Сфотографировала первый подбитый немецкий супертанк. Рассказываем о судьбе девушки-военкора
Военный фотокорреспондент Наталья Боде под шквальным огнем сумела запечатлеть первый подбитый немецкий супертанк. Благодаря ей мы можем видеть снимки освобождения Минска, Гомеля, Речицы, Мозыря, Бреста и десятков других городов СССР и Европы. Подробности – у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Удел мужчин
Редакторы военных изданий считали работу военного фотокора неженским делом. Речь не о дискриминации. Пишущий корреспондент имел возможность иногда не присутствовать в окопах, отразить события в тексте со слов свидетелей или ознакомившись с наградными листами, в которых описаны подвиги. Военным фотографам же приходилось несладко. Как вспоминал Константин Симонов: «Войну издали не снимешь, войну можно снимать только вблизи». Современных объективов, у которых фокусное расстояние 300 м и выше, на тот момент не существовало. Знаменитая камера Leica («Лейка») и советский аналог «ФЭД» даже с приставным дальномером выдавали качественные снимки только при условии, что они сделаны не более чем с 30 м. Получалось, военный фотограф должен был находиться в центре боев, что традиционно считается уделом мужчин. Наталья Боде стала исключением.
С 1934 года, когда ей исполнилось 20 лет, она работала в разных изданиях. С 1938-го занималась фотохроникой для Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). Девушку хорошо знали в профессиональных кругах. Считали: она разбирается в фототехнике лучше многих мужчин, не говоря уже о том, что ее по праву можно назвать фотохудожником. У Боде присутствовало удивительное чувство построения кадра, хотя хроникер не обязан раздумывать над концепцией изображения, а должен выдавать максимум снимков, каждый из которых является историческим документом.
Незадолго до войны Наталья вышла замуж за фотожурналиста Бориса Казюка, своего коллегу. У них родился сын. После 22 июня 1941 года Борис ушел добровольцем на фронт и очень скоро погиб.
За Бориса!
Боде, недолго думая, оставила двухлетнего сына на попечение бабушки и, взяв свою камеру «Лейка2А», отправилась к редактору газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» полковому комиссару Ивану Мышанскому. Письменное заявление хрупкой 26-летней Натальи с просьбой отправить ее на фронт в качестве фотокора его удивило. Тогда в изданиях РККА не было ни одной женщины, исполнявшей такие обязанности. Поскольку в начале июля 1941-го иллюзорные настроения окончательно не исчезли, он начал убеждать Боде, что скоро советская армия повернет немцев вспять, к осени вытеснит до Берлина, и ей незачем рисковать. Однако та коротко и решительно ответила: «Мне есть зачем и за кого. За Бориса!» Мышанский знал о гибели мужа Натальи. Ему был известен уровень ее работы по снимкам для ТАСС. Поэтому скрепя сердце он принял положительное решение. Полагал, что молодая вдова быстро выплеснет горе и после первых трудных командировок на передовую перегорит. Тогда никто не мог предположить, что Мышанский умрет в феврале 1943-го, а Боде пройдет шесть фронтов и закончит войну в Берлине.
Фронтовое везение
В первый тяжкий год войны Наталья дважды попадала в окружение. Сначала — в августе 1941-го под Уманью вместе с частями Юго-Западного фронта. Тогда в плену оказались более 500 тысяч бойцов и командиров. Командующий фронтом генерал Кирпонос погиб при попытке прорыва. Фотокору Боде, привыкшей ради удачного кадра преодолевать десятки километров без отдыха и еды, строить шалаши в лесах, снимать под ураганным огнем, удалось выскользнуть из огненного кольца!
В мае 1942-го она вновь попала в окружение, на сей раз под Харьковом. Смерть дышала ей в спину, но опять повезло: из котла ее вывез летчик, осуществлявший разведку на самолете У-2. В том же месяце, 27-го числа, в метре от вагона-фотолаборатории, где Боде трудилась и жила, упала двухтонная немецкая бомба. Искорежила состав, уничтожила оборудование, однако Наталью за 15 минут до этого вызвали в штаб.
Постоянно рискуя, Боде не забывала находить такие ракурсы, при которых обычные снимки становились произведениями искусства. Например, кадр, где солдаты кормят лошадей самодельными валенками фашистов, изготовленными из соломы, — признанный шедевр. Ее работы публиковали не только в «Красной Армии», но и в центральных газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Огонек» и зарубежной печати (через Совинформбюро).
Попав в Сталинград, Наталья делала не просто фотокарточки, а символы беспощадной борьбы не на жизнь, а на смерть. Притаившись в завалах и грудах плавящегося железа, она ждала удачной композиции. За ее вспышкой охотились снайперы. В крошку разлетались целые улицы, а Боде удавалось спастись, находясь в центре событий. Она снимала и фашистские кладбища, чтобы знали: возмездие неотвратимо. Впрочем, в ее фотографиях пленных немецких солдат чувствуется проявление жалости к жертвам фашистской пропаганды.
