Руководитель изостудии психоневрологического интерната — о необычных художниках и терапии творчеством
Инструктор по трудовой терапии, руководитель изостудии «Надежда» в Психоневрологическом доме-интернате № 2 Татьяна Бируля рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о своих подопечных и искусстве не для всех.
Они живут тихо и незаметно для всех нас. Там, за стенами специального учреждения, — беспомощные, ненужные, непринятые и непонятые. И творчество для них — возможность выплеснуть свою боль и переживания на холст, раскрыть душу и уйти от страшных мыслей.
Жизнь до и после
— Я здесь в последний раз, никогда больше к вам не приду, — безразличным надломленным голосом произносит хрупкая немолодая женщина в платочке. Она садится на стул, берет в руки кисточку и смелыми мазками заполняет пустое пространство холста на мольберте.
— Это наша Наташенька, в прошлой жизни художник. Она делает большие и яркие работы, чаще всего это букеты цветов. И каждый раз говорит мне, что устала и это ее последний визит. У нее была семья, но психическое заболевание разделило все на до и после… Первое время с ней было трудно, она ничего не хотела делать, бегала, как загнанный зверек, по классу… А теперь снова пишет картины, — рассказывает Татьяна Вадимовна. — Мы никогда не думаем о том, что можем пострадать психически. Но, к сожалению, в таких учреждениях очень много людей, которые раньше жили нормальной полноценной жизнью. Причина попадания в интернат — не только наследственная шизофрения. Это может быть авария, травма, перенесенная инфекция. У нас есть прекрасный парень, музыкант. Он возвращался домой, к нему подкрались сзади и стукнули по голове. В кино показывают, как человека бьют, а он поднимается как ни в чем не бывало! В жизни же достаточно одного удара…
Когда выбора нет
— Денис, бери кисточку, работай, — направляет подопечного Татьяна Вадимовна и поясняет: — Этот мальчик не окончил даже вспомогательную школу, помимо основного заболевания страдает еще и глухотой. Он инвалид с детства. От него отказались родители, и вся жизнь Дениса проходит здесь.
Собеседница глубоко убеждена: ни один человек не приходит в этот мир просто так.
— Кто-то рождается для того, чтобы творить добро, кто-то приносит зло, а некоторые ценой своей тяжелой и неизлечимой болезни делают нас чуточку терпимее и добрее, — считает Т. Бируля. — Каждый из нас стремится к лучшей жизни. Для одних важен карьерный рост, для других главное — благополучие в семье. А у кого-то ничего не получается, он срывается, спивается, опускается… Но, согласитесь, у здорового человека всегда есть выбор, а у инвалидов с детства его нет и никогда не было. Родовая травма, хромосомное нарушение, инфекция — и больной ребенок нередко становится не нужным никому, даже родным людям. Вот Юрочка. Он у нас такой утонченный, видимо, вырос в интеллигентной семье. Его родителей нет в живых, и в интернате он давно. У него интеллект, как у ребенка. Но в рисовании он делает успехи! Сначала мог только еле-еле водить карандашиком по бумаге. Мы с ним осваивали краски, учились обводить по контуру предметы… Теперь он работает самостоятельно.
На картине Юрочка изобразил высотки на голубом фоне и яркую желтую машину в центре. Денис же старательно прорисовывает кисточкой лепестки цветов.
— Если я попытаюсь вмешаться и что-то исправить в их работах, меня вежливо выслушают, иногда могут протестовать, руками помахать, но сделают так, как они считают нужным. Многие говорят, что мы дорисовываем нашим художникам работы. Это не так. Они не позволяют, так как у них свое видение картины, — уверяет Татьяна Вадимовна.
Вместо таблеток
В 1996 г. Т. Бируля стала участницей белорусско-ирландского проекта помощи домам-интернатам. Первое место работы — Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в Новинках.
— Все дети там с очень тяжелыми диагнозами. Я и мои коллеги не чурались никакой работы: купали, делали массаж, обучали подопечных, занимались с ними рисованием, возили на экскурсии. Во взрослых домах-интернатах, куда их должны были перевести, ничего этого не было. В 2005 г. благодаря ирландским партнерам нам удалось оборудовать изостудию в Психоневрологическом доме-интернате № 2. Мы не претендовали на то, чтобы создавать произведения искусства с подопечными. Делали это прежде всего для их реабилитации, чтобы человек чувствовал себя здесь комфортно. Главная задача — помочь ему уйти от своих дурных мыслей, купировать агрессию, нервное состояние. Мы хотели, чтобы он не сидел весь день, уставившись в стенку или экран телевизора, а был занят, чувствовал свою значимость, раскрывал свой творческий потенциал, — поясняет Татьяна Вадимовна. — Я всегда исхожу из желания и возможностей каждого своего художника. Есть у нас и коллективные работы, которые не требуют особых творческих навыков: кто-то приклеивает камушки, кто-то накладывает ниточки, кто-то наносит краску.
Студия занимает отдельный кабинет. На стенах — десятки ярких оригинальных картин, аппликаций, на столах — инсталляции и куклы ручной работы, кисточки, краски.
— Творчество действительно улучшает психическое состояние наших подопечных, им даже уменьшают дозировку лекарств. Они занимаются здесь группами по 5–7 человек, чтобы не мешать друг другу. Их работы можно увидеть в холле, коридорах учреждения, — рассказывает Т. Бируля.
С 2009 г. с творчеством непрофессиональных художников из Психоневрологического дома-интерната № 2 смогли познакомиться жители многих городов нашей страны, состоялись выставки в Польше и Голландии. Татьяна Вадимовна организовала проект «Аутсайдер-арт», именно так искусствовед Роджер Кардинал в 1972-м назвал выделенное им течение, в котором представлены рисунки людей с психиатрическим опытом.
— Большую поддержку мне оказал мой бывший учитель Федор Адамович Ястреб, художник, искусствовед, куратор большого числа других смелых проектов, — отмечает Татьяна Вадимовна. — Он разглядел частички тепла и таланта в душевнобольных людях. На тот момент он был руководителем Гильдии художников, работал заведующим галерейным отделом Национальной библиотеки Беларуси. Там и состоялась наша первая вне стен интерната выставка «Аутсайдер-арт». Мы хотели привлечь внимание к этим людям, показать, что они есть, живут рядом с нами, талантливые, достойные сострадания и уважения.
Эльмира Шерметова, директор Психоневрологического дома-интерната № 2:
— В учреждении проживают 553 человека, из них 480 участвуют в наших проектах, где с ними занимаются инструкторы по трудовой терапии. Мы строим свою работу на основе принципов гуманизма, много внимания уделяем развитию человеческого потенциала. Для нас важно не только создать комфортные условия для подопечных. Мы внедряем новые формы работы с ними, активно развиваем различные социальные проекты. Наш девиз: «Не рядом, а вместе!»
Справочно
Кроме проекта «Аутсайдер-арт» в Психоневрологическом доме-интернате № 2 реализуют и другие. В их числе оркестр «Александр Бэнд Минск», вокальный ансамбль «Дружба», театр «Надежда», танцевальный коллектив «Радуга», в котором занимаются 11 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работают столярная и швейная мастерские, кулинарный кружок. В рамках проекта «Наполни жизнь смыслом» открылась комната психологической разгрузки, оборудован кабинет эрготерапии.
Фото Сергея Пожоги