Со дня рождения Владимира Жбанова — 65 лет. Каким был известный минский скульптор
Работы скульптора Владимира Жбанова стали своего рода визитной карточкой Минска. А истории их создания — городскими легендами. С кого слеплена «Девочка с зонтиком», как родилась «Незнакомка» и какова судьба человека, который позировал для «Прикуривающего», знают многие минчане. А приезжим об этом расскажет каждый экскурсовод.
Заслуга Владимира Ивановича в том, что он снял скульптуру с постамента, добавил ей легкости и задора, лишив идеологической нагрузки. Его произведения стали народными, с ними фотографируются, у них загадывают желания.
Мастера не стало семь лет назад. Сегодня ему могло бы исполниться 65 лет. Его вдова Жанна Жбанова рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, каким был этот удивительный человек.
— Жанна Владимировна, в 2014 году, к 60-летию Владимира Ивановича, в Национальном центре современного искусства, а в продолжении в Музее истории города Минска по вашей инициативе и благодаря поддержке была организована выставка его неизвестных работ. Тогда же предполагалось создать зал со скульптурами Жбанова в Минске. С тех пор дело продвинулось?
— Нет, на ул. Революционную, 8, где была возможность разместить работы, с пр. Рокоссовского переехала художественная галерея произведений Леонида Щемелёва. В итоге из дворика на Революционной даже пришлось убрать две работы Жбанова: «Гусара» и «Мюнхгаузена», поскольку никакого отношения к Щемелёву они не имеют. Во дворике городского музея сегодня нет скульптур моего мужа.
— И где теперь «Гусар» и «Мюнхгаузен»?
— Мы их забрали. «Мюнхгаузеном» интересовались: хотели поставить его возле Дома кино. Но всё упирается в деньги. Вообще «Мюнхгаузен» отливался для Национальной библиотеки — должен был стоять в зимнем саду. Задумывался небольшой фонтанчик для орошения растений. Но когда комиссия принимала работу, кому-то не понравилось, что персонаж сидит на книгах, мол, это неэтично. На что Володя ответил: «Он сидит на своих сочинениях».
— К 60-летию Жбанова была выставка, а к 65-летию?
— О Володе вышла книга Анатолия Карася в серии «100 выдатных дзеячаў беларускай культуры». Автор — совершенно потрясающий человек, который сам собирал материал и нашел деньги на печать небольшого тиража. Всё это он сделал с любовью. В брошюру удалось вместить информацию о максимальном количестве работ, которые установлены не только в Минске, но и других городах. Огромная благодарность автору за всю серию о выдающихся деятелях Беларуси.
— Сохранились эскизы работ Жбанова, которые могли появиться в столице: «Поединок» для «Чижовка-Арены», «Царская охота» для Лошицкого парка, «Швейцар» для гостиницы «Минске». Мы их увидим в городе?
— Эскизы выполнены из пластилина и постепенно разрушаются. Для того чтобы отлить работу, нужна форма. Если она погибает, то для ее восстановления тоже нужны средства, а еще — отливка из бронзы.
— Выходит, это были произведения в стол. Много у него таких?
— Володя много работал в стол. Он очень любил Минск и, проходя, к примеру, по какому-нибудь новому скверу, начинал фантазировать, чем можно его украсить, дополнить. А уж если загорался какой-то идеей, то не мог остановиться, пока не воплотит ее. Например, о конкурсе на создание экипажа губернатора у городской ратуши он узнал за полтора дня до подачи заявки. Лепил целые сутки.
— С конца 1990-х скульптуры Жбанова устанавливали в городе одну за другой. Когда он только успевал?
— В работе был совершенно сумасшедшим. Мы же с ним и в отпуске нигде особенно не были, кроме Германии, где он наблюдался у медиков. Мало кто знает, но Жбанов жил с двумя протезами тазобедренных суставов. Первую операцию сделали еще в 1998 году. Сустав рассыпался на 60 %, заострился. Я как представила, что он будет до конца дней в инвалидном кресле! Чтобы оплатить первую дорогостоящую операцию в Москве, продала дом отца, который перешел мне по наследству. Второй протез Володе поставили через пару лет.
— Говорят, Владимир Иванович был человек-театр. Вы с ним, судя по всему, антиподы по характеру?
— Да, я спокойная, уравновешенная, а он — «театр одного актера», человек-радио. У него была потребность выговориться. Когда он возвращался домой, то заполнял собой все пространство, каждый угол. Человека просто распирало! Он начал писать и даже издал повесть. Володя и сам всегда удивлялся: мы такие разные и сошлись. Действительно, противоположные полюса притягиваются.
— Жбанов был романтиком?
— Он оставался им всю жизнь, так и не повзрослел — был вечным мальчишкой. За год службы в Афганистане (1979-1980) — 1 000 писем! Я ему рассказывала, какие в Минске идут постановки, какая погода, укроп ему посылала… Он его в общий котел — все только ахали! В ответ мне приходил эдельвейс, рисунки.
— Нелегко с творческим человеком в быту?
— Наша семья строилась в том числе на юморе — Вова был тот еще шутник. Я прекрасно понимала, что человек жил в своем творческом мире, а я более приземленная. Любой ремонт или даже перестановка была для него катастрофой, вызывала дисбаланс. Однажды, чтобы сделать ремонт, даже предложила ему отдохнуть за границей. В его присутствии это было бы невозможно. До заболевания Володя говорил, что ему обстановка, в которой живет, безразлична. Достаточно солдатской: кровать, стул и музыкальная аппаратура: был меломаном, после него остались более 2 000 дисков. У него были другие ценности — нематериальные. Ему повезло: оказался в нужное время в нужном месте. Свою работу всегда делал с увлечением ребенка, говорил: если я леплю девушку, то я девушка, если леплю лошадь, то и я лошадь.
Справочно
Владимир Жбанов родился в 1954 году в Минске, в семье военного. В 1973 году выпустился из Минского художественного училища им. Глебова, в 1979-м окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне Белорусская государственная академия искусств), отделение скульптуры художественного факультета. Служил в Афганистане (1979-1980). После армии учился в творческих мастерских Академии художеств СССР. Преподавал в Минском художественном училище им. Глебова 13 лет. Умер 16 января 2012 года, похоронен на Восточном кладбище.
Фото Сергея Пожоги, Павла Дылейко