1200 90

Руководитель изостудии психоневрологического интерната — о необычных художниках и терапии творчеством

Инструктор по трудовой терапии, руководитель изостудии «Надежда» в Психоневрологическом доме-интернате № 2 Татьяна Бируля рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о своих подопечных и искусстве не для всех.

IMG 4788 1 kopiya

Они живут тихо и незаметно для всех нас. Там, за стенами специального учреждения, — беспомощные, ненужные, непринятые и непонятые. И творчество для них — возможность выплеснуть свою боль и переживания на холст, раскрыть душу и уйти от страшных мыслей.

Жизнь до и после

Я здесь в последний раз, никогда больше к вам не приду, — безразличным надломленным голосом произносит хрупкая немолодая женщина в платочке. Она садится на стул, берет в руки кисточку и смелыми мазками заполняет пустое пространство холста на мольберте.

Это наша Наташенька, в прошлой жизни художник. Она делает большие и яркие работы, чаще всего это букеты цветов. И каждый раз говорит мне, что устала и это ее последний визит. У нее была семья, но психическое заболевание разделило все на до и после… Первое время с ней было трудно, она ничего не хотела делать, бегала, как загнанный зверек, по классу… А теперь снова пишет картины, — рассказывает Татьяна Вадимовна.  Мы никогда не думаем о том, что можем пострадать психически. Но, к сожалению, в таких учреждениях очень много людей, которые раньше жили нормальной полноценной жизнью. Причина попадания в интернат — не только наследственная шизофрения. Это может быть авария, травма, перенесенная инфекция. У нас есть прекрасный парень, музыкант. Он возвращался домой, к нему подкрались сзади и стукнули по голове. В кино показывают, как человека бьют, а он поднимается как ни в чем не бывало! В жизни же достаточно одного удара…

IMG 4748 1 kopiya

Когда выбора нет

Денис, бери кисточку, работай, — направляет подопечного Татьяна Вадимовна и поясняет:  Этот мальчик не окончил даже вспомогательную школу, помимо основного заболевания страдает еще и глухотой. Он инвалид с детства. От него отказались родители, и вся жизнь Дениса проходит здесь.

Собеседница глубоко убеждена: ни один человек не приходит в этот мир просто так.

Кто-то рождается для того, чтобы творить добро, кто-то приносит зло, а некоторые ценой своей тяжелой и неизлечимой болезни делают нас чуточку терпимее и добрее, — считает Т. Бируля.  Каждый из нас стремится к лучшей жизни. Для одних важен карьерный рост, для других главное — благополучие в семье. А у кого-то ничего не получается, он срывается, спивается, опускается… Но, согласитесь, у здорового человека всегда есть выбор, а у инвалидов с детства его нет и никогда не было. Родовая травма, хромосомное нарушение, инфекция — и больной ребенок нередко становится не нужным никому, даже родным людям. Вот Юрочка. Он у нас такой утонченный, видимо, вырос в интеллигентной семье. Его родителей нет в живых, и в интернате он давно. У него интеллект, как у ребенка. Но в рисовании он делает успехи! Сначала мог только еле-еле водить карандашиком по бумаге. Мы с ним осваивали краски, учились обводить по контуру предметы… Теперь он работает самостоятельно.

На картине Юрочка изобразил высотки на голубом фоне и яркую желтую машину в центре. Денис же старательно прорисовывает кисточкой лепестки цветов.

IMG 4768 1 kopiya

 Если я попытаюсь вмешаться и что-то исправить в их работах, меня вежливо выслушают, иногда могут протестовать, руками помахать, но сделают так, как они считают нужным. Многие говорят, что мы дорисовываем нашим художникам работы. Это не так. Они не позволяют, так как у них свое видение картины, — уверяет Татьяна Вадимовна.

Вместо таблеток

В 1996 г. Т. Бируля стала участницей белорусско-ирландского проекта помощи домам-интернатам. Первое место работы — Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в Новинках.

Все дети там с очень тяжелыми диагнозами. Я и мои коллеги не чурались никакой работы: купали, делали массаж, обучали подопечных, занимались с ними рисованием, возили на экскурсии. Во взрослых домах-интернатах, куда их должны были перевести, ничего этого не было. В 2005 г. благодаря ирландским партнерам нам удалось оборудовать изостудию в Психоневрологическом доме-интернате № 2. Мы не претендовали на то, чтобы создавать произведения искусства с подопечными. Делали это прежде всего для их реабилитации, чтобы человек чувствовал себя здесь комфортно. Главная задача — помочь ему уйти от своих дурных мыслей, купировать агрессию, нервное состояние. Мы хотели, чтобы он не сидел весь день, уставившись в стенку или экран телевизора, а был занят, чувствовал свою значимость, раскрывал свой творческий потенциал, — поясняет Татьяна Вадимовна.  Я всегда исхожу из желания и возможностей каждого своего художника. Есть у нас и коллективные работы, которые не требуют особых творческих навыков: кто-то приклеивает камушки, кто-то накладывает ниточки, кто-то наносит краску.

Студия занимает отдельный кабинет. На стенах — десятки ярких оригинальных картин, аппликаций, на столах — инсталляции и куклы ручной работы, кисточки, краски.

IMG 4760 1

Творчество действительно улучшает психическое состояние наших подопечных, им даже уменьшают дозировку лекарств. Они занимаются здесь группами по 5–7 человек, чтобы не мешать друг другу. Их работы можно увидеть в холле, коридорах учреждения, — рассказывает Т. Бируля.

С 2009 г. с творчеством непрофессиональных художников из Психоневрологического дома-интерната № 2 смогли познакомиться жители многих городов нашей страны, состоялись выставки в Польше и Голландии. Татьяна Вадимовна организовала проект «Аутсайдер-арт», именно так искусствовед Роджер Кардинал в 1972-м назвал выделенное им течение, в котором представлены рисунки людей с психиатрическим опытом.

Большую поддержку мне оказал мой бывший учитель Федор Адамович Ястреб, художник, искусствовед, куратор большого числа других смелых проектов, — отмечает Татьяна Вадимовна.  Он разглядел частички тепла и таланта в душевнобольных людях. На тот момент он был руководителем Гильдии художников, работал заведующим галерейным отделом Национальной библиотеки Беларуси. Там и состоялась наша первая вне стен интерната выставка «Аутсайдер-арт». Мы хотели привлечь внимание к этим людям, показать, что они есть, живут рядом с нами, талантливые, достойные сострадания и уважения.

IMG 4750 1 kopiya

Эльмира Шерметова, директор Психоневрологического дома-интерната № 2:

В учреждении проживают 553 человека, из них 480 участвуют в наших проектах, где с ними занимаются инструкторы по трудовой терапии. Мы строим свою работу на основе принципов гуманизма, много внимания уделяем развитию человеческого потенциала. Для нас важно не только создать комфортные условия для подопечных. Мы внедряем новые формы работы с ними, активно развиваем различные социальные проекты. Наш девиз: «Не рядом, а вместе!»

Справочно

Кроме проекта «Аутсайдер-арт» в Психоневрологическом доме-интернате № 2 реализуют и другие. В их числе оркестр «Александр Бэнд Минск», вокальный ансамбль «Дружба», театр «Надежда», танцевальный коллектив «Радуга», в котором занимаются 11 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работают столярная и швейная мастерские, кулинарный кружок. В рамках проекта «Наполни жизнь смыслом» открылась комната психологической разгрузки, оборудован кабинет эрготерапии.

Фото Сергея Пожоги

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.