринулся за ним, на ходу доставая из кармана пистолет…
С чувством вины
Тимофей Ромашкин родился в апреле 1919 года в деревне Марченки под Витебском. В 1938-м его призвали в армию, откуда он был направлен в Ульяновскую авиатехническую школу, стал авиатехником. Довелось участвовать в Советско-финляндской войне. Накануне Великой Отечественной пришел в гражданскую авиацию чинить самолеты. Но июнь 1941-го всё изменил. Ромашкин стал бортмехаником. Боевые вылеты в небо Карелии и Финляндии теперь для него привычное дело. Таких рейдов было 625, в том числе 101 ночью в глубокий тыл противника для нанесения бомбовых ударов. В ноябре 1943-го награжден медалью «За отвагу». И всё же профессии авиатехника, бортмеханика помогли выжить. Ведь многие его сверстники полегли в окопах в первые годы войны. Коллеги вспоминали: Тимофей словно испытывал чувство вины. Его ровесники, возвратившиеся после передовой, имели не одну, а десятки наград. Ему казалось, он не совершил своего главного подвига. Сокурсник по училищу упрекнул, мол, отсиделся ты, Тима, на теплом аэродроме.
После войны он вернулся в гражданскую авиацию. Летал на том самом Ли-2, прикомандированном к эстонскому авиапредприятию. Очевидно, что у Тимофея был немалый боевой опыт не только за штурвалом.
Короткая схватка
Преступники — мужчина в форме летчика и женщина, боявшаяся простудиться, — с пистолетами оказались в кабине пилотов, командир экипажа Гаранин услышал за спиной: «Руки вверх! Выключить рацию. Включить автопилот». В некоторых источниках пишут: пара требовала лететь в Финляндию. Но в мемуарах Гаранина подобный факт не упомянут. Зато он называет преступника диверсантом, сообразно лексике того времени. Правда, сначала пилот надеялся, что это некая шутка неузнанного знакомого. Ведь случаев захвата самолетов ранее не было. Но нет. Нападающий взял пистолет у напарницы. Направив на летчиков два ствола, стал в позу для стрельбы по-македонски. Владея такой техникой, можно было действительно враз уложить весь экипаж. Женщина извлекла из сумочки обрезки строп и начала связывать руки пилотам. Ромашкин принял решение. Сделал шаг, сбив с ног террористку, бросился на вооруженного захватчика. Практически осознанно пошел на смерть, чтобы остальные члены экипажа, воспользовавшись моментом, смогли навалиться на нападавшего и скрутить его. Раздалась серия выстрелов. Ромашкин упал, а пилоты, еще не смолкла пальба, набросились на бандита. Гаранин в момент борьбы на полу почувствовал упирающееся в его бок дуло, но пистолет то ли заклинило, то ли преступник не успел спустить курок.
Террористов обезвредили. В Тимофея попали четыре пули, но он остался жив. Ему оказали первую помощь. Ради спасения коллеги экипаж принял решение вернуться в Таллин. Он ближе. Самолет приземлился на летном поле, которое покинул 42 минуты назад. Дочь капитана второго ранга провожала заплаканными глазами удаляющуюся неотложку. Скорая помощь доставила Ромашкина в местный госпиталь. Преступников передали сотрудникам МГБ.
Кого спас Тимофей
Перегоночная дальность самолета Ли-2 с полной заправкой составляла 2,5 тыс. км. На нем можно было долететь не только до Финляндии. От Таллина до, например, Парижа — 1 859 км. Учитывая, что все случаи подобных преступлений в прежние времена так или иначе предавали огласке в деталях, смущает полное отсутствие информации в открытых источниках об истинных мотивах преступников. Неизвестны их фамилии, приговор суда, хотя он же наверняка состоялся. Есть ощущение неразгаданной тайны. Кто эти злоумышленники? Какой груз находился на борту самолета? Ведь воздушное судно было именно грузопассажирским, могло перевозить до 1,5 т. Учитывая, что дело вел КГБ Эстонии, кое-какие документы наверняка у них сохранились. Если бы перебежчики-неудачники в 1954-м решились на захват самолета по политическим причинам, из них в постсоветское время сделали бы героев-мучеников, как это случалось не раз. Но и этого не произошло. Значит, подноготная их помыслов была с душком, не исключена чистая уголовщина.
Разумеется, история не терпит сослагательного наклонения. Однако иногда хочется задаться вопросом: а что, если? Ромашкин, конечно, спас экипаж от гибели. Но на самом деле произошло нечто большее. Представим себе: оставив одного пилота в живых, преступники вполне могли приземлиться в Финляндии. Второй вариант: летчики, как это бывало позднее в истории, приняли решение подчиниться террористам, чтобы не подвергать опасности жизни пассажиров, и направили самолет к границе. В ту пору холодная война набирала темпы. С максимальной скоростью 320 км/ч самолет был легкой мишенью как для советской ПВО, так и для финской. Вот более поздний пример. 13 марта 1967 года бывший пилот гражданской авиации Павел Скрылев на самолете Ан-2 из Туапсе решил рвануть в Турцию. Уже над нейтральными водами его сбил советский истребитель МиГ-17. Понятно, что кукурузник, как все называли Ан-2, не секретный борт, разобрав который империалисты разгадали бы тайны советского самолетостроения. Стреляли, потому что из счастливой Страны Советов не бегут к проклятым капиталистам. Такая же судьба наверняка ждала бы и Ли-2 в 1954-м. Поэтому Ромашкин спас не только пилотов, но и немногочисленных пассажиров, включая 17-летнюю девушку, груз, воздушное судно. Менее чем через сутки после ЧП он умер в таллинском госпитале.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1954 года за мужество и самоотверженность, проявленные при задержании бандитов, Т. Ромашкину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Правда, в советской печати скрыли обстоятельства подвига и факт попытки угона гражданского судна. Народ предпочитали не будоражить подробностями дерзких уголовных преступлений. Тем более что именно уголовные случались повсеместно в первый год после крупнейшей в советской истории амнистии 1953-го.
К счастью, коллеги-летчики не забыли о герое. Благодаря их хлопотам в 1964-м в сквере возле аэропорта Минск-1 появился памятник Т. Ромашкину. Его имя носят улицы в Витебске, минском жилом районе Сокол и Харькове.