Самовар нужен? Какие предметы старины притягивают людей, и нужно ли инвестировать в антиквариат
Сотрудник антикварных салонов, расположенных в Троицком предместье, Николай Сечко по образованию инженер-технолог. Однако любовь к вещам с историей оказалась сильнее инженерного дела, хотя и знания, полученные в советские годы в Минском радиотехническом институте, пригодились. О том, почему лупа – враг коллекционера, стоит ли инвестировать в предметы старины и какие вещи в галерее самые ценные, – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
«А вот это что?»
– С чего все началось? Какой предмет появился первым?
– Кто такой антиквар? Барахольщик высшей квалификации. Есть люди, которые с детства что-то собирают. У меня все началось с фантиков от конфет. Затем – спичечные наклейки и марки. А в 8-м классе заинтересовался монетками.
А если серьезно, то путь в коллекционирование начался с монеты номиналом 5 копеек 1880 года. Сосед нашел ее на улице и отдал мне. А я – любитель истории и истории искусств. Книги всегда окружают меня: они либо читаются, либо листаются, либо перекладываются с места на место. Более того, чтобы разбираться в антикварном деле, нужно знать химию, физику, психологию и многое другое.
Бывает, посетители спрашивают: «А вот это что?» А как ответить, если когда-то в книгах видел информацию, но особо не изучал сам предмет? После таких вопросов начинаю углубляться в историю создания вещи и технологические нюансы.
– Вы сказали, что постоянно изучаете что-то новое. Какой период в истории вызывает наибольший интерес? И поклонником какого художника являетесь?
– Вся история: от каменного века до современности. Из художников – Винсент Ван Гог. Вдохновляет полотно «Красные виноградники в Арле», которое находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Пушкина. У Ван Гога очень колоритная живопись! А еще – Казимир Малевич. Шутка! Когда смотришь на «Черный квадрат», понимаешь, каким бессмысленным может быть искусство. Это в большей степени психология. Несколько раз смотрел на эту работу… Так ничего и не понял!
– Помню, весной вы говорили, что равнодушны к Марку Шагалу. У вас находится сувенирная тарелочка с печатью работы «Над городом». Ее до сих пор так и не купили…
– Шагал – великий художник, тут не поспоришь. Но его творчество закончилось с началом Октябрьской революции. Он стал на путь массового производства. Шагал знал, как нужно продавать. Попробуйте одну картину за 10 тысяч долларов продать! А маленьких тарелочек по 1 доллару – сколько угодно.
– К чему душа лежит: живописи, мебели, фарфору?
– Мне любопытно многое. И социалистический реализм в живописи, и самовары, и изделия из фарфора… Есть предметы, которые гладишь больше, есть те, которые меньше. Особая любовь – часы и их механизмы. Например, вот эти резные часы сделаны под старинку, напоминают эпоху Ренессанса. А на самом деле они изготовлены в 1908 году. Рядом – французские напольные, с механизмом, имеющим клетевое строение XVIII–ХІХ веков. На часах – галльский петух – один из национальных символов Франции. Следующие – российские, начала ХІХ века. Предназначены для больших помещений – усадеб, дворцов. Часов, как и особенностей, характеристик, существует много.
Простые сложности
– Скажите, как на глаз отличить винтаж от антиквариата?
– Первое впечатление может быть обманчивым. Есть такое выражение: «Лупа – враг коллекционера». Берешь ее в руку – и все понимаешь. Обращаю внимание на технологии, бытование, следы жизни. Винтажные вещи блестят. Но не всегда. Чтобы понять вещь, нужно подержать ее в руках. И не один раз.
– А какой предмет в вашей галерее самый ценный, дорогой? Наверное, часы…
– Вы правы. Но не только они. Сейчас я вам покажу французские карманные часы второй половины ХІХ века. На самом деле с ними вопросов больше, чем ответов. Итак, механизм ХVIII века – цепь гале, заводятся ключиком. Изготовила их, скорее всего, швейцарская ювелирно-часовая компания Chopard, известная с 1860 года. С обратной стороны выгравирована композиция – ввод войск Александра І в Париж в 1814 году. Однако корпус не может быть изготовлен в начале ХІХ века – об этом говорят «чекухи» (клеймо производителя. – Прим. авт.). Иногда требуются годы, чтобы разобраться…
Еще одна ценная вещь – фарфоровая статуэтка «Аллегория Живописи и Скульптуры», изготовленная в Германии на заводе Meissen в середине ХVIII века. Я ее купил в Москве лет 20 назад.
