1200 90

Со дня рождения Владимира Жбанова — 65 лет. Каким был известный минский скульптор

Работы скульптора Владимира Жбанова стали своего рода визитной карточкой Минска. А истории их создания — городскими легендами. С кого слеплена «Девочка с зонтиком», как родилась «Незнакомка» и какова судьба человека, который позировал для «Прикуривающего», знают многие минчане. А приезжим об этом расскажет каждый экскурсовод.

IMG 5900

«Девочка с зонтиком», Михайловский сквер, 2000 г.

IMG 5868

«Незнакомка», Михайловский сквер, 1998 г.

IMG 5902

«Прикуривающий», Михайловский сквер, 1999 г.

Заслуга Владимира Ивановича в том, что он снял скульптуру с постамента, добавил ей легкости и задора, лишив идеологической нагрузки. Его произведения стали народными, с ними фотографируются, у них загадывают желания.

IMG 7210

«Банщик», у городской бани № 7, 2004 г.

IMG 7225

«Почтальон», возле кинотеатра «Октябрь», 2005 г.

IMG 7272

«Маленький генерал», около Минского суворовского военного училища, 2008 г.

Мастера не стало семь лет назад. Сегодня ему могло бы исполниться 65 лет. Его вдова Жанна Жбанова рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, каким был этот удивительный человек.

MG 4452— Жанна Владимировна, в 2014 году, к 60-летию Владимира Ивановича, в Национальном центре современного искусства, а в продолжении в Музее истории города Минска по вашей инициативе и благодаря поддержке была организована выставка его неизвестных работ. Тогда же предполагалось создать зал со скульптурами Жбанова в Минске. С тех пор дело продвинулось?

Нет, на ул. Революционную, 8, где была возможность разместить работы, с пр. Рокоссовского переехала художественная галерея произведений Леонида Щемелёва. В итоге из дворика на Революционной даже пришлось убрать две работы Жбанова: «Гусара» и «Мюнхгаузена», поскольку никакого отношения к Щемелёву они не имеют. Во дворике городского музея сегодня нет скульптур моего мужа.

— И где теперь «Гусар» и «Мюнхгаузен»?

— Мы их забрали. «Мюнхгаузеном» интересовались: хотели поставить его возле Дома кино. Но всё упирается в деньги. Вообще «Мюнхгаузен» отливался для Национальной библиотеки — должен был стоять в зимнем саду. Задумывался небольшой фонтанчик для орошения растений. Но когда комиссия принимала работу, кому-то не понравилось, что персонаж сидит на книгах, мол, это неэтично. На что Володя ответил: «Он сидит на своих сочинениях».

— К 60-летию Жбанова была выставка, а к 65-летию?

— О Володе вышла книга Анатолия Карася в серии «100 выдатных дзеячаў беларускай культуры». Автор — совершенно потрясающий человек, который сам собирал материал и нашел деньги на печать небольшого тиража. Всё это он сделал с любовью. В брошюру удалось вместить информацию о максимальном количестве работ, которые установлены не только в Минске, но и других городах. Огромная благодарность автору за всю серию о выдающихся деятелях Беларуси.

kniga— Сохранились эскизы работ Жбанова, которые могли появиться в столице: «Поединок» для «Чижовка-Арены», «Царская охота» для Лошицкого парка, «Швейцар» для гостиницы «Минске». Мы их увидим в городе?

— Эскизы выполнены из пластилина и постепенно разрушаются. Для того чтобы отлить работу, нужна форма. Если она погибает, то для ее восстановления тоже нужны средства, а еще — отливка из бронзы.

— Выходит, это были произведения в стол. Много у него таких?

— Володя много работал в стол. Он очень любил Минск и, проходя, к примеру, по какому-нибудь новому скверу, начинал фантазировать, чем можно его украсить, дополнить. А уж если загорался какой-то идеей, то не мог остановиться, пока не воплотит ее. Например, о конкурсе на создание экипажа губернатора у городской ратуши он узнал за полтора дня до подачи заявки. Лепил целые сутки.

