«Русские сезоны» в Париже, убийство Радека и легендарный МАЗ-205. Этот день в истории: 19 мая
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 19 мая в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1389 год. Умирает великий князь Дмитрий Донской
Вождь русской рати на поле Куликовом, строитель белокаменного Кремля ушел из жизни в неполные 39 лет. Но как много успел он сделать за отпущенное ему время! Унаследовав Московское княжество в 9 лет, уже через 3 года — то есть будучи 12-летним подростком — он убедил великого хана Золотой Орды передать ему титул великого князя Владимирского.
Дмитрий Иванович значительно расширил владения Москвы, усмирил непокорных соседей, сделал Москву матерью городов русских, а главное — вселил в людей надежду и веру в силу русского духа и оружия.
Женой Дмитрия была Евдокия. Их жизнь — пример супружеской верности и согласия. В этом союзе родились 12 детей, и последний из них появился на свет, когда князь лежал при смерти, сломленный тяжелой болезнью. В духовном завещании Дмитрий Донской впервые передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как «свою отчину».
Для многих смерть князя была концом целой эпохи, которую мы теперь называем эпохой Куликовской битвы.
В 1988 г. на Поместном соборе Русской православной церкви Донской причислен к лику святых.
Имя князя за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной в честь него была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 г. Красной армии. В 2004 г. Русской православной церковью учрежден орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского.
1904 год. В Женеве выходит книга Ленина «Шаг вперед, два шага назад»
Сочинение целиком посвящено прошедшему в июле — августе 1903 г. II съезду Российской социал-демократической партии, а также восьми послесъездовским месяцам.
На съезде шла непримиримая борьба между большевиками, с Лениным во главе, и меньшевиками. Некоторые решения, которые принял съезд, были, как доказал Ленин в своей книге, «шагом вперед» по сравнению с недавним прошлым. Однако меньшевики делали все, что могли, чтобы заставить партию после этого «шага вперед» сделать «два шага назад» и вернуться к былой неорганизованности. Так естественно сложилось название горячей, страстной ленинской книги.
А вскоре затем это название превратилось в самое резкое, самое точное определение для всякой робкой, нерешительной политики, для деятельности тех людей, которые постоянно колебались; сделав что-либо, назавтра они в страхе отступали назад, уговаривая и весь рабочий класс двигаться поосторожней, поосмотрительней — «медленным шагом, робким зигзагом…». Этот книжный заголовок стал крылатым. Ленин более чем кто-либо умел давать своим работам подобные меткие названия.
1909 год. В Париже проходит открытие русских балетных сезонов
В театре Шатле французской публике представили одноактные балеты Михаила Фокина в декорациях Александра Бенуа. Солировали грациозная Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский, поразивший парижан невероятно высокими парящими прыжками.
Идея прославить русское искусство на Западе родилась еще в 1906-м. В том же году Сергей Дягилев в Париже устроил выставку «Два века русской живописи и скульптуры». В 1907 г. парижан познакомили с русской симфонической музыкой, а в следующем — Дягилев привез в Париж оперу Мусоргского «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным.
Наконец, в 1909 г., оценив свои возможности и запросы публики, Дягилев решил последовать совету Бенуа и организовал в Париже свои знаменитые балетные сезоны. Они стали событием мирового значения.
«Варварское, но такое притягательное русское искусство помогло Западу лучше узнать и понять себя», — писал в те дни французский композитор Эрик Сати.
1939 год. В тюрьме заключенные убивают деятеля международного социал-демократического и коммунистического движения Карла Радека
Сегодня имя Радека не на слуху, но он занимал влиятельные должности в партийной иерархии. Руководил международным отделом ЦК РКП(б), был членом исполкома Коминтерна. Сотрудничал с центральными газетами — «Правдой» и «Известиями».
Его настоящая фамилия Кароль Собельзон. А партийный псевдоним Radek в честь популярного персонажа австрийской юмористической печати. Радек вообще был балагуром и острословом. Добрую часть политических анекдотов приписывали его авторству. Он даже разговаривал афоризмами и прибаутками.
«Со Сталиным в последнее время стало совершенно невозможно спорить! — говорил он. — Ты ему цитату, а он тебе — ссылку. Ты ему вывод, а он тебе — заключение!»
