Белоснежные статуэтки, чаши и вазы — выставка фарфора Дэхуа в художественной галерее Михаила Савицкого поражает утонченностью и мастерством. Как китайские профессионалы сохраняют древние секреты и адаптируют их к современности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фарфор Дэхуа создают в одноименном уезде на юго-востоке Китая, в провинции Фуцзянь. Земля богата каолином — глиной высочайшего качества, из которой формируют изделия. Мастера сохраняют традиции уже четыре тысячи лет, передавая секреты из поколения в поколение.
— Представьте себе: на протяжении стольких лет одно и то же ремесло, — отметила ведущий научный сотрудник Музея истории города Минска Евгения Стальмахова. — Производство не прекращалось ни на день. В Китае говорят, что дэхуаский фарфор «тонкий, как бумага, изящный, как нефрит, и звонкий, как колокольчик».


Белоснежный фарфор, известный в Европе под названием Blanc de Chine — «китайская белизна», отличается особой чистотой и полупрозрачностью. Его мягкий, теплый оттенок получается благодаря низкому содержанию железа и обжигу при высокой температуре. На выставке представлено более 100 работ 30 мастеров.
— Все, что вы видите здесь, создано современными художниками, — уточнила специалист. — Это не музейные экспонаты, а актуальные работы. Даже небольшой выбор позволяет оценить красоту и масштаб традиции.
Особое внимание привлекает скульптурная композиция в виде растущего бамбука. Каждый побег символизирует развитие, движение вперед, совершенствование. Рядом — хризантема, знак долголетия и гармонии в восточной культуре.
На полках и в витринах — фарфор всех видов: от предметов искусства до утилитарных сервизов. Например, в одном из уголков можно увидеть миниатюры, посвященные зимним Олимпийским играм 2022 года в Пекине.
— Несмотря на разные экспонаты, все же основное внимание уделено изделиям для чайной церемонии, — пояснила Е. Стальмахова. — Есть работы, выполненные в исторической китайской стилистике, а есть те, которые создавали специально для европейского рынка.
Один из таких экспонатов — чайный сервиз «Звездная ночь» по мотивам картины Ван Гога.
— Видно, что мастера стремятся соединить традицию и современность, — добавила ведущий научный сотрудник. — Они продолжают свои обычаи, но и открыты для диалога с миром.
На выставке также выделяется витрина с авторским фарфором, который, вероятно, будет особенно интересен любителям творчества.
— Представлены скульптуры, символизирующие не только китайскую, но и белорусскую культуру. Например, в образе большого быка китайские мастера видят параллели с белорусским зубром, — подчеркнула специалист. — А вот скульптура с девушкой на ките — это уже не просто художественная работа, а настоящая сказка, которую можно интерпретировать по-разному. К примеру, этот образ отсылает к мифу о похищении Европы, античном сюжете, который был любим многими художниками.
Фарфор Дэхуа был важным экспортным товаром Китая еще во времена Морского шелкового пути. В Европе он стал признаком утонченности и богатства, а со временем — предметом коллекционирования.
— Мы также показываем фильм о дэхуаском фарфоре, — рассказала Е. Стальмахова. — Можно увидеть кадры из итальянских дворцов, где раньше хранились эти изделия. Когда-то они стоили безумных денег и сегодня продолжают считаться подарками государственного уровня.
В 2015 году уезду Дэхуа было присвоено звание «Мировой столицы керамики», а с 2021 года технология изготовления дэхуаского фарфора включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
— Такое признание получают единицы, — подчеркнула ведущий научный сотрудник. — Для Минска это уникальная возможность увидеть результаты традиции, которой тысячи лет.
Познакомиться с экспонатами можно до 30 ноября включительно.
Фото автора