IMG 7264

«Экипаж», у городской ратуши, 2004 г.

— С конца 1990-х скульптуры Жбанова устанавливали в городе одну за другой. Когда он только успевал?

— В работе был совершенно сумасшедшим. Мы же с ним и в отпуске нигде особенно не были, кроме Германии, где он наблюдался у медиков. Мало кто знает, но Жбанов жил с двумя протезами тазобедренных суставов. Первую операцию сделали еще в 1998 году. Сустав рассыпался на 60 %, заострился. Я как представила, что он будет до конца дней в инвалидном кресле! Чтобы оплатить первую дорогостоящую операцию в Москве, продала дом отца, который перешел мне по наследству. Второй протез Володе поставили через пару лет.

— Говорят, Владимир Иванович был человек-театр. Вы с ним, судя по всему, антиподы по характеру?

— Да, я спокойная, уравновешенная, а он — «театр одного актера», человек-радио. У него была потребность выговориться. Когда он возвращался домой, то заполнял собой все пространство, каждый угол. Человека просто распирало! Он начал писать и даже издал повесть. Володя и сам всегда удивлялся: мы такие разные и сошлись. Действительно, противоположные полюса притягиваются.

— Жбанов был романтиком?

— Он оставался им всю жизнь, так и не повзрослел — был вечным мальчишкой. За год службы в Афганистане (1979-1980) — 1 000 писем! Я ему рассказывала, какие в Минске идут постановки, какая погода, укроп ему посылала… Он его в общий котел — все только ахали! В ответ мне приходил эдельвейс, рисунки.

— Нелегко с творческим человеком в быту?

Наша семья строилась в том числе на юморе — Вова был тот еще шутник. Я прекрасно понимала, что человек жил в своем творческом мире, а я более приземленная. Любой ремонт или даже перестановка была для него катастрофой, вызывала дисбаланс. Однажды, чтобы сделать ремонт, даже предложила ему отдохнуть за границей. В его присутствии это было бы невозможно. До заболевания Володя говорил, что ему обстановка, в которой живет, безразлична. Достаточно солдатской: кровать, стул и музыкальная аппаратура: был меломаном, после него остались более 2 000 дисков. У него были другие ценности — нематериальные. Ему повезло: оказался в нужное время в нужном месте. Свою работу всегда делал с увлечением ребенка, говорил: если я леплю девушку, то я девушка, если леплю лошадь, то и я лошадь.

IMG 5795

«Лошадь», возле Комаровского рынка, 2001 г.

IMG 5838

«Дама с собачкой» и «Фотограф», около Комаровского рынка, 2001 г.

IMG 5739

IMG 5759

«Семья», у ЦУМа, 2011 г.

DSC 0253

Скульптура-фонтан «Золотой трилистник», Молодечно, 2011 г.

DSC 0256

«Глашатай», Молодечно, 2011 г.

Справочно

Владимир Жбанов родился в 1954 году в Минске, в семье военного. В 1973 году выпустился из Минского художественного училища им. Глебова, в 1979-м окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне Белорусская государственная академия искусств), отделение скульптуры художественного факультета. Служил в Афганистане (1979-1980). После армии учился в творческих мастерских Академии художеств СССР. Преподавал в Минском художественном училище им. Глебова 13 лет. Умер 16 января 2012 года, похоронен на Восточном кладбище.

Фото Сергея Пожоги, Павла Дылейко

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Минчанин вырастил в шкафу куст конопли — суд наказал его огромным штрафом

Вынесен приговор 50-летнему ранее не судимому горожанину, который вырастил в квартире куст конопли, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Октябрьского района.

cbd 7665217 1920
Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Несколько лет назад фигурант нашел семечко растения рода Cаnnabis, из которого летом 2024 года из интереса решил вырастить в домашних условиях куст конопли. О процессе возделывания культуры он прочитал информацию в интернете, после чего приобрел лампу, термометры, удобрения, грунт, а из системного блока компьютера достал вентилятор. В шкафу минчанин оборудовал своего рода гроубокс.

