Сдал бензокосу в ремонт, а ее в мастерской утеряли. Чем закончилось разбирательство в суде
Собираясь в суд, ответчик взял с собой бензокосу. Это не триллер и не хоррор, а эпизод в одном из дел по защите прав потребителей. С чего началась и чем закончилась эта история — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Вместо пролога
Случаи таинственного исчезновения чего-либо будоражат умы. В Бермудском треугольнике пропадают корабли и самолеты, куда-то подевалась Атлантида, по сей день не разыскан клад Наполеона и не разгадана тайна сгинувшего в 1911-м в недрах горного туннеля итальянского поезда с людьми.
В нашей истории исчезла, распавшись на атомы, такая бытовая вещь, как бензокоса. Или триммер — называйте, как хотите, производитель и сам путается в определениях. Страсти, разыгравшиеся вокруг инструмента, потребовали привлечения судебных экспертов.
На дальней станции сойду, трава по пояс
— Все началось с того, что в конце мая прошлого года у нашего будущего подзащитного, жителя Минска, сломался бензиновый триммер для косьбы травы, — рассказывает председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько. — Как он пояснил позже, модель не самая дорогая, но и не дешевая. Производитель на сайте уверял, что это образец надежного, долговечного немецкого оборудования, и призывал остерегаться подделок.
— Сразу вопрос: подзащитный покупал оригинал?
— Увы, это осталось тайной, поскольку триммер загадочно исчез. Однако вы торопите события. Повторюсь, был конец мая, трава шла в рост, и минчанин повез агрегат в мастерскую. Индивидуальный предприниматель, который пока не догадывался, что станет ответчиком, принял инструмент в работу, на свои действия отвел 20 дней.
— А как же идущая в рост трава? Она ждать не будет.
— В квитанции мастер указал, что произведет капитальный ремонт инструмента. Действительно, 20 дней довольно большой срок, за это время можно капитально отремонтировать многоквартирный жилой дом. Свои услуги специалист устно, без записи в квитанции, оценил в 155–165 рублей, причем оплату согласился принять по факту свершившегося ремонта.
— Сразу видно профессионала высочайшего полета. Еще не зная объемов работы, он на глаз составил смету с разбежкой в 10 рублей.
— Да, однако с определением модели триммера у профессионала возникли сложности. Вместо конкретной немецкой марки он вписал в квитанцию совершенно иную — производства КНР. Такое несоответствие владелец бензокосы заметил уже дома, но значения этому не придал. Капитальный ремонт меж тем затягивался. Минуло 20 оговоренных дней, потом еще 20, затем еще… И только в августе представители мастерской, потупив глаза, признались: в процессе ремонта триммер оказался утерян.
— Похоже, в этой ситуации повезло только траве…
— На время поисков сервисная организация предложила потерпевшему пользоваться их собственной бензокосой. Пусть не такой модели, как утерянная, и даже не той, что ошибочно заявлена в квитанции, но тоже хорошей. Наш подзащитный наконец привел газон на участке в порядок, после чего мастерская выступила с заявлением. Точнее, сразу с двумя. Во-первых, сданный в ремонт триммер утерян окончательно, и специалисты это признают. Во-вторых, за одолженный на время поисков инструмент следует заплатить 300 рублей, и тогда он перейдет в собственность нового владельца.
Слушается дело
— Заявить, что пропал один триммер, чтобы в качестве компенсации не подарить, а продать второй?! Еще Остап Бендер подчеркивал, что все крупные состояния нажиты самым бесчестным путем.
— Наш герой был возмущен не меньше. К тому же выданную на замену бензокосу у него отобрали под угрозой вызова милиции в случае отказа ее возвращать. Тогда минчанин отправил владельцу мастерской письменную претензию с требованием возместить двукратную стоимость пропавшего триммера.
— А почему двукратную?
— Такой размер компенсации предусмотрен Законом «О защите прав потребителей». Причем владелец пропавшего инструмента честно указал высокий износ бензокосы, то есть не требовал выплат как за новую вещь.
Претензию владелец мастерской проигнорировал, и житель столицы обратился за правовой помощью к нам. Следующим шагом стала подача искового заявления в суд. На заседание ответчик прибыл с триммером.
— Анна Борисовна, это, что ли, сюжет для триллера?
— Это будни общественных защитников прав потребителей. Разумеется, никто в суде его не включал и уж тем более им не угрожал. Инструмент проходил как вещественное доказательство. Владелец мастерской заявил, что бензокоса чудесным образом нашлась, и он готов прилюдно вернуть ее хозяину.
Экспертиза
— Хеппи-энд? Все пожимают друг другу руки?
— Как бы не так. Наш подзащитный прекрасно знал, как выглядела его вещь. Та, которую предлагал ответчик, под параметры не подходила. Ответчик меж тем настаивал: это именно тот триммер, что был принят в ремонт. Мол, забирайте, закрываем дело и расходимся. Надо отдать должное судье, кропотливо разбиравшейся во всех обстоятельствах. На заседание вызывали даже пожилую тещу истца, помнившую, что рукоять у пропавшей бензокосы была другого цвета. Судья предложила провести экспертизу оспариваемой вещи. Мероприятие дорогое, превышает стоимость косы в несколько раз, но, на наше удивление, ответчик с легкостью согласился.
— Может, действительно исчезнувший инструмент вдруг нашелся?
— Логика поведения ответчика понятна. Если экспертиза признает, что представленный триммер, пусть даже переделанный и перекрашенный в ходе ремонта, принадлежит истцу, на него будет переложена стоимость исследований.
Эксперты свой хлеб едят не зря. Аутентичным, то есть немецким, оказался только руль бензокосы. Все остальное было сборкой, склепанной из разных моделей.
И вот теперь хеппи-энд. Ответчика обязали оплатить двукратную стоимость пропавшего триммера и неустойку за нарушение сроков ремонта, а также возместить истцу моральный вред и сумму, потраченную на юридическую помощь. На эти деньги можно купить несколько новых инструментов для косьбы травы. Вишенка на торте — хозяин мастерской выплатит в доход государства штраф в размере 100 % от суммы, присужденной в пользу пострадавшего.
Читайте также:
Договор обязателен. Как раритетный автомобиль «держала в заложниках» недобросовестная автомастерская