Сапожник со «Звездой Героя». История жизни разведчика Ладо Давыдова
Сорок лет Ладо Давыдов чинил обувь в маленькой будке на Ярославском вокзале Москвы. Его клиенты поражались, узнав, что каблуки им прибивает Герой Советского Союза. За что молодой разведчик получил высшую советскую награду, почему остался работать сапожником и какие подвиги совершал в послевоенное время, — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Семейное дело
Москва, 1958 г. Рядом с Ярославским вокзалом, как, впрочем, и на всей Комсомольской площади, не протолкнуться. Кто-то с фанерным чемоданом опаздывает на поезд. Другие только прибыли, выстроились в очередь, пытаются взять такси. Никто не заметил, как в этой суете мужчина с поднятым воротом ударил в спину заточкой хорошо одетую женщину и, выхватив у нее сумку, бросился бежать. Раненая дама молча осела, опираясь на столб, глядя на ноги снующих мимо прохожих. Бывший разведчик Ладо, работавший в деревянной будке сапожника, несмотря на толпу, сразу понял, что произошло. Мгновенно попросил случайного незнакомца задержать ладонью кровь, идущую из раны женщины. Погнался за преступником. Его поимка прошла бесшумно и бескровно.
Когда через месяц потерпевшую выписали из больницы, она пришла поблагодарить спасителя. Заглянув в деревянную мастерскую сапожника, женщина увидела на вешалке потертый пиджак, на котором блестела «Золотая Звезда» Героя Советского Союза…
Ладо Шириншаевич Давыдов стал одним из двух ассирийцев, удостоенных в годы войны этого высокого звания.
Он родился 18 августа 1924 г. во Владикавказе Северо-Осетинской АССР. Дед и отец работали сапожниками в артели. Молодой человек начинал трудовую деятельность рядом с ними, а потом перешел на кожевенный завод.
Когда грянула Великая Отечественная, парню было 17 лет. На фронт Давыдов пошел в августе 1942 г. добровольцем, как только стал подходить по возрасту. Служил в одной из бригад морской пехоты, позже стал разведчиком. Отличился в боях за Краснодар, получив тяжелое ранение. В госпитале его поставили на ноги, но пуля над сердцем осталась в груди на долгие годы. Воевал на Закавказском и Северо-Кавказском фронтах. Сражался на Малой Земле под Новороссийском, в районе Керчи и освобождал Крым.
Схватка под Витебском
В составе войск 1-го Прибалтийского фронта, перешедшего 24 июня 1944 г. в наступление, Ладо с однополчанами участвовал в прорыве обороны Витебского укрепленного района фашистов «Медвежий вал» и с другими вышел к Западной Двине.
Разведгруппа, в которой служил Давыдов, получила задание провести разведку боем на противоположном берегу реки в районе деревни Шарипино (Бешенковичский район Витебской области) и определить место переправы для основных сил. Плавал Ладо отлично. Но фашистские пулеметчики, ожидая форсирования, обстреливали устье непрерывно. К тому же вдоль берега немцы расставили мины.
Несмотря на сложности, переправа удалась без потерь. Разведчики затаились в лесу. Сквозь деревья просматривалась изба в Шарипино, где располагался фашистский штаб. Пока не настал рассвет, Давыдов с товарищами ринулись в атаку. Они уложили более 50 гитлеровцев. Отразили несколько попыток оккупантов взять реванш.
В какой-то момент Ладо увидел, как офицер с портфелем, прижатым к груди, побежал к легковой машине. Пытался взять его в плен, однако фашист оказал сопротивление и был уничтожен. Кожаный портфель с золотистым замком и гравировкой в виде нацистского символа оказался в руках у Давыдова.
В результате действий разведчиков переправу основных сил через Западную Двину организовали удачно. Но главное: когда переводчик в штабе дивизии ознакомился с захваченными документами из портфеля, все ахнули! Это были схемы всех немецких оборонительных сооружений на Западной Двине, планы действий их армии по обороне и прочие стратегические и тактические схемы. Добытые материалы сыграли решающую роль в начале операции «Багратион», что обеспечило ее стремительность.
Девятнадцатилетний Ладо получил «Звезду Героя»! Потом освобождал Полоцк, Литву, Восточную Пруссию.
Последний бой
После победы Давыдов вернулся к прежней профессии обувщика. Работал на обувной фабрике «Объединенный труд» в Москве. Герою предлагали должность начальника цеха, однако он отказался. Ему хотелось не только работать, но и общаться с людьми разных профессий и возрастов. Тем более кроме русского он знал грузинский, армянский, даже наречия древнего ассирийского языка. Так фронтовик по собственной инициативе оказался в деревянной будке сапожника на Ярославском вокзале. Чистил ботинки прохожих, чинил каблуки и подошвы, делал набойки и поддерживал бесконечные диалоги! Охотно менял мелочь людям для стоявших рядом автоматов с газировкой и телефонов-автоматов. Вызывал скорую помощь, если замечал пожилого человека, схватившегося за сердце. Подкармливал послевоенную беспризорную шпану, покупая им горячие пирожки с ливером.
А если терялся ребенок, то брал малыша за руку и отводил его в рубку к вокзальному диктору, который объявлял о потеряшке. Каждому, кто подходил с вопросом, Ладо отвечал, как добраться до той или иной улицы Москвы или, например, проехать на ВДНХ.
Иногда его навещали однополчане. Некоторые из них стали начальниками, предлагали разные должности в своих ведомствах. Но Давыдов на это отвечал коротко: «Дед, отец ремонтировали, чистили, а мне брезговать? Нет! Да и легче среди людей, занятнее».
В разгар хрущевской оттепели несколько молодых журналистов опубликовали в московских изданиях заметки о его подвигах на фронтах.
В мастерскую обувщика пришли офицеры из Главного политуправления Минобороны. Читали нотации: мол, стыдно, товарищ, позорить высокое звание. Предлагали трудоустроить. Давыдов слушал, молчал, а потом что-то сказал на ассирийском языке таким тоном, что визитеры спешно ретировались.
Иногда клиенты во время процесса чистки обуви, увидев «Звезду Героя» на лацкане пиджака, висевшего на вешалке в глубине мастерской, одергивали ногу и говорили: «Кто я такой, чтобы мне Герой СССР чистил ботинки?!»
Так прошло 40 лет.
В 1985 г. Ладо Шириншаевич возвращался домой после работы. Ему уже исполнился 61 год. Старая пуля, оставшаяся в груди, иногда давала о себе знать. В кабину лифта за ним вошел крепкий молодой мужчина. Едва лифт тронулся, отморозок напал на фронтовика. Ладо пытался сопротивляться, но силы были уже не те. Целью ограбления стала «Звезда Героя», которую подонок сорвал с пиджака.
Давыдов попал в больницу с травмами. На сей раз доктора смогли провести операцию, извлечь старую пулю. Похищенный знак отличия оказался дубликатом, а оригинал хранился дома в коробочке!
После выздоровления Ладо Шириншаевич вернулся в свою мастерскую рядом с Ярославским вокзалом и работал там до ухода из жизни в июле 1987 г.