В один из дней в его квартиру на ул. Аэродромной нагрянули оперативники наркоконтроля и изъяли растение. В отношении мужчины возбудили уголовное дело. Вину он полностью признал, в соединенном раскаялся.

— Обвиняемый работает переплетчиком в частной компании, ранее к уголовной ответственности не привлекался, — прокомментировал помощник прокурора Октябрьского района Виктор Завадич, выступавший по этому уголовному делу государственным обвинителем. — Суд признал его виновным в незаконном посеве и выращивании растений, содержащих психотропные вещества, в целях иного получения наркотических средств, и на основании ч. 1 ст. 329 УК Республики Беларусь назначил ему наказание в виде штрафа в доход государства размере 300 базовых величин (12 000 рублей).

Приговор не вступил в силу, может быть обжалован и опротестован в установленном законом порядке.

Как взошла в Мюнхене звезда Антонины Кошель, и почему Минск стал талисманом для советских гимнастов

Словосочетание «70-летний юбилей» в отношении олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Антонины Кошель звучит непривычно. На юбилее звезды советского спорта побывал корреспондент агентства «Минск-Новости». 

20 11 2024 sport antonina koshel miczevich 15

Не скрывающая своего возраста Антонина Владимировна выглядит стильно. Бодрая, подтянутая, обаятельная, с тонким чувством юмора, она была рада всем, кто пришел поздравить ее в этот знаменательный день.

Заместитель министра спорта и туризма Александр Барауля, передав Антонине Кошель поздравительный адрес от Главы государства, в котором отмечено ее честное служение гимнастике и спортивной отрасли в целом как тренера и руководителя, вручил ей Почетную грамоту министерства.

koshel 1972 god

Председатель Постоянной комиссии НОК Беларуси по делам спортсменов Дмитрий Довгаленок, от имени олимпийского комитета поздравляя Антонину Владимировну с красивой датой, заметил: его с виновницей торжества объединяет не только звание олимпийского чемпиона, но и то, что их родители из одной деревни в Смолевичском районе. Олимпийскую чемпионку в этот день поздравили почти все спортивные организации страны. Процедура заняла более получаса.

Трогательными и искренними были видеопоздравления от совсем юных гимнастов и гимнасток из всех детско-юношеских спортивных школ страны. И это символично. Ведь, чествуя спортивных героев советского прошлого, мы верим, что эстафету их побед продолжит новое поколение.

krajnyaya sleva

Не менее волнительным стал показ слайдов с фотохроникой Антонины Кошель: вот ее снимок с тренером Виктором Хомутовым, а вот кадр со встречи с президентом США Ричардом Никсоном, принимавшим советскую женскую сборную, победившую на мюнхенской Олимпиаде, во время ее спортивных гастролей в Америке. Черно-белые фотографии совсем юной гимнастки во время тренировок и соревнований никого не оставили равнодушным.

Прошло более полувека с тех пор, как в Мюнхене на пьедестал почета XX Олимпийских игр поднялась белоруска, уроженка Минской области Антонина Кошель. Это была золотая эпоха белорусской женской спортивной гимнастики.

medal

Игры-1972 были особенными. Весь предолимпийский сбор команда СССР по гимнастике впервые проводила в белорусской столице. На три месяца минский Дворец спорта стал местом тренировок лучших гимнастов страны. То, что советская сборная по гимнастике на Играх в Мюнхене наполовину состояла из белорусских атлетов как в мужском, так и в женском виде, стало возможным благодаря двум спортивным менеджерам: заместителю председателя Госкомспорта БССР Герману Бокуну, который также был личным тренером четырехкратной олимпийской чемпионки Елены Беловой, и государственному тренеру по спортивной гимнастике Александру Жихаревичу, одному из самых известных советских гимнастов 1960-х, оставившему спорт после серьезной травмы.

Игры в Мюнхене прошли под знаком советской женской спортивной гимнастики. С тех пор для гимнастов СССР Минск стал талисманом. Здесь проходили все последующие предолимпийские сборы.

Фото Сергея Мицевича и из архива Антонины Кошель