Очень нужный кадр
В 1943-м, в начале летнего стратегического наступления вермахта под Курском, захватчики делали ставку на новое супероружие — танки «Тигр». Борта и корму его башни формовали из одной полосы броневой стали толщиной 8,2 см. Толщина лобового листа — 10 см, а бортовых бронеплит — от 8 до 10 см. Впервые в поле зрения советских войск танк попал в конце августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом. Массово его начали применять в боях за Харьков в марте 1943-го. Противотанковые пушки СССР не могли повредить эти машины. В одном из боев на Курской дуге у «Тигра» вышел из строя двигатель. Танк оставался на поле боя. Экипаж задраил люк и уничтожил 22 советских Т-34 и Т-70 из 26-й танковой бригады. Железные чудовища рвали в клочья советскую оборону, что порой вызывало панику. Не зря эти бронемашины классифицировали как прорывные. Однако 7 июля 1943 года выяснилось: «Тигр» уязвим. Его удалось подбить у железнодорожной станции Поныри в Курской области. Немецкие танкисты из 505-го танкового батальона бросили горящую машину. Она осталась на нейтральной полосе, обстреливаемой с обеих сторон. Гитлеровцы старались их немедленно эвакуировать с поля боя в случае поломки, чтобы они не попали в руки противника. Но здесь — не удалось. В советской прессе появились сообщения об уничтожении «Тигра», однако факт нуждался в фотоподтверждении. Сделать снимок направили Наталью. Когда она прибыла в расположение 307-й стрелковой дивизии, комдив генерал Еншин побагровел от негодования: «Это ж ползти почти под нос к немцам. В штабе мужиков не нашлось?» Боде успокоила: «Ничего, я везучая». Нейтральную полосу немцы обстреливали из минометов. Фотокор переоделась в танковый комбинезон и поползла по-пластунски в сторону искореженной машины. Сначала вместе с ней перемещались разведчики, пытаясь прикрыть. Потом стало ясно: передвигающаяся группа заметнее юркой девушки-одиночки. Бойцы отступили. Это видели захватчики, вероятно, не разглядев тонкую фигурку Натальи, продолжившей путь по телам убитых и прячась за ними. Она добралась до нужной точки для снимка идеального качества — 10 м от танка. Очевидцы вспоминали: «Мы ждали час. Обстрел «нейтралки» не прекращался. Но вот увидели возле наших передовых окопов ее силуэт. Наташа в изорванном на локтях и коленях комбинезоне, руки и ноги в крови, торжествующе улыбалась: «Есть снимок!» Потом изменилась в лице и тихо добавила: «Переползать через немецкие трупы ужасно противно…» За этот подвиг Наталья Федоровна получила орден Красной Звезды. Фото опубликовали, и они очень помогли поднять боевой дух. По одной из версий, снимки принесли пользу и разработчикам оружия. Специалисты пытались по ним изучить слабые места бронемашины. По другим сведениям, 17 января 1943-го в ходе боев по прорыву блокады Ленинграда советские разведчики захватили фактически неповрежденный «Тигр». Экипаж бежал, даже не уничтожив технические документы. Машину эвакуировали в тыл для исследований. Естественно, эта информация оставалась секретной и не попала на страницы газет. В результате смогли разработать снаряды, способные противодействовать цитадели на гусеницах. А еще поняли: толщина крыши башни всего 2,6 см и это слабое место. Летом 1944 года 505-й танковый батальон потерял все свои «Тигры» в БССР. Наталья тоже такое запечатлела, как и освобождение Минска и десятков других городов.
Вдохновила писателя
В минуты затишья мастер снимала быт солдат в процессе отдыха, мирное население. Кадры невероятно точно передают атмосферу времени. Фотографировала детей на освобожденных территориях. В каждой работе чувствуется сердце матери маленького сынишки, оставшегося на попечении бабушки.
После войны Боде трудилась корреспондентом в разных изданиях, вышла замуж за поэта Евгения Долматовского, с которым познакомилась в редакции фронтовой газеты, для которой он писал. У пары родилась дочь.
В начале 1960-х литератор Леонид Первомайский, вдохновленный историей девушки-фотокорреспондента, опубликовал философский роман «Дикий мед» о героике и буднях войны. Прототипом главной героини — корреспондента Варвары Княжич — стала Наталья. В 1966-м на «Мосфильме» режиссер Владимир Чеботарев экранизировал произведение. Роль Княжич исполнила Алла Ларионова.
Боде не любила говорить о войне и ни разу не устраивала выставки, чтобы не будоражить воспоминания людей. Только в 1996-м, после того как она ушла из жизни, внуки распахнули чемоданы со старыми снимками, ахнули от разнообразия запечатленных моментов и открыли галерею работ Натальи Федоровны.
Еще материалы рубрики:
Людмила Шагалова: «Чокнутых старух играть не хочу»
Муж актрисы Инны Чуриковой режиссер Глеб Панфилов влюбился в нее, увидев в роли… Бабы-яги!