Современники характеризовали Радека как крайне беспринципного типа. Так, например, член исполкома Коминтерна социалистка Анжелика Балабанова в своих мемуарах писала: «Точно так же, как есть люди, не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности. В политике он менял свою точку зрения очень быстро, присваивая себе самые противоречивые лозунги. Это его качество при его быстром уме, едком юморе, разносторонности и широком круге чтения и было, вероятно, ключом к его успеху как журналиста. Его приспособляемость сделала его очень полезным Ленину, который при этом никогда не воспринимал его всерьез и не считал его надежным человеком… Его не смущало то, как с ним обращаются другие люди. Я видела, как он пытается общаться с людьми, которые отказывались сидеть с ним за одним столом, или даже ставить свои подписи на документе рядом с его подписью, или здороваться с ним за руку. Он был рад, если мог просто развлечь этих людей одним из своих бесчисленных анекдотов».
В 1936 г. Радека исключили из партии, арестовали и привлекли в качестве одного из главных обвиняемых к открытому процессу по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». На процессе он с видимым удовольствием свидетельствовал против сокамерников. По свидетельству присутствовавшего на процессе писателя Лиона Фейхтвангера, Радек «выступая, немного позировал, слегка посмеивался над остальными обвиняемыми, показывал свое превосходство актера, надменный, скептический, ловкий, литературно образованный». В итоге его не расстреляли, как других, а отправили в Верхнеуральский изолятор.
Официально сообщили, что Радека убили уголовники. В акте о смерти, составленном администрацией тюрьмы, указывалось: «При осмотре трупа заключенного Радека К. Б., обнаружены на шее кровоподтеки, из уха и горла течет кровь, что явилось результатом сильного удара головой об пол. Смерть последовала в результате нанесения побоев и удушения со стороны заключенного троцкиста Варежникова, о чем и составили настоящий акт».
Однако по результатам расследования, проведенного ЦК КПСС и КГБ СССР уже при Хрущеве, в 1956–1961 гг., было установлено, что «троцкист Варежников» — это на самом деле бывший комендант НКВД Чечено-Ингушской АССР Степанов, который в то время отбывал наказание за служебные прегрешения. По прямому указанию Берии Степанов спровоцировал драку и убил Радека, вскоре после чего получил свободу.
1959 год. С конвейера Минского автомобильного завода сходит тысячный автомобиль
Юбиляром оказался самосвал МАЗ-205.
В 1945 г. из Ярославля в Минск была передана техническая документация на грузовики, а в январе 1947-го оттуда же на МАЗ прибыли опытные образцы бортового автомобиля ЯАЗ-200 и самосвала ЯАЗ-205. Используя последний за образец, в октябре того же года в экспериментальном цехе минчане собрали первые пять «минских ЯАЗов». Необходимость выпуска таких автомобилей обуславливалась тем, что для восстановления разрушенного войной хозяйства требовались прежде всего самосвалы.
В день 30-й годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1947 г., эти пять машин возглавили праздничную колонну автозаводцев. Проезжая по центральному проспекту белорусской столицы, украшенные цветами самосвалы просалютовали подъемом кузовов руководству республики, знаменуя рождение новой для Беларуси отрасли промышленности.
После праздников шофер-испытатель Дмитрий Тамбовцев привел одну из машин в Москву, где Государственная комиссия дала минскому самосвалу оценку отлично.
Всего в 1947 г. было изготовлено не более двух десятков МАЗ-205. Весь следующий год шла отработка технологии производства автомобилей, а серийный их выпуск начали в 1949-м.
МАЗ-205 стал первым автомобилем Минского автозавода массового производства и первым товарным продуктом минчан, поставлявшимся на экспорт.
За создание и внедрение в производство этих самосвалов главный конструктор Минского автозавода Георгий Кокин, главный инженер Борис Обухов и главный технолог Моисей Кане в 1949 г. были удостоены Государственной премии СССР.
МАЗ-205 выпускался в течение почти 18 лет и был снят с производства 31 декабря 1965 г. За эти годы было выпущено 98 721 самосвалов и на протяжении всего этого времени автомобиль подвергался различным доработкам и усовершенствованиям.
МАЗ-205 — легендарные автомобили. Они добросовестно трудились и на небольших объектах, и на гигантских стройках большой страны и во множестве запечатлены в кадрах кинохроники 1950–1960-х и даже 1970-х годов. В отдельных автохозяйствах эти безотказные машины проработали до начала 1980-х!
Один из сохранившихся МАЗ-205 выпуска первой половины 1960-х установлен на постаменте возле центральной проходной Минского автозавода. Машину периодически подкрашивают, поэтому она находится в отличном состоянии.