– Хотелось бы поближе познакомиться с некоторыми предметами. Меня так впечатлил розовый светильник, что не могу глаз оторвать. Как он у вас появился?
– Все очень просто. Девушка по дороге в Большой театр оперы и балета зашла в гости, говорит: «У меня есть необычная штучка». Я ей: «Приносите!» И вот будуарный светильник ХІХ века у меня. Ждет своего покупателя!
– Чашечки, статуэтки, картины найдут своего хозяина. А вот кому нужны самовары? Или панно с ключами? Не у всех есть волшебные дверцы, как в книге Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»…
– Кто купит панно с ключами? Не знаю. Но обязательно расскажу вам. А самовары – тема любопытная. Очень часто гости задаются вопросом: «Он рабочий?» В принципе, рабочий. Но пользоваться нельзя. Для того чтобы сосуд для кипячения воды полностью функционировал, нужно: разварить, переварить, подшлифовать, запаять, собрать, залудить. Но здесь интерес в другом. Некоторые посетители, рассматривая «Грушу», «Банку», «Паука» (виды самоваров. – Прим. авт.), вспоминают детство.
Прислушайтесь к себе
– В какие предметы старины рекомендуете инвестировать сегодня?
– Инвестировать в антиквариат можно, но не с целью дальнейшей перепродажи. Это для души. Одно дело – создание интерьера дома, когда можно приобрести достойные вещи, которые будут приносить радость и доставлять эстетическое удовольствие. Другое – подойти к покупке старинных предметов с точки зрения бизнеса. Если человек говорит: «Я хочу инвестировать в антиквариат», то это не по адресу. Не факт, что приобретенное принесет в ближайшее время прибыль. Так не бывает. А вот внукам и правнукам – вполне возможно. Да, антиквариат дорожает. Но спрос на него всегда разный. Он как жизнь – развивается по синусоиде. То дорого, то дешево.
– Кто к вам приходит? И как часто можно встретить молодежь?
– Ко мне приходят все. Порой бабушки рассказывают такие истории, что удивляешься, сколько всего они знают! Недавно зашла горожанка с серебряными ложками. Говорит: «Я была в ломбарде, и мне сказали, что это не серебро». Я взял лупу, посмотрел. Серебро! С точки зрения коллекционирования они не представляют никакой ценности, но их можно сдать в скупку. Так что иногда выступаю в роли консультанта.
Молодежь покупает фотографии, живопись белорусских авторов периода соцреализма, современных художников. А люди в возрасте – чаще всего мебель, часы, картины. На каждый предмет можно найти покупателя. Всему свое время. Принцип выбора простой: нравится – не нравится. Подержите в руках, прислушайтесь к себе… Насколько близка эта вещь?
Туристы приобретают изделия из фарфора или другие небольшие предметы интерьера. Но все же основные покупатели – музеи.
– Меня удивляет то, что здесь все можно трогать, рассматривать…
– Да, можно и потрогать, и поговорить. Это же интересно! Многие покупают онлайн. Но через какой-то промежуток времени людям все равно хочется куда-то прийти, обсудить, задать вопросы. Бывает, не понимают, почему переплатили. Я беру лупу и рассказываю.
– Сейчас прозвучит, возможно, странный вопрос. Вы верите в энергетику вещей?
– И да, и нет. Никаких странных случаев не было. Слышал, и ни один раз, что нужно менять старые зеркала. Но в музеях их же не меняют!.. Есть предметы, которые притягивают людей. Например, вот эта хрустальная тарелка второй половины ХХ века, огромный светильник 1950-х годов, граммофон привлекают внимание. Они навевают воспоминания о детстве, также у гостей возникают различные ассоциации с кинообразами.
Фото и видео автора