С помощью дронов в Беларуси охраняют границу и даже ловят самогонщиков
Дроны – беспилотные авиационные комплексы. Разработкой систем автоматического управления (САУ) для них занимается предприятие «Кванд ИС». Об успехах белорусов в этой области рассказал директор фирмы Сергей Тыцык.
О пользе кооперации
– Как вы со своими единомышленниками вообще взялись за разработку комплексов автоматики управления для авиации здесь, в Беларуси? Ведь у нас пока не производят самолеты.
– Все началось с малого. Я и Олег Пономарев как соучредители российской компании ЗАО НПФ «КВАНД-АСХМ», занимающейся производством комплектующих для военной и гражданской авиации, приняли решение о создании отдельного предприятия по беспилотной тематике в Беларуси. Так появился «Кванд ИС». Предприятие специализируется на авиационных тренажерах и системах автоматического управления для беспилотников.
Сказать, что мы разработали искусственный интеллект для дрона, – это слишком громко. Но зачатки интеллекта у системы все-таки присутствуют. Например, в линейке продукции есть САУ для сверхлегких беспилотников, бортовое оборудование для которых весит не более 55 г. Тем не менее и эти граммы обладают неким подобием разума.
В Таллинне у нас есть заказчик на систему мониторинга состояния воды. Специалисты работают по всему миру: и в Тихом океане, и в других местах. Им как раз необходимы аппараты такого типа – не просто фиксатор параметров, а интеллектуальная система. Обнаружив загрязнение, она может сама принять решение о дополнительных исследованиях, определении границ, направления распространения пятна, способна спрогнозировать возможные последствия в пространственных и временных координатах. Управление различными типами летательных аппаратов – самолетами, вертолетами, квадрокоптерами, дирижаблями – уже освоено. Отработаны приемы работы с полезной нагрузкой. Следующий уровень – работа дронов в группе. И мы работаем над решением таких задач.
– Вы говорили, что к вашим системам проявляет интерес Малайзия, их закупает Вьетнам. А востребованы ли они в Беларуси?
– Конечно. Нашими САУ комплектуются практически все беспилотники, производимые и эксплуатируемые в стране. Они успешно работают в интересах МЧС и природоохраны. С помощью дронов даже самогонщиков ловят. Только в Беловежской пуще пять настоящих заводов выявили. А еще беспилотники наблюдают за состоянием животноводческих комплексов, их применяют в охране границы. Не так давно беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Бусел» помог задержать пятерых нелегалов, собиравшихся незаконно перебраться в Европу. В технологическом университете при нашем участии появится научно-технический центр по созданию методологии применения дронов. В мире только США и Канада занимаются такой работой. Отсутствие методик – сегодня основной фактор, сдерживающий массовое применение беспилотников. Например, как быстро и достоверно осуществить подсчет коров на пастбище, оленей в тундре? Или идет грозовое облако. Будет град или нет? Самолетам с 1985 г. запрещено подлетать к таким объектам. А как их изучать? Беспилотник же может выполнить замер температуры возле облака на определенной высоте и дать информацию, стоит применять противоградовую артиллерию или нет. В середине августа мы показали возможности нашей аппаратуры специалистам противоградовой службы Гидромета Российской Федерации в Нальчике. Они были в восторге от перспектив. Если все удастся, то можно отказаться в этой области от ракет вообще. Еще россияне просят нас создать систему мониторинга сельхозугодий. Фермеры берут кредиты в банке, а как проверить целевое использование средств? Сажал ли что-то предприниматель, каков окажется урожай? Или деньги просто проели, а убытки списали на плохие погодные условия?
Робот – городу
– Ваши роботизированные системы покупают уже сейчас?
– Да. Спрос такой, что не успеваем выполнять заказы. Буквально в эти дни разместили на нашем производстве еще полсотни новых САУ. Основной объем – сложные аппараты с большим набором функций и решаемых задач.
– Что для города может быть интересно в вашей работе?
– На сегодняшний день востребован мониторинг состояния почвы в различных районах Минска и за его пределами, в том числе анализ ее состава. Или взять такую ситуацию. Произошла авария на кольцевой автодороге, транспорт встал в пробке. Спасателям надо определить, с какой стороны подъезжать, какое потребуется оборудование. Быстро и достоверно разведать обстановку способен беспилотник, оснащенный аппаратурой фото- и видеофиксации. В случае если жертв нет, отсутствует необходимость экстренного выезда спасателей и ГАИ, можно, используя функцию громкоговорящей связи робота, дать команду освободить проезжую часть и возобновить движение на трассе.
Беспилотники можно использовать в охране окружающей среды, для выявления стихийных свалок, пожаров, захламленных территорий, загрязнения водозаборов, парков, рекреационных зон. Все это достаточно серьезный объем работы. Например, беспилотный катер может проводить экспертизу состояния воды в столичных водоемах. Был и заказ на изготовление специфического модема для ретрансляции в режиме реального времени информации с беспилотников на мониторы городских экстренных служб и контролирующих органов о ситуации в столице, а также о ходе выполнения поручения Президента по реконструкции сельскохозяйственных комплексов. Насколько мне известно, эта аппаратура была использована для информационного обеспечения одного из крупных совещаний, участники которого, не выходя из зала, могли наблюдать, как идут работы на вверенных им предприятиях.
Конкуренты отдыхают
– Ваши приборы используют в программе Белорусской системы дистанционного зондирования Земли совместно с нашим спутником, например, в Антарктиде?
– В составе одной из последних белорусских антарктических экспедиций был и наш сотрудник Вячеслав Шпилевский. А руководитель экспедиции Алексей Гайдашов высказал большую заинтересованность в сотрудничестве с нами. Его и российских полярников очень заинтересовали наши системы, которые могут использоваться для подводных исследований на ледовом континенте. Миссия такого робота в автономном режиме может длиться даже не днями, а неделями и месяцами.
– Есть ли у вас конкуренты?
– В Беларуси и даже России, насколько я владею информацией, нет. БЛА «Бусел» с нашим оборудованием выполнил более трехсот полетов без единой аварии. Очень хороший российский аппарат «Иркут» обеспечивает только 85 % успешных вылетов. Кроме того, мы не знаем, есть ли и в дальнем зарубежье системы, обеспечивающие выполнение полета с определенной миссией и автоматическим взлетом и посадкой без применения специального наземного оборудования взлетно-посадочной полосы. Существуют системы с посадкой на парашюте. Но после каждой требуется диагностика летательного аппарата на предмет возникновения скрытых дефектов планера и бортовой аппаратуры. А если надо сделать 5–7 вылетов в день? Такой метод однозначно неприменим при использовании дорогостоящих и тонких приборов и оптики, для крупных и тяжелых летательных аппаратов, а также при полетах с бортовым вооружением.
Дополнительная информация
На недавно прошедшей в Минске выставке MILEX 2014 был представлен многофункциональный беспилотный комплекс специального назначения БАК-100. Директор основного исполнителя этого проекта – предприятия «АГАТ – системы управления» Юрий Мосиенко так оценил вклад «Кванд ИС» в разработку этой сложнейшей инновационной системы:
– Главное в авиационном беспилотном комплексе – это полезная нагрузка: средства оптической, телевизионной, тепловизионной, радиационной и лазерной разведки. Но всем этим нужно управлять. Мы внимательно отслеживаем тенденции в развитии подобной техники в России и в дальнем зарубежье и считаем, что по основным функциональным и эксплуатационным характеристикам наш белорусский комплекс не только не уступает, но и опережает их. Беларусь может гордиться, что создала такой